Дело № 2-1396/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 июля 2012 года Кировский районный суд г.Перми в составе председательствующего судьи Поносовой И.В., при секретаре Наумовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Стенина Ю.Л. об оспаривании действии (бездействия) администрации города Перми, УСТАНОВИЛ: Стенин Ю.Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Перми, выразившееся в отказе в признании Стенина Ю.Л. нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и не включении его в отдельный список с момента обращения 16.04.2012 года. Просит обязать администрацию города Перми устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя – признать Стенина Ю.Л. нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельный участков и включении его в отдельный список с момента обращения 16.04.2012 года. В обоснование заявленных требований Стенин Ю.Л. указал, что 16.04.2012 года обратился в администрацию города Перми с заявлением о признании его нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и постановке на льготную очередь в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», поскольку относится к льготной категории граждан – ветеран боевых действий. К заявлению были приложены необходимые документы. Письмом Департамента земельных отношений администрации города Перми от 16.05.2012 года, полученным заявителем 31.05.2012 года, Стенину Ю.Л. отказано в регистрации заявления и постановке на льготную очередь, в связи с тем, что в настоящее время полномочия по ведению указанных списков ни на один орган администрации города Перми не возложены. Администрацией города Перми принято решение о необходимости разработки порядка регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, а также определения органа, на который будут возложены полномочия по ведению списков. С данным ответом заявитель не согласен, поскольку федеральное законодательство возлагает обязанность на органы местного самоуправления по регистрации заявлений о предоставлении садовых, огородных или дачных земельных участков и, кроме того, не устанавливает каких-либо оснований отказа и ограничений постановки заявителей в очередь. Бездействие администрации города Перми, выразившимся в отказе в признании заявителя нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и непостановке в льготную очередь нарушает права и свободы заявителя и в полной мере использования льгот ветерана боевых действий. В судебное заседание заявитель не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что на требованиях настаивает. Представители администрации города Перми, Департамента земельных отношений администрации города Перми в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, каких-либо заявлений не представили, отношения к заявленным требованиям не выразили. Суд, исследовав представленные доказательства, приходи к следующему. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ). В силу п. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Заявителем обжалуется бездействие администрации города Перми, выразившееся в отказе в признании Стенина Ю.Л. нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и не включении его в льготный список с момента обращения 16.04.2012 года. Согласно представленному удостоверению, выданному ГУВД Пермской области 10.03.2005 года, Стенин Ю.Л. имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах». В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранам боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки: преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Гражданин вправе в судебном порядке обжаловать решение об отказе в предоставлении земельного участка. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования. Статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" закреплен порядок выбора и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также порядок действий органа местного самоуправления, направленных на создание объединений: Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Согласно ст. 58 Устава города Перми, администрация города - исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законодательством Пермской области (края). Департамент земельных отношений администрации города является функциональным подразделением администрации города. Осуществляет полномочия администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством (Положение о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утв. решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210) Письмом Департамента земельных отношений администрации города Перми от 16.05.2012 года на обращение Стенина Ю.Л. о включении в льготный список граждан, нуждающихся в получении садового, огородного или дачного земельного участка, разъяснено, что в настоящее время полномочия по ведению указанных списков ни на один орган администрации города Перми, в том числе, на Департамент земельных отношений не возложены. Администрацией города Перми принято решение о необходимости разработки порядка регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, а также определения органа, на который будут возложены полномочия по ведению списков. Учитывая изложенное, включение в список будет возможно после разработки и утверждения порядка регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, а также определения органа, на который будут возложены полномочия по ведению таких списков. Согласно доводам заявителя, данное письмо им получено 31.05.2012 года; в суд с заявлением Стенин Ю.Л. обратился 05.06.2012 года, срок обращения в суд, установленный ст. 256 ГПК РФ, заявителем соблюден. Проанализировав действующее законодательство в соответствующей правовой сфере, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению. Федеральное законодательство возлагает обязанность на органы местного самоуправления по регистрации и учету заявлений о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и формирование списков граждан, подавших такое заявление, в том числе, отдельного льготного списка. Кроме того, нормы Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не устанавливает каких-либо оснований отказа и ограничений постановки заявителей в очередь. Таким образом, администрацией города Перми – органом местного самоуправления, не исполнена обязанность по регистрации и учету в льготном списке заявления Стенина Ю.Л. о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка. Указанным бездействием администрации города Перми нарушены права Стенина Ю.Л., установленные указанными выше законами. То обстоятельство, что органами местного самоуправления не урегулирован порядок регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, не может служить основанием для неисполнения возложенной законом обязанности по регистрации и учету заявления Стенина Ю.Л. о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка и не должно являться препятствием к осуществлению заявителем своего права. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации города Перми, выразившееся в невключении Стенина Ю.Л. в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков. Обязать администрацию города Перми включить Стенина Ю.Л. в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, с момента его обращения. Решение суда в течение одного месяца с момента принятия судом в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми. Судья : И.В. Поносова