обеспечение беспрепятствованного доступа



Дело № 2-773/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 июля 2012 года Кировский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Терентьевой М.А., при секретаре Шадриной М.В., с участием прокурора Власовой Н.М., представителя ответчика ООО «Аптека-Таймер регион» - Бушинской В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Аптека-Таймер регион», ООО «АЯКС» об обеспечении беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г. Перми в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился к ООО «Аптека-Таймер регион», ООО «АЯКС» с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об обеспечении беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры; просит обязать ООО «Аптека-Таймер регион» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в объектам социальной инфраструктуры, привести лестницы и пандус в аптечном учреждении по адресу: <АДРЕС> в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2011 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», оборудовав указанное помещение перилами вдоль пандуса, отвечающими требованиям СНиП 35-01-2011, а также установить пандус и перила внутри указанного помещения, отвечающие требованиям СНиП 35-01-2011.

В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием. Согласно преамбуле Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» данный закон направлен на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. В силу ст. 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным, образовательным и другим учреждениям). К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения относятся, в том числе, и аптеки (ст. 3 Закона Пермской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермской области» от 27.12.2004г. № 1957-424). Указанный закон Пермской области устанавливает перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур (ст. 4 закона), к которым в частности относится оснащение объектов социальной инфраструктуры пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80 утвержден отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения (далее – Отраслевой стандарт), который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами. В силу п. 3.1 Отраслевого стандарта все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещения другой организации. Аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотрены в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001г. № 73, в соответствии со ст.ст. 2, 3, 6, п. 1 ст. 46 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Согласно СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» установлены следующие требования к доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения: в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного и надземного перехода, соединенного с этим зданием (п. 3.13); лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема (п. 3.9). В ходе проведенной прокуратурой Кировского района г.Перми совместной с представителями КРО ПКО «Всероссийского общества инвалидов» по Кировскому району г.Перми проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Кировском районе г.Перми установлено, что аптечное учреждение ООО «Аптека-Таймер регион», расположено в отдельном здании по адресу: <АДРЕС>. Помещение ООО «Аптека-таймер регион» занимает на основании договора аренды от 07.08.2009г., заключенного с собственником нежилого помещения – ООО «АЯКС».

Указанное помещение имеет отдельный вход, оборудованный крыльцом с тремя ступенями. Высота первой ступени 15 см, второй – 14 см, третьей – 15 см.

Пунктом 3.29 СНиП 35-01-2011 закреплено, что ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1.0 м. в остальных случаях – принимать по ширине полосы движения согласно 3.18м. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на поворот должны быть глубиной не менее 1.5 м. В соответствии с п. 3.30 несущие конструкции пандусов следует выполнять из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций помещений пандусов – не менее 120. В нарушение указанных требований внизу крыльцо указанного помещения бетонное, сверху обшито деревянными досками. С правой стороны крыльца имеется пандус в виде двух деревянных досок длиной 138 см каждая. Ширина каждой доски 16 см. Общая длина пандуса 64 см, расстояние между досками 32 см. Размер площадки крыльца перед входной дверью 116 см на 185 см. Согласно п. 3.31 следует предусматривать бортики высотой не меее 0,05 см по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0.45м для предотвращения соскальзывания трости или ноги. В нарушение данного требования указанный бортик отсутствует. Установленный пандус не оборудован перилами, что является нарушением п. 3.32 указанного СНиП, в котором предусмотрено, что вдоль обеих сторон лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0.45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Кроме того, внутри помещения имеется одна ступень вниз, высотой 7 см, необорудованная пандусом, что является нарушением установленных требований. Таким образом, пандус в аптечном учреждении не соответствует установленным требованиям, поручень вдоль пандуса отсутствует. Также пандус и перила отсутствуют в самом помещении при имеющейся ступени. При наличии указанных нарушений не обеспечивается беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения, в том числе и инвалидов, аптечным учреждением ООО «Аптека-Таймер регион», ограничивается их право на получение необходимых лекарственных средств, что позволяет прокурору района в соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в целях защиты и обеспечения их конституционных прав.

В судебном заседании прокурор Власова Н.М. на заявленных требованиях настаивает на основании указанных выше обстоятельств.

Представитель ответчика ООО «Аптека-Таймер регион» пояснила, что заявленные требования без согласия собственника выполнить не представляется возможным, проводится работа по согласованию проектной документации на установку пандуса, разработана техническая документация, составлена смета, после утверждения которой собственник будет решать, кто будет производить оплату указанных работ. Кроме того, ООО «Аптека-Таймер» намерено далее осуществлять фармацевтическую деятельность по адресу: <АДРЕС>, на который Министерством здравоохранения Пермского края выдана лицензия.

Ответчик ООО «АЯКС» в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания надлежащим образом извещен, возражений по заявленному требованию не представил.

Представитель третьего лица – КРО ПКО «Всероссийское общество инвалидов» по Кировскому району г. Перми в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.

В силу положений части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Указанный основополагающий принцип осуществления гражданских прав закреплен также и положениями статьи 10 ГК Российской Федерации, в силу которых не допускается злоупотребление правом.

Конвенция о правах инвалидов (принята 13 декабря 2006 года резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН) определяет инвалидов как лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими (статья 1), налагает на государства-участники обязательства по принятию мер, связанных с реализацией правоспособности, которые предусматривали бы надлежащие и эффективные гарантии предотвращения злоупотреблений в соответствии с международным правом прав человека и ориентировались на уважение прав, воли и предпочтений лица, были бы свободны от конфликта интересов и неуместного влияния, соразмерны обстоятельствам этого лица и подстроены под них, применялись в течение как можно меньшего срока, регулярно проверялись компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебной инстанцией и обеспечивались указанными гарантиями соразмерно тому, в какой степени ими затрагиваются права и интересы другого лица (пункт 4 статьи 12).

Установив в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 72, пункт «ж» части 1 Конституции РФ социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

В соответствии со ст. 3 закона Пермской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермской области» от 27.12.2004г. № 1957-424 аптеки относятся к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения.

Согласно ст. 4 указанного закона к специальным приспособлениям и оборудованию для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в числе прочих относится оснащение объектов социальной инфраструктуры пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания.

Как следует из материалов дела, 21.02.2012г. старшим помощником прокурора Кировского района г. Перми младшим советником юстиции Власовой Н.М., помощником прокурора Ч.., с участием представителя Кировской районной организации Пермской краевой организации «Всероссийское общество инвалидов» Ю.., была проведена проверка аптечного учреждения ООО «Аптека-Таймер регион». В результате проверки установлено, что указанное аптечное учреждение расположено в отдельном здании по адресу: <АДРЕС>. Имеет отдельный вход, оборудованный крыльцом с тремя ступенями высотой соответственно 15, 14 и 15 см. Крыльцо бетонное (внизу), а сверху обшито деревом. С правой стороны крыльца имеется пандус в виде двух деревянных досок длиной 138 см каждая. Ширина досок 16 см каждая. Общая ширина пандуса 64 см, расстояние между досками 32 см. Размеры площадки крыльца перед входной дверью 116 на 185 см. Шина первой выходной двери 148 см, второй – 87 см. Высота порогов не превышает 2.5 см. Внутри помещения имеется одна ступенька вниз высотой 7 см (л.д. 6).

Как следует из свидетельства о государственной регистрации ООО «Аптека-Таймер регион» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.09.2008г. (л.д. 15).

ООО «Аптека-Таймер регион» имеет лицензию №... от 28.04.2009г. на осуществление фармацевтической деятельности (л.д. 26).

ООО «Аптека-Таймер регион» занимает помещение аптеки, расположенной по адресу: <АДРЕС>, на основании договора аренды нежилого помещения от 07.08.2009г., заключенного с ООО «АЯКС» (л.д. 29).

В соответствии с п. 1.3 договора, ООО «АЯКС» является собственником указанного помещения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 21.05.2007г№....

В соответствии с п. 2.3.1 указанного договора арендатор вправе переоборудовать и перепланировать арендуемое помещение с письменного согласия арендодателя за счет собственных средств (л.д. 30).

Как следует из материалов дела, 09.04.2012г. между ООО «Аптека-Таймер регион» (заказчик) и ООО «...» (исполнитель) был заключен договор, предметом которого являлось проведение исполнителем технического обследования входной группы аптеки по адресу: <АДРЕС> на предмет возможности устройства пандуса для маломобильной группы населения.

Как следует из предоставленного исполнителем проекта, техническая возможность для установки по указанному адресу пандуса, соответствующего требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», имеется.

21.05.2012г. проект на устройство пандуса на существующем крыльце входа для маломобильных групп населения был направлен в адрес ООО «АЯКС» для получения от письменного разрешения о переоборудовании крыльца и пандуса принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения по адресу <АДРЕС> в соответствии с указанным проектом. Данное заявление получено ООО «АЯКС» 21.05.2012г. (л.д. 66).

Доказательств, подтверждающих несогласие собственника нежилого помещения на установку пандуса и перил, соответствующих требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», суду не представлено.

Собственнику известно о возбужденном гражданском деле, арендатор осуществляет действия, направленные на устранение нарушения прав маломобильных групп населения (разработка технической документации, сметы и т.д.). То обстоятельство, что на день рассмотрения дела собственник не высказал письменного согласия на установку пандуса и перил, не является, по мнению суда, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку, как указано выше, права и охраняемые законом интересы инвалидов гарантируются государством, а вопросы улучшения имущества, переданного в аренду, могут быть предметом рассмотрения в ином порядке.

Анализируя изложенные обстоятельства, суд полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ООО «Аптека-Таймер регион» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в объектам социальной инфраструктуры, привести лестницы и пандус в аптечном учреждении по адресу: <АДРЕС> в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2011 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», оборудовав указанное помещение перилами вдоль пандуса, отвечающими требованиям СНиП 35-01-2011, а также установить пандус и перила внутри указанного помещения, отвечающие требованиям СНиП 35-01-2011.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г.Перми в апелляционном порядке.

Председательствующий: