Дело 2-1351/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 июля 2012 года Кировский райсуд г.Перми в составе председательствующего Терентьевой М.А., при секретаре Шадриной М.В., с участием представителя истца Тиуновой Е.В., представителя ответчика ОАО «ЖКП № 2» - Негуляева А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Жилищно-коммунальное предприятие № 2» о нарушении порядка ценообразования и предоставления информации, возложения обязанностей, УСТАНОВИЛ: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратилось в суд и просит: признать действия ответчика, выразившиеся в нарушении порядка ценообразования при представлении жилищно-коммунальных услуг (текущего ремонта, содержания жилья) потребителям по адресу: <АДРЕС>, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей; признать действия ответчика, выразившиеся в непредставлении информации об исполнителе услуги в платежных документах (квитанциях), противоправными в отношении неопределенного круга потребителей проживающих по адресу: <АДРЕС>; возложить на ответчика Открытое акционерное общества «Жилищно-коммунальное предприятие № 2» обязанность прекратить нарушение прав потребителей, выразившееся в нарушения порядка ценообразования при представлении жилищно-коммунальных услуг (текущего ремонта, содержания жилья) потребителям по адресу: <АДРЕС>, а именно: проводить начисление по содержанию жилья по тарифу 9 руб. 54 коп, текущий ремонт по тарифу 6 руб. 46 коп., утвержденных Постановлением Администрации г. Перми от 19.02.2010 г. №... «Об установлении размера платы за услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения для населения в жилых зданиях» в соответствии с п. 7. ст. 156, п. 4. ст. 158 Жилищного кодекса РФ; возложить на ответчика обязанность привести платежные документы (квитанциях) в соответствии с требованием п. 38 «Правил представления коммунальных услуг гражданам», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»; обязать ответчика в месячный срок с момента принятия судом решения об удовлетворении настоящего иска довести его до сведения потребителей через средства массовой информации или иным путем. В обоснование заявленных требований указано, что основанием для подачи искового заявления послужила жалоба гражданки Д.., проживающей по адресу: <АДРЕС>, в отношении ОАО «ЖКП-2», осуществляющего деятельность по оказанию жилищно-коммунальных услуг. В результате проведения административного расследования было установлено, что ОАО «ЖКП-2» допустило завышение регулируемых государством тарифов на жилищные услуги, выразившееся в том, что размер платы за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, предоставляемые гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <АДРЕС>, рассчитывается по тарифам, установленным ОАО «ЖКП-2», а не по тарифам, установленным органами местного самоуправления. Нормами Жилищного Кодекса РФ предусмотрено единственное основание для применения тарифов, отличных от тарифов, установленных органом местного самоуправления - это принятое решение общего собрания собственников жилья. Однако, такого собрания не проводилось, следовательно, оснований для расчета платы за жилищные услуги, исходя из тарифов, установленных ОАО «ЖКП-2», у общества не было. В ходе административного расследования установлено, что многоквартирный дом, расположенный адресу <АДРЕС> это благоустроенный 5-ти этажный жилой дом без лифта и мусоропровода. Согласно Постановлению Администрации г. Перми от 19.02.2010 г. №... «Об установлении размера платы за услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения для населения в жилых зданиях», утвержден размер платы для 3-5-этажных жилых домов со всеми видами благоустройства, кроме лифта и мусоропровода (с централизованным холодным водоснабжением, централизованным горячим водоснабжением либо нагревателями, централизованным отоплением, канализацией, газоснабжением либо напольными электрическими плитами) за услуги по содержанию жилого помещения в размере 9 руб. 54 коп./кв. м. и текущему ремонту жилого помещения 6 руб. 46 коп./кв.м. Из счет-квитанции за ноябрь, декабрь 2011 г., выставленных гражданке Д.., следует, что с неё взимается плата за услуги по содержанию (13 руб. 65 коп./м2) и ремонту жилого помещения (9 руб. 46 коп./м2), вместо 9 руб. 54 коп за содержание жилья и 6 руб. 46 коп за текущий ремонт жилого помещения. Согласно письму ОАО «ЖКП-2» от 18.01.2012 №... повышение цен по содержанию и ремонту жилого помещения, расположенного по адресу: <АДРЕС> произошло с 01.10.2011 г. Из вышеизложенного следует, что ОАО «ЖКП-2» допустило завышение регулируемых государством тарифов на жилищные услуги. От данных действий ОАО «ЖКП-2» пострадала не только гражданка Д.., но и не определенный круг потребителей, проживающие по адресу: <АДРЕС>. За нарушение порядка ценообразования при представлении жилищно-коммунальных услуг (текущего ремонта, содержания жилья) ответчик привлекался к административной ответственности (Постановление № 263-3 от 03.04.2012г.). Данное постановление не было обжаловано и вступило в законную силу. ОАО «ЖКП-2» так же было привлечено к административной ответственности по части 1 ст.14.8 КоАП РФ за отсутствие информации об исполнителе услуги, данный факт был установлен из платежных документов (квитанций) за сентябрь, октябрь 2001 г. предъявляемых для оплаты за оказание жилищно-коммунальных услуг собственнику Д. (не указаны наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица) номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), единица измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод, что является нарушением ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 38 «Правил представления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307. Меры по устранению выше указанных нарушений ОАО «ЖКП-2» не принимаются. В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивала на основании указанных выше обстоятельств. Представитель ответчика заявленные требования не признал. Пояснил, что ОАО «ЖКП-2» является коммерческой организацией, следовательно, не может работать в убыток. Согласился с тем, что тарифы завышены, так как ОАО «ЖКП № 2» не укладывается в муниципальные тарифы. Общее собрание на предмет утверждения тарифов не проводилось, ответчик самостоятельно установил тарифы по содержанию и текущему ремонту на основании подсчета затрат ответчика. Уведомления о новых тарифах были разосланы жильцам. Также пояснил, что ранее ОАО «ЖКП-2» привлекалось к административной ответственности за превышение тарифов. В квитанциях нет адреса место расположения организации, так как новая программа закуплена недавно, с августа жильцам будут выданы квитанции за июль, где будет отражена вся необходимая информация. Суд, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему. В силу ст. 17 закона РФ «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом. Согласно ст. 40, 46 закона РФ «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей. Орган государственного надзора может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Согласно ст. 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Согласно п. 28, 32 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений. Согласно п. 36 постановления в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Согласно постановлению Администрации г. Перми от 19 февраля 2010 г. №... «Об установлении размера платы за услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения для населения в жилых зданиях» в 3-5-этажных жилых домах со всеми видами благоустройства, кроме лифта и мусоропровода (с централизованным холодным водоснабжением, централизованным горячим водоснабжением либо нагревателями, централизованным отоплением, канализацией, газоснабжением либо напольными электрическими плитами) плата за содержание жилого помещения (содержание общего имущества многоквартирного дома) составляет 9,54 руб. за 1 кв. метр общей площади жилья, плата за текущий ремонт жилого помещения (текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома) – 6,46 руб. В соответствии со ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Согласно ст. 10 закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 38 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 « порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» в платежном документе указываются: а) почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя); б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования; в) указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод; г) объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который: при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление); при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом; при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем с учетом положений пункта 31 Правил; при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения); д) сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи: с проживанием временных жильцов; со снижением качества коммунальных услуг; с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором; е) сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды; ж) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); з) другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором. Как следует их материалов дела, ОАО «Жилищно-коммунальное предприятие № 2» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 17 апреля 1998г. (л.д. 37), является коммерческой организацией, созданной для выполнения работ и оказания услуг с целью получения прибыли (л.д. 24). В судебном заседании установлено, что ОАО «ЖКП-2» осуществляет деятельность по оказанию жилищно-коммунальных услуг, в частности, обслуживает 5-этажный жилой дом со всеми видами благоустройства, кроме лифта и мусоропровода (с централизованным холодным водоснабжением, централизованным горячим водоснабжением либо нагревателями, централизованным отоплением, канализацией, газоснабжением либо напольными электрическими плитами) №... по <АДРЕС>. В соответствии с приказом №... от 01.10.2011г. в связи с недостаточным финансированием жителями статьи «текущее содержание и ремонт мест общего пользования» с 01.10.2011г. были утверждены новые тарифы: по статье «содержание мест общего пользования» - 13,65 рублей за 1 кв. метр общей площади жилья, по статье «текущий ремонт мест общего пользования» - 9,46 руб. Согласно имеющимся в материалах дела квитанциям за ноябрь 2011г, декабрь 2011г., выставленным жильцу дома по <АДРЕС> Д.., за данный период тариф за содержание жилого дома составил 13,65 руб. с 1 кв. метра общей площади жилого помещения, тариф за текущий ремонт 9,46 руб. Как следует из материалов дела, ранее ответчик привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6, ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. В соответствии с постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю по делу об административном правонарушении №... от 03.04.2012г. ОАО «ЖКП-2» допустило завышение регулируемых государством тарифов на жилищные услуги, установленного п. 7 ст. 156, п. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, постановлением Администрации г. Перми от 19 февраля 2010 г. N 68 «Об установлении размера платы за услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения для населения в жилых зданиях», решением Пермской городской Думы от 26.03.19999г. №... «Об утверждении положении о порядке формирования и установления цен для населения на жилищные услуги и методики расчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги». Согласно данному постановлению ответчик был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ (нарушение порядка ценообразования) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1638,12 руб. (л.д. 40-43). Согласно постановлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю по делу об административном правонарушении №... от 03.04.2012г. ОАО «ЖКП-2» признано виновным также в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей (л.д. 44-45). Данные постановления ответчиком не обжаловались, вступили в законную силу. В судебном заседании представитель ответчика подтвердил факт совершения указанных административных правонарушений. Таким образом, в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ единственным основанием для применения тарифов, отличных от тарифов, установленных органом местного самоуправления, является принятие об этом решения общего собрания собственников жилья. Как установлено в судебном заседании, такое собрание не проводилось, следовательно, оснований для расчета платы за жилищные услуги, исходя из тарифов, установленных ответчиком, у ОАО «ЖКП-2» не было, следовательно, требование заявителя в части возложения на ответчика обязанности производить начисления по содержанию жилья и текущему ремонту в доме №... по <АДРЕС> по муниципальным тарифам до утверждения собственных тарифов по содержанию жилья и текущему ремонту в установленном законом порядке подлежат удовлетворению. При этом пояснения представителя ответчика относительно экономической нецелесообразности работы ОАО «ЖКП-2» по муниципальным тарифам не могут быть приняты во внимание, поскольку ответчик, являясь исполнителем жилищных услуг, обязан оказывать их в соответствии с законодательством РФ, в том числе, в соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей». Также в судебном заседании было установлено, что в платежных документах (квитанциях), предоставляемых ответчиком собственникам жилых помещений, не указано наименование исполнителя, номер его банковского счета, банковские реквизиты, адрес (место нахождения), единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод, что является нарушением прав потребителей. Таким образом, требование заявителя в части возложения на ответчика обязанности привести платежные документы, предъявляемые к оплате потребителям дома №... по <АДРЕС> в соответствии с требованиям п.38 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2005 года и ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» в части предоставления информации об исполнителе услуги также подлежат удовлетворению. В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от которой был освобожден истец, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально части удовлетворенных исковых требований. Таким образом, с ОАО «ЖКП-2» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в размере 4000 рублей. В силу ст. 46 закона «О защите прав потребителей» суд обязывает ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу довести через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей дома №... по <АДРЕС> решение суда. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Обязать ОАО «Жилищно-коммунальное предприятие № 2» производить начисления по содержанию жилья и текущему ремонту в доме №... по <АДРЕС> по муниципальным тарифам до утверждения собственных тарифов по содержанию жилья и текущему ремонту в установленном законом порядке. Обязать ОАО «Жилищно-коммунальное предприятие № 2» привести платежные документы, предъявляемые к оплате потребителям дома №... по <АДРЕС> в соответствии с требованиям п.38 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2005 года и ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» в части предоставления информации об исполнителе услуги. Обязать ОАО «Жилищно-коммунальное предприятие № 2» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу довести через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей дома №... по <АДРЕС> решение суда. Взыскать с ОАО «Жилищно-коммунальное предприятие № 2» в государственную пошлину в доход бюджета в размере 4 000 рублей. Председательствующий: