обеспечение беспрепятствованного доступа



Дело № 2-761/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 июля 2012 года Кировский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Терентьевой М.А., при секретаре Шадриной М.В., с участием прокурора Власовой Н.М., представителя ответчика ИП Шавриной Л.Э. - Бушинской В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к Шавриной Л.Э., Шаврину Н.М. об обеспечении беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г. Перми в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился к ИП Шавриной Л.Э., Шаврину Н.М. с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об обеспечении беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры; просит обязать ИП Шаврину Л.Э. обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно, оборудовать вход в аптечное учреждение, расположенное по адресу: <АДРЕС>, пандусом, отвечающим требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», увеличить площадь для маневрирования кресла-коляски перед дверью до 1,5 м.

В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно преамбуле Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В силу статьи 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным, образовательным и другим учреждениям). К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения относятся в том числе и аптеки (ст.3 Закона Пермской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермской области» от 27.12.2004 г. № 1957-424). Указанный закон Пермской области устанавливает перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур (ст.4 Закона), к которым в частности относится оснащение объектов социальной инфраструктуры пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80 утвержден отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (далее - Отраслевой стандарт), который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами. В силу п. 3.1 Отраслевого стандарта все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещения другой организации. Аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотрены в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73, в соответствии со ст.ст. 2, 3, 6, п. 1 ст. 46 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Согласно СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» установлены следующие требования к доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения: в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для моломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного и надземного перехода, соединенного с этим зданием (п. 3.13); лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема (п. 3.9). В ходе проведенной прокуратурой Кировского района г.Перми совместной с представителями КРО ПКО «Всероссийского общества инвалидов» по Кировскому району г.Перми проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Кировском районе г.Перми установлено, что аптечное учреждение, принадлежащее ИП Шавриной Л.Э., расположено на первом этаже жилого дома №... по <АДРЕС>, имеет отдельный вход. Нежилое помещение в д№... по <АДРЕС> ИП Шаврина Л.Э. занимает на основании договора аренды от 01.03.2011, заключенного с собственником нежилого помещения – ИП Шавриным Н.М., которому оно принадлежит на праве собственности. Перед входом в аптечное учреждение имеется крыльцо из металлоконструкции, облицованное керамической плиткой, с 6 ступенями. На ступенях имеется пандус в виде двух приваренных металлических швеллеров. Данный пандус не соответствует действующим нормам, установленным СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Так в соответствии с п.3.29 СНиП 35-01-2001 максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1 метра (фактически установлен пандус в виде двух металлических швеллеров, общая ширина которого составляет 70 см, ширина одного швеллера – 18 см, расстояние между швеллерами 34 см). Кроме того, в соответствии с требованиями п.3.19 СНиП 35-01-2001- глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании «от себя» должна быть не менее 1,2 м, а при открывании «к себе» не менее 1,5 м при ширине 1,5 м. Фактически площадка перед первой входной дверью, открывающейся «на себя», имеет размеры 1,13 м при ширине более 2 м. В связи с тем, что имеющейся пандус не обеспечивает беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения, в том числе и инвалидов, аптечным учреждением ИП Шавриной Л.Э. ограничивается их право на получение необходимых лекарственных средств, что позволяет прокурору района в соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в целях защиты и обеспечения их конституционных прав.

В судебном заседании прокурор Власова Н.М. на заявленных требованиях настаивает на основании указанных выше обстоятельств.

Представитель ответчика ИП Шавриной Л.Э. пояснила, что заявленные требования без согласия собственника выполнить не представляется возможным, проводится работа по согласованию проектной документации на установку пандуса, разработана техническая документация, составлена смета, после утверждения которой собственник будет решать, кто будет производить оплату указанных работ. Кроме того, ИП Шаврина Л.Э. намерена далее осуществлять фармацевтическую деятельность по адресу: <АДРЕС>, на который Министерством здравоохранения Пермского края выдана лицензия.

Ответчик ИП Шаврина Л.Э. в судебное заседание не явилась, о дате и месте судебного заседания надлежащим образом извещена.

Ответчик ИП Шаврин Н.М. в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания надлежащим образом извещен, возражений по заявленному требованию не представил.

Представитель третьего лица – КРО ПКО «Всероссийское общество инвалидов» по Кировскому району г. Перми в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты. В силу положений части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Указанный основополагающий принцип осуществления гражданских прав закреплен также и положениями статьи 10 ГК Российской Федерации, в силу которых не допускается злоупотребление правом.

Конвенция о правах инвалидов (принята 13 декабря 2006 года резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН) определяет инвалидов как лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими (статья 1), налагает на государства-участники обязательства по принятию мер, связанных с реализацией правоспособности, которые предусматривали бы надлежащие и эффективные гарантии предотвращения злоупотреблений в соответствии с международным правом прав человека и ориентировались на уважение прав, воли и предпочтений лица, были бы свободны от конфликта интересов и неуместного влияния, соразмерны обстоятельствам этого лица и подстроены под них, применялись в течение как можно меньшего срока, регулярно проверялись компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебной инстанцией и обеспечивались указанными гарантиями соразмерно тому, в какой степени ими затрагиваются права и интересы другого лица (пункт 4 статьи 12).

Установив в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 72, пункт «ж» части 1 Конституции РФ социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ. В соответствии со ст. 3 закона Пермской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермской области» от 27.12.2004г. № 1957-424 аптеки относятся к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения. Согласно ст. 4 указанного закона к специальным приспособлениям и оборудованию для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в числе прочих относится оснащение объектов социальной инфраструктуры пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания.

Как следует из материалов дела, 28.02.2012г. старшим помощником прокурора Кировского района г. Перми младшим советником юстиции Власовой Н.М., с участием государственных инспекторов отдела мониторинга контроля обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения Щ. и К. была проведена проверка аптечного учреждения ИП Шавриной Л.Э., расположенного по адресу: <АДРЕС> литер. А. В результате проверки установлено, что указанное аптечное учреждение расположено на первом этаже жилого дома по указанному адресу. Аптечное учреждение имеет отдельный вход, оборудованный крыльцом из пяти ступеней. Ширина ступеней 40 см, длина - 80 см. На ступенях расположен пандус в виде двух швеллеров шириной 18 м. Общая ширина пандуса составляет 70 см. Расстояние между швеллерами 35 см. Длина каждого швеллера составляет 250 см. Крыльцо оборудовано перилами высотой 80 см. Расстояние от пандуса до входа в аптеку составляет 113 см (л.д. 6-7).

Как следует из свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, Шарина Л.Э. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 06.07.2010г. (л.д. 14).

В соответствии с выпиской из приказа Министерства здравоохранения Пермского края от 24.01.2012г. №..., Шавриной Л.Э. выдана лицензия на осуществление фармацевтической деятельности по адресу: <АДРЕС>, литер А (л.д. 15-16).

ИП Шаврина Л.Э. занимает нежилое помещение по адресу: <АДРЕС>, литер А на основании договора аренды от 01.03.2011г., заключенного с ИП Шавриным Н.М.

Данное нежилое помещение принадлежит ИП Шаврину Н.М. на праве собственности (л.д. 20).

В соответствии с п. 2.2.2 указанного договора арендатор не вправе производить перепланировок, иных изменений помещения без письменного согласия арендодателя, а также без проектной документации, согласованной в установленном порядке (л.д. 17).

Как следует из материалов дела, 09.04.2012г. между ИП Шавриной Л.Э. (заказчик) и ООО «...» (исполнитель) был заключен договор, предметом которого являлось выполнение проектных работ по устройству пандуса для маломобильной группы населения входной группы аптеки по адресу: <АДРЕС>.

Как следует из предоставленного исполнителем проекта, техническая возможность для установки по указанному адресу пандуса, соответствующего требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», имеется.

23.05.2012г. проект на устройство пандуса на существующем крыльце входа для маломобильных групп населения был направлен в адрес ИП Шаврина Н.М. для получения от него письменного разрешения о переоборудовании крыльца и пандуса принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения по адресу <АДРЕС> в соответствии с указанным проектом. Данное заявление получено ИП Шавриным Н.М. 23.05.2012г. (л.д. 40).

Доказательств, подтверждающих несогласие собственника нежилого помещения на установку пандуса, соответствующего требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также на увеличение площади маневрирования кресла-коляски перед дверью до 1.5 метров, суду не представлено.

Собственнику известно о возбужденном гражданском деле, арендатор осуществляет действия, направленные на устранение нарушения прав маломобильных групп населения (разработка технической документации, сметы и т.д.). То обстоятельство, что на день рассмотрения дела собственник не высказал письменного согласия на установку пандуса и увеличение площади маневрирования кресла-коляски перед дверью до 1.5 метров, не является, по мнению суда, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку, как указано выше, права и охраняемые законом интересы инвалидов гарантируются государством, а вопросы улучшения имущества, переданного в аренду, могут быть предметом рассмотрения в ином порядке.

Анализируя изложенные обстоятельства, суд полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ИП Шаврину Л.Э. обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в объектам социальной инфраструктуры, оборудовав вход в аптечное учреждение, расположенное по адресу: <АДРЕС>, падусом, отвечающим требованиям СНиП 35-01-2011 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», увеличить площадь маневрирования кресла-коляски перед дверью до 1,5 метров.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г.Перми в апелляционном порядке.

Председательствующий: