Дело № 2-480/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 марта 2012 года Кировский районный суд г.Перми в составе председательствующего судьи Швец Н.М., при секретаре Черепановой С.Н., с участием истца Колясникова Г.В., представителя ответчика Санникова Д.В., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску Колясникова Г.В. к Товариществу собственников жилья «...» о возложении обязанности произвести перерасчет коммунальных платежей, производить начисление за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления, установил: Колясников Г.В. обратился в суд с иском к ТСЖ «...» с требованием обязать ответчика произвести перерасчет коммунальных платежей (за отопление) по квартире №... в доме №... по <АДРЕС> за период с января 2010 года по декабрь 2011 год включительно, уменьшив плату за указанный период на сумму 12204 рубля 34 копейки; обязать ответчика впредь производить начисления по оплате за коммунальные услуги (отопление) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (отопление), установленных Региональной энергетической комиссией Пермского края для 5-9 этажных домов; взыскать государственную пошлину в размере 200 рублей. В обоснование заявленного требования указано, что истец является собственником жилого помещения №..., расположенного на 5 этаже 5-этажного дома №...» по <АДРЕС>. В нарушение действующего законодательства ТСЖ с января 2010 года предъявляет к оплате коммунальную услугу «отопление», исчисленную из нормативов потребления 3-4 этажных домов. Таким образом, за период с января 2010 года по декабрь 2011 год ТСЖ излишне начислено и предъявлено к оплате истцу 12204 рубля 34 копейки. В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивал. Дополнительно пояснил, что дом №... по <АДРЕС> относится к зданиями каскадного типа, и состоит из двух 4-х и одной 5-ти этажных секций. На сегодняшний день за ним числится задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 12204 рубля 34 копейки, образовавшейся в связи с отказом им оплачивать отопление, исчисленного по нормативам потребления, установленных для 3-4 этажных домов. Общего собрания собственников помещений по адресам <АДРЕС> 27 ноября 2009 года не проводилось, поэтому представленный представителем ответчика протокол собрания не соответствует действительности. Кроме того, в компетенцию собрания не входит изменение нормативов потребления коммунальных услуг. С января 2012 года оплата за отопление осуществляется исходя из фактического потребления, в связи с чем его исковое требование о возложении обязанности производить начисления по оплате за коммунальные услуги (отопление) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (отопление), установленных Региональной энергетической комиссией Пермского края для 5-9 этажных домов, не является актуальным. Представитель ответчика судебном заседании заявленные истцом требования не признал, пояснив, что начисление истцу оплаты за отопления по нормативам потребления 4-этажных домов обусловлено особенностью здания №... по <АДРЕС>, имеющего каскадное строение, и решением общего собрания членов ТСЖ от 27 ноября 2009 года о начислении отопления для 3-4 этажных зданий. В противном случае у ТСЖ перед ресурсопоставляющей компанией возникнет задолженность, следовательно, будут нарушены права лиц, проживающих в 4-этажных секциях, поскольку дом имеет единую систему отопления. Суд, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, установил следующее. Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится жилищное законодательство. Колясников Г.В. является собственником четырехкомнатной квартиры общей площадью 88,6 кв.м., расположенной на пятом этаже, пятиэтажного дома по адресу: <АДРЕС>, что подтверждено свидетельством №.... В соответствии со ст. 291 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья). Собственниками жилых помещений многоквартирных домах по адресам <АДРЕС> избран способ управления жилого дома товариществом собственников жилья, в связи с чем с 01.06.2007г. обязательства по организации содержания и ремонта общего имущества, предоставления коммунальных услуг собственникам и нанимателям помещений в указанных домах передано от МУ «...» к ТСЖ «...» (далее ТСЖ), что подтверждено заключенным соглашением №.... 01 января 2008 года ООО «...» и ТСЖ «...» заключен договор №... снабжения тепловой энергией в сетевой воде домов №... по <АДРЕС>. Статьей 153 Жилищного кодекса РФ (долее ЖК) предусмотрена обязанность собственника по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а статьей 154 ЖК РФ предусмотрена структура указанной платы, включающая в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за коммунальные услуги. В силу ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен также статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 ЖК РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год. Таким образом, с учетом положений ст. 157 ЖК РФ установление нормативов потребления тепловой энергии отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Порядок предоставления коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307. Согласно п.3 Правил коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг". Пунктом 10 Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Согласно подпункту «д» Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования. Пунктом 13 Правил предусмотрено, что основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов. Согласно таблице № 7 "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 23 мая 2006 года, значение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома дифференцировано в зависимости от срока постройки и этажности жилых домов. Решением Пермской городской Думы от 24 ноября 2009 года №... «О внесении изменения в решение Пермской городской Думы от 23 декабря 2003 года №... «О нормативах потребления коммунальных услуг» для многоквартирных домов до 1999 года постройки включительно установлены следующие нормативы потребления коммунальных услуг (отопление): для 3-4 этажных домов – 0,0242 Гкал/1 кв.м. общей площади в месяц; для 5-9 этажных домов 0,0188 Гкал/1 кв.м. общей площади в месяц. Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 17 декабря 2009 г. №...-т «О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО ...» (г.Пермь)» утвержден тариф на тепловую энергию на 2010 год в размере 851,96 руб./Гкал (без НДС) или 1005,31 руб./Гкал (включая НДС). Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 21 декабря 2010г. №...-т «О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО ...» (г.Пермь)» утвержден тариф на тепловую энергию на 2011 год в размере 970,06 руб./Гкал (без НДС) или 1144,67 руб./Гкал (включая НДС). С учетом указанных правовых актов тарифы на тепловую энергию в 2010 году составляли для 3-4 этажных домов – 24,33 руб./кв.м. общей площади в месяц; для 5-9 этажных домов – 18,90 руб./кв.м. общей площади в месяц; в 2011 году 27,70 руб./кв.м. общей площади в месяц для 3-4 этажных домов, и 21,52 руб./кв.м. общей площади в месяц для 5-9 этажных домов. Судом установлено, что дом №... по <АДРЕС>, 1942 года постройки, состоит из трех секций, 2 из которых (8 подъездов) имеют 4 этажа, одна (из четырех подъездов) 5 этажей. Истец является собственником квартиры, расположенной на 5 этаже пятиэтажного дома №... по <АДРЕС>. Указанные обстоятельства подтверждаются инвентарным делом на домовладение Кировского филиала ГУП «...», техническим паспортом МУП ... на домовладение по состоянию на 13 марта 2010 года, свидетельствами о государственной регистрации права, техническими паспортами на квартиру. Решением общего собрания собственников помещений в домах №... по <АДРЕС>, оформленного протоколом №... от 27 ноября 2009 года ТСЖ «...», в связи с указанием в техническом паспорте на домовладение 4 этажей решено применять при начислении за тепловую энергию тарифы для 3-4 этажных зданий. Таким образом, решением собрания фактически установлен единый норматив потребления коммунальных услуг по отоплению для всех трех входящих в состав ТСЖ жилых домов без учета конструктивных и технических параметров дома №... по <АДРЕС>, что привело к завышению (то есть изменению) тарифа, подлежащего применению для 5 – этажных домов. В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. На момент проведения общего собрания 27 ноября 2009 года имелся технический паспорт здания (строения), составленный ГУК «...» Кировский районный филиал по состоянию на 26 декабря 2007 года, в котором значится, что дом №... по <АДРЕС> состоит из 5 этажей. Доказательств наличия на 27 ноября 2009 года технического паспорта на домовладение, содержащего сведения об 4 этажности указанного дома, представителем ответчика не представлено. С учетом изложенных обстоятельств суд считает обоснованными доводы истца о необходимости применения ему в 2010-2011 г.г. при начислении оплаты за отопление нормативов потребления, установленных Региональной энергетической комиссией Пермского края для 5-9 этажных домов. При этом возражения представителя ответчика, согласно которым дом снабжен единой системой отопления не могут повлиять на выводы суда, поскольку данный показатель не относится к конструктивным и техническим параметрам дома, влияющих на изменение нормативов потребления, определенных пунктом 13 Правил, при том как значение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома дифференцировано лишь в зависимости от срока постройки и этажности жилых домов. В соответствии со статьей 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. Расчет нормативов потребления тепловой энергии относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством РФ. Таким образом, поскольку при отсутствии общедомовых приборов учета обслуживающая организация не может руководствоваться какой-либо иной методикой расчета, а обязана выставлять гражданам счета исходя из нормативов потребления и тарифов, установленных органами исполнительной власти субъектов, при расчете которых учитывается, в том числе этажность дома, то решение общего собрания от 27 ноября 2009 года, как противоречащее положениям статьи 157 ЖК РФ, применению не подлежит. Доводы представителя ответчика о том, что применение при начислении истцу оплаты за отопление иного тарифа приведет к образованию задолженности перед ресурсопоставляющей компанией, следовательно, нарушению прав лиц, проживающих в 4-этажных секциях, суд считает необоснованными, так как согласно пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Также пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Нормой, содержащейся в абзаце втором пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, предусмотрено, что приобретение исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. Следовательно, указанные положения действующего законодательства должны быть учтены при заключении ТСЖ «...» с ООО «...» договоров на снабжение тепловой энергией. В свою очередь, применение усредненного расчета норматива тепловой энергии при установленном едином тарифе на тепловую энергию влечет для Колясникова Г.В. превышение оплаты за данную коммунальную услугу, что нарушает его имущественные права как потребителя. Согласно представленным истцом счетам-квитанциям, подтвержденных расчетами ТСЖ, Колясникову Г.В. в 2010 году предъявлено к оплате за отопление 25575,72 (2131,31 х 12) рублей, в 2011 году 29118,24 (2426,52 х 12) рублей, при том как подлежало начислению 19867,68 ((...) рублей и 22621,82 (21...) рублей соответственно. Таким образом, в 2010-2011 г.г. истцу необоснованно было начислено к оплате за отопление 12204,46 (...) рублей. В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение исходя из заявленных требований. Защита гражданских прав осуществляется путем признания права и иными способами, предусмотренными законом (статья 12 Гражданского кодекса РФ). С учетом изложенных обстоятельств, суд считает возможным удовлетворить требования истца, обязав ТСЖ произвести перерасчет коммунальных платежей (за отопление) по квартире №... в доме №... по <АДРЕС> за период с января 2010 год по декабрь 2011 года включительно, уменьшив плату за этот период на сумму 12204 рубля 34 копейки. При этом, поскольку требование истца в данном случае не связано с отсутствием коммунальной услуги либо её предоставлением ненадлежащего качества, то доводы представителя ответчика о том, что возможность перерасчета носит исключительно заявительный характер и ограничена шестью месяцами до момента обращения за перерасчетом, не основаны на требованиях действующего законодательства, в том числе раздела VII Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006г. № 307. С января 2012 года начисление коммунальной услуги «отопление» собственникам помещений в доме №... по <АДРЕС> осуществляется на основании прибора учета, что сторонами не оспаривается, и является основанием для отказа в удовлетворении требования истца о возложении на ТСЖ обязанности впредь производить начисления Колясникову Г.В. по оплате отопления исходя из нормативов потребления отопления, установленных Региональной энергетической комиссией Пермского края 5-9 этажных домов. Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истец при подаче иска уплатил государственную пошлину в размере 200 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу Колясникова Г.В. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Обязать Товарищество собственников жилья «...» произвести перерасчет коммунальных платежей (за отопление) по квартире №... в доме №... по <АДРЕС> за период с января 2010 года по декабрь 2011 год включительно, уменьшив плату за указанный период на сумму 12204 рубля 34 копейки. В удовлетворении искового требования Колясникова Г.В. о возложении на Товарищество собственников жилья «...» обязанности впредь производить начисления по оплате за коммунальные услуги (отопление) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (отопление), установленных Региональной энергетической комиссией Пермского края для 5-9 этажных домов, отказать. Взыскать с товарищества собственников жилья «...» в пользу Колясникова Г.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Решение в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г.Перми в апелляционном порядке. Судья Н.М.Швец