признание бездействия незаконным



Дело № 2-1894/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 октября 2012 года Кировский районный суд г.Перми в составе председательствующего судьи Швец Н.М., при секретаре Черепановой С.Н., с участием представителя заявителя – старшего помощника прокурора Власовой Н.М., представителя администрации Кировского района г.Перми – Шилкова С.А., действующего по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по заявлению прокурора Кировского района г.Перми в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации Кировского района г.Перми незаконным, возложении обязанности,

установил:

Прокурор Кировского района г. Перми, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации Кировского района г.Перми, выразившегося в непринятии мер по направлению предложений и пакета документов для решения вопроса о приеме объекта культурного наследия «Бюст Ф.Э.Дзержинского», расположенного по адресу: <АДРЕС>, в муниципальную собственность в соответствии с требованиями законодательства, незаконным. Также заявитель просит обязать администрацию Кировского района г.Перми направить в Департамент имущественных отношений администрации города Перми документы в соответствии с требованиями постановления администрации города Перми от 22.02.2008 №... «Об утверждении регламента приема бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность» для решения вопроса о приеме объекта культурного наследия «Бюст Ф.Э.Дзержинского» в муниципальную собственность.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании поручения прокуратуры Пермского края от 03.08.2012 №... прокуратурой Кировского района г.Перми проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия, в ходе которой установлено, что на территории Кировского района г.Перми по адресу <АДРЕС> расположен объект культурного наследия – «Бюст Ф.Э.Дзержинского», включенный распоряжением Губернатора Пермской области от 05.12.2000 №... «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения» в список памятников монументального искусства Пермского края регионального значения. В связи с отсутствием собственника названного объекта администрацией в Департамент имущественных отношений администрации города Перми направлено предложение и пакет документов для решения вопроса о приеме объекта культурного наследия «Бюст Ф.Э.Дзержинского» в муниципальную собственность. Поскольку администрацией района для рассмотрения были представлены не все обязательные документы, Департаментом имущественных отношений администрации города Перми предложено устранить недостатки и дополнительно представить недостающие документы. До настоящего времени администрацией Кировского района г.Перми надлежащие меры, направленные на сбор и предоставление в Департамент имущественных отношений администрации города Перми недостающих документов, не предприняты, пакет документов для решения вопроса о приемке объекта культурного наследия «Бюст Ф.Э.Дзержинского» в муниципальную собственность не направлен; объект культурного наследия «Бюст Ф.Э.Дзержинского» на заседании постоянно действующей комиссии по приему бесхозяйных объектов в муниципальную собственность не рассматривался.

Таким образом, администрацией Кировского района г.Перми не исполняются возложенные на территориальных орган функции по формированию предложений и пакета документов для решения вопроса о приеме объекта культурного наследия «Бюст Ф.Э.Дзержинского» в муниципальную собственность, что приводит к ненадлежащему содержанию данного объекта культурного наследия и может привести к его порче и уничтожению.

Представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивала, подтвердив вышеизложенные доводы.

Представитель Администрации Кировского района г.Перми заявленные требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве на заявление. В частности, указано, что для выявления бесхозного имущества – объекта культурного наследия «Бюст Ф.Э. Дзержинского» с проведением последующей процедуры передачи бесхозяйного имущества в муниципальную собственность Администрацией Кировского района г.Перми были направлены соответствующие запросы, в том числе и в ..., который ответ на запрос не направил. Принимая во внимание нахождение спорного объекта на территории ... (ООО «...») по адресу <АДРЕС>, сделать однозначное заключение об отсутствии собственника у объекта невозможно. В настоящее время работа администрации Кировского района г.Перми по выявлению собственника объекта «Бюст Ф.Э. Дзержинского» продолжается. Поскольку спорный объект не выявлен как бесхозяйный, направление предложений и пакета документов для решения вопроса о приеме объекта в муниципальную собственность может повлечь нарушение прав собственника в случае, если таковой имеется. Кроме того, действия по выявлению собственника объекта либо его отсутствия невозможно квалифицировать как незаконное бездействие администрации Кировского района г.Перми.

Суд, исследовав материалы гражданского дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, установил следующее.

На основании ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Положениями п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее ФЗ «О прокуратуре РФ») закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ст. 18, 44 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

По смыслу ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации») к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

К объектам культурного наследия, в числе прочих, ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отнесены памятники, т.е. отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.

Гражданам Российской Федерации гарантирована сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством (ст. 7 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 48 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Из материалов дела следует, что на основании поручения прокуратуры Пермского края от 03.08.2012 №... (л.д. 9 – 10) прокуратурой Кировского района г.Перми проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия.

В ходе проверки установлено, что на территории Кировского района г.Перми (по адресу: <АДРЕС>) расположен объект культурного наследия – «Бюст Ф.Э.Дзержинского», включенный в список памятников монументального искусства Пермского края регионального значения распоряжением Губернатора Пермской области от 05.12.2000 №... «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения» (л.д. 12).

В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа.

Согласно ч. 4 ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности городских округов могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правилами п.п. 3.5.4 п. 3.5 Типового положения о территориальном органе администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 года №... на территориальные органы администрации города Перми (в том числе на администрацию Кировского района г.Перми) в области имущественных отношений возложены функции по проведению работы по выявлению бесхозного недвижимого имущества в пределах границ района, определению необходимости в приемке и признанию права муниципальной собственности на данное имущество согласно установленному порядку приемки бесхозного недвижимого имущества в муниципальную собственность, осуществлению действий, необходимых для проведения технической инвентаризации в порядке, установленном действующим законодательством.

В соответствии с требованиями ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Постановлением администрации города Перми от 22.02.2008 года №... утвержден Регламент приема бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность (далее Регламент).

Согласно Регламента (в редакции от 22.02.2008г.) территориальные органы администрации города Перми изучают и анализируют поступающую информацию по возможному наличию на территории района бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

При необходимости в приеме в муниципальную собственность данных объектов территориальные орган готовит и направляет запросы по уточнению наличия собственника на данное имущество в регистрирующие и иные органы.

В случае подтверждения отсутствия собственников на объекты территориальный орган готовит предложения о приеме объектов в муниципальную собственность и направляет их для рассмотрения в функциональные органы и подразделения администрации города Перми (по функциональному назначению имущества).

После получения заключения от функциональных органов и подразделений администрации города Перми территориальный орган направляет предложения о приеме объектов в муниципальную собственность в Департамент имущественных отношений администрации города Перми для рассмотрения на постоянно действующей комиссии по приему объектов в муниципальную собственность при заместителе главы администрации города.

Комиссия рассматривает сформированные территориальным органом предложения и принимает следующие решения: принять бесхозяйный объект в муниципальную собственность; отказать в приеме объекта в муниципальную собственность; отложить рассмотрение вопроса, запросить дополнительные документы.

С учетом внесенных 24.08.2012 г. Постановлением Администрации г.Перми в Регламент изменений обязанности территориальных органов администрации города Перми по выявлению бесхозяйных объектов не изменены.

Прокуратурой Кировского района г.Перми установлено, что в администрацию Кировского района г.Перми из администрации города Перми поступило обращение о бесхозяйном имуществе (исх. №... от 01.10.2009), в котором до территориального органа доведена информация о наличии в районе объектов культурного наследия, не имеющих собственника (л.д. 15).

В списке таких объектов под номером 2 значится «Бюст Ф.Э.Дзержинского» (л.д. 16).

Указанным обращением администрации Кировского района г.Перми предписано при подтверждении факта отсутствия собственника объектов культурного наследия направить в Департамент имущественных отношений администрации города Перми пакет документов для решения вопроса о признании объектов бесхозяйными и приеме их в муниципальную собственность.

В целях рассмотрения данного обращения администрацией Кировского района г.Перми в 2009-2010г.г. направлялись запросы в регистрирующие и иные органы, в соответствии с ответами на которые собственник объекта культурного наследия «Бюст Ф.Э.Дзержинского» установлен не был, что подтверждается материалами дела.

В связи с отсутствием собственника названного объекта администрацией в Департамент имущественных отношений администрации города Перми направлено предложение и пакет документов для решения вопроса о приеме объекта культурного наследия «Бюст Ф.Э.Дзержинского» в муниципальную собственность.

Вместе с тем, поскольку администрацией района для рассмотрения представлены не все обязательные документы, Департамент имущественных отношений администрации города Перми направило главе администрации Кировского района г.Перми письмо от 26.03.2010 №... с предложением устранить недостатки и дополнительно представить недостающие документы (л.д. 25).

Одновременно из письма Департамента имущественных отношений администрации города Перми от 23.08.2012 исх. №... (л.д. 33) следует, что объект культурного наследия «Бюст Ф.Э.Дзержинского» на заседании постоянно действующей комиссии по приему бесхозяйных объектов в муниципальную собственность не рассматривался.

Таким образом, судом установлено, что требования Департамента имущественных отношений администрации города Перми от 26.03.2010 года до настоящего времени администрацией Кировского района г.Перми в полном объеме не выполнены, при том как порядок подготовки документов для приобретения в муниципальную собственность города Перми бесхозяйного недвижимого имущества Постановлением Администрации г.Перми 24.08.2012 года изменен.

Не опровергают установленного представленные в суде запросы Администрации Кировского района г.Перми в соответствующие органы и учреждения и ответы на них, датируемые 2009, 2010г. и 28.09.2012г., которые фактически подтверждают бездействие администрации Кировского района г.Перми по исполнению законодательства об охране объектов культурного наследия на протяжении 2011 – сентябрь 2012г., то есть до поступления в Кировский районный суд г.Перми настоящего заявления (18.09.2012 года).

Поскольку в судебном заседании установлен факт невыполнения Администрацией Кировского района г.Перми требований федерального законодательства об охране объектов культурного наследия по формированию предложений и пакета документов для решения вопроса о приеме объекта культурного наследия «Бюст Ф.Э.Дзержинского» в муниципальную собственность, что приводит к ненадлежащему содержанию объекта культурного наследия и может привести к его порче и уничтожению, то суд считает возможным требования прокурора Кировского района г.Перми удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать бездействие администрации Кировского района г.Перми в части непринятия мер по направлению предложений и пакета документов для решения вопроса о приеме объекта культурного наследия «Бюст Ф.Э.Дзержинского», расположенного по адресу: <АДРЕС>, в муниципальную собственность в соответствии с требованиями законодательства незаконным.

Обязать администрацию Кировского района г.Перми направить в Департамент имущественных отношений администрации города Перми пакет документов в соответствии с требованиями постановления администрации города Перми от 22.02.2008 №... (ред. от 24.08.2012г.) «Об утверждении Регламента взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми» для решения вопроса о приеме объекта культурного наследия «Бюст Ф.Э.Дзержинского» в муниципальную собственность.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.

Председательствующий Швец Н.М.