РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 октября 2012 года Кировский районный суд г.Перми в составе председательствующего судьи Швец Н.М., при секретаре Черепановой С.Н., с участием представителя истца – Плюсниной Е.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Ознобихиной Е.А. к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о предоставлении земельного участка в аренду, установил: Истица обратилась в суд с требованиями о признании отказа Департамента земельных отношений администрации г.Перми №... от 24.04.2012 года в предоставлении ей в аренду земельного участка, расположенного по адресу <АДРЕС>, незаконным; возложении обязанности предоставить Ознобихиной Е.А. в аренду данного земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 лет. В обоснование заявленных требований указано, что Ознобихина Е.А. является инвалидом ... группы, жилья в собственности не имеет, в соответствии с абз. 4 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов» желает получить в аренду земельный участок. 27.03.2012 года истица направила в Департамент земельных отношений заявление с просьбой предоставить ей в аренду земельный участок по адресу <АДРЕС> для индивидуального жилищного строительства. Данный земельный участок прошел государственный кадастровый учет, имеет кадастровый номер №..., разрешенное использование – под жилой дом, общая площадь участка 919 кв.м. Письмом от 24.04.2012 года в предоставлении истице земельного участка отказано, поскольку порядок предоставления земельных участков данной категории граждан федеральными законами не урегулирован, в настоящее время предоставление земельных участков для индивидуального строительства осуществляется исключительно на торгах. По мнению Ознобихиной Е.А., указанные доводы Департамента земельных отношений администрации г.Перми являются необоснованными, поскольку реализация инвалидом предоставленных ему законом социальных гарантий не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия механизма применения закона; в рамках аукциона невозможна реализация принципа первоочередности представления гражданам земельных участков. Таким образом, отказ Департамента земельных отношений является незаконным и нарушает права истицы. В соответствии с п.10 ст.30 ЗК РФ Ознобихина Е.А., п.5.1. Решения Пермской городской Думы от 2810.2008 года №... «Об утверждении положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г.Перми» просит предоставить ей земельный участок в аренду сроком на 10 лет. Истица в суд не явилась, представила заявление о проведении судебного заседания без ее участия. Представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивала, подтвердив вышеизложенное. По обстоятельствам дела дополнительно пояснила, что Ознобихина Е.А. на учете в качестве нуждающейся в жилье не состоит, ранее принадлежащая ей комната была продана сыну в целях улучшения его жилищных условий. Представитель ответчика в суд не явился, направил заявление о проведении судебного заседания в его отсутствие, исковые требования не признает, просит в их удовлетворении отказать по доводам письменного отзыва, согласно которому истица не является нуждающейся в жилых помещениях, границы истребуемого истцом земельного участка не определены, следовательно, он не может являться предметом гражданских правоотношений. Кроме того, до настоящего времени не урегулирован порядок предоставления инвалидам земельных участков. Представитель третьего лица в суд не явился, просит провести судебное заседание без его участия, исковые требования не признает по вышеуказанным доводам. Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, считает требования Ознобихиной Е.А. не подлежащими удовлетворению в силу следующего. В силу ст. 25 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (п. 1 ст. 28 ЗК РФ). На основании ст. 30, 30.1 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. Согласно ч. 1, 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Судом установлено, что Ознобихина Е.А., 1956 года рождения, является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой №... от 01.08.2011 года (л.д. 8). В силу Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утв. решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 года №..., Департамент заключает договоры купли-продажи, аренды земельных участков на основаниях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством РФ. 27.03.2012 года Ознобихина Е.А. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении ей как инвалиду 3 группы земельного участка площадью 919 кв.м. по адресу: <АДРЕС> в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства (л.д. 10). Ответом №... от 24.04.2012 года Департамента земельных отношений администрации г.Перми Ознобихиной Е.А. отказано в предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по тем основаниям, что согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», право на получение земельного участка предоставляется лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Порядок предоставления земельных участков инвалидам федеральными законами не урегулирован. В настоящее время предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется исключительно на торгах (л.д. 11). Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. К числу таких гарантий относится и положение ч. 14 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Мера социальной поддержки, о предоставлении которой просит истец, является дополнительной гарантией реализации жилищных прав инвалидов. Из толкования во взаимосвязи части 1 и части 14 статьи 17 вышеназванного Закона следует, что возможность обеспечения инвалидов жилой площадью непосредственно связана с нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий. Следовательно, предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан. Таким образом, действующее законодательство (ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для жилищного строительства от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий. Критерии нуждаемости граждан в жилых помещениях содержатся в ст. 51 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ). В частности, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. На основании ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Из материалов гражданского дела следует, что Ознобихина Е.А. являлась собственником комнаты в общежитии, общей площадью 17,5 кв.м., расположенной по адресу: <АДРЕС> На основании договора купли-продажи комнаты от 14.02.2012 года Ознобихина Е.А. продала вышеуказанную комнату М. за ... рублей, при этом согласно представленным документам в комнате никто на регистрационном учете не состоял (л.д. 59 – 61). Договор купли-продажи комнаты зарегистрирован в установленном законом порядке 20.02.2012 года. Выпиской из ЕГРПНИ от 04.05.2012 года подтверждено, что право собственности Ознобихиной Е.А. на объект недвижимого имущества – комнату по адресу: <АДРЕС>, прекращено 20.02.2012 года (л.д. 37). В настоящее время собственником указанной комнаты является Ознобихин М.Ю., приобретший её по договору купли-продажи от 03 мая 2012 года и зарегистрировавший право собственности в установленном порядке 01.06.2012 года. Согласно справке ГУП «...» от 09.10.2012 года Ознобихина Е.А. квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ей на праве собственности, не имеет. Из ответа МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» от 22.05.2012 года следует, что договор социального найма между Ознобихиной Е.А., 1956 года рождения и МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» не заключался (л.д. 23). По состоянию на 01.10.2012 года Ознобихина Е.А. зарегистрирована по адресу <АДРЕС>, о чем свидетельствует справка ООО «УК «...». Таким образом, из представленных документов следует, что истец в настоящее время не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, а также собственником какого-либо жилого помещения, однако совершив сделку по отчуждению принадлежавшего ей жилого помещения М.., ухудшила свои жилищные условия, в связи с чем в настоящее время она, в соответствии ст. 53 ЖК РФ, не вправе считаться нуждающейся в жилом помещении, соответственно - не вправе претендовать на получение меры социальной поддержки в виде предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, полагающейся для категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом мотив совершения действий по отчуждению жилья не имеет значение, поскольку по смыслу ст. 53 ЖК РФ значимым является сам факт совершения действий, которые привели к ухудшению жилищных условий лица. В данном случае истец, дважды (14.02.2012г. и 03.05.2012.) отчуждая комнату в 2012 году, в том числе М. непосредственно перед обращением в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с требованием о предоставлении земельного участка, и после обращения в суд не могла не понимать, что при продаже комнаты право собственности на жилье у нее прекратится, соответственно, с учетом того, что иное жилое помещение она в собственности либо на праве пользования не имеет, возникнет ситуация, требующая участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении истца другим жильем. На основании вышеизложенного и в соответствии с п. 2 ст. 10 ГК РФ суд полагает возможным отказать в защите права истицы на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Ознобихиной Е.А. к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании №... от 24.04.2011 года в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности по предоставлению земельного участка в аренду сроком на 10 лет, площадью 919 кв.м., расположенного по адресу: <АДРЕС>, отказать. Решение в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми. Судья Н.М.Швец