Дело № 2-1704/2012 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 октября 2012 года Кировский районный суд г.Перми в составе председательствующего судьи Зарифуллиной Л.М., при секретаре Хоботовой О.К. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 08 октября 2012 года гражданское дело по заявлению Батальцева М.В. об оспаривании бездействия органов местного самоуправления установил: Батальцев М.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Перми, выразившееся в отказе в признании его нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и не включении его в отдельный список с момента обращения 30 июня 2012 года. Просит обязать администрацию города Перми устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя – признать Батальцева М.В. нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельный участков и включить его в отдельный список с момента обращения 30 июня 2012 года. В обоснование заявленных требований указав, что 30 июня 2012 года обратился в администрацию города Перми с заявлением о признании его нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и постановке на льготную очередь в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», поскольку относится к льготной категории граждан – ветеран боевых действий. К заявлению были приложены необходимые документы. Письмом Департамента земельных отношений администрации города Перми, полученным заявителем 02 августа 2012 года, заявителю отказано в регистрации заявления и постановке на льготную очередь, в связи с тем, что в настоящее время полномочия по ведению указанных списков ни на один орган администрации города Перми не возложены. Администрацией города Перми принято решение о необходимости разработки порядка регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, а также определения органа, на который будут возложены полномочия по ведению списков. Кроме того, указано на отсутствие документов, подтверждающих нуждаемость в получении садового земельного участка (а именно, отсутствия в собственности садового земельного участка или наличие в собственности садового земельного участка, размере которого меньше минимального размера, установленного Законом Пермской области от 02 сентября 2003 года №... «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность. С данным ответом заявитель не согласен, поскольку федеральное законодательство возлагает обязанность на органы местного самоуправления по регистрации заявлений о предоставлении садовых, огородных или дачных земельных участков и, кроме того, не устанавливает каких-либо оснований отказа и ограничений постановки заявителей в очередь. Бездействие администрации города Перми, выразившимся в отказе в признании заявителя нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и отказе в постановке в льготную очередь нарушает права и свободы заявителя и в полной мере использования льгот ветерана боевых действий. Определением суда в протокольной форме от 04 сентября 2012 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Кировского района г. Перми. В судебное заседание заявитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без него, на требованиях настаивает. Ранее представил в суд письменные объяснения по делу, указав, что требование администрации г. Перми о предоставлении документов, подтверждающих нуждаемость в получении земельного участка или наличие в собственности участка, размер которого меньше минимального размера, является незаконным. В заявлении содержалась просьба признать его нуждающимся в получении садового, огородного или дачного земельного участка и включить в отдельный список. Представители администрации города Перми, Департамента земельных отношений администрации города Перми в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, с заявленными требованиями не согласны. Согласно письменному отзыву на заявление, департамент земельных отношений администрации г. Перми возражает против удовлетворения требований заявителя указав, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. В соответствии с уставом г. Перми, территориальные органы администрации г. Перми – это администрации районов города и администрация п. Н.Ляды, создаваемые в целях обеспечения управления внутригородскими районами. Таким образом, заявитель для реализации своих прав должен был обратиться в соответствующее территориальное образование администрации г. Перми. Однако, указанное обстоятельство из заявления не следует. Заявителем не доказан факт обращения с заявлением о постановке на учет в администрацию Кировского района. В связи с чем? никаких ходатайств в рамках ст. 14 в администрацию г. Перми, департамент земельных отношений администрации г. Перми не поступало. Заявителем не доказан факт несоответствия направленного департаментом письма действующему законодательству. Представитель администрации Кировского района г. Перми в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело без него, с заявленными требованиями не согласен. Представил в суд письменные пояснения, согласно которым администрация Кировского района г. Перми полномочиями по обеспечению граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками не обладает и просил исключить администрацию Кировского района г. Перми из числа лиц, участвующих в деле. Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ). В силу п. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Заявителем обжалуется бездействие администрации города Перми, выразившееся в отказе в признании Батальцева М.В. нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и не включении его в льготный список с момента обращения 30 июня 2012 года. Согласно представленному удостоверению, выданному ГУВД Пермской области 04 марта 2005 года, Батальцев М.В. имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах». В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранам боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки: преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Гражданин вправе в судебном порядке обжаловать решение об отказе в предоставлении земельного участка. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования. Статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» закреплен порядок выбора и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также порядок действий органа местного самоуправления, направленных на создание объединений: Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Согласно ст. 58 Устава города Перми, администрация города - исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законодательством Пермской области (края). Департамент земельных отношений администрации города является функциональным подразделением администрации города, осуществляет полномочия администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством (Положение о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утв. решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 №...). Судом установлено, что Батальцев М.В. 26 июня 2012 года обратился в администрацию г. Перми с заявлением о признании нуждающимся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков и постановке на льготную очередь в соответствии со ст. 13 ФЗ № 66-ФЗ и ст. 16 ФЗ «О ветеранах» (вх. №... от 04 июля 2012 года). Письмом Департамента земельных отношений администрации города Перми №... от 30 июля 2012 года на обращение Батальцева М.В. о включении в льготный список граждан, нуждающихся в получении садового, огородного или дачного земельного участка, разъяснено, что действующим законодательством не предусмотрена постановка граждан на учет в целях предоставления садового земельного участка. Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. Предложено представить документы, подтверждающие нуждаемость в получении земельного участка (а именно, отсутствие в собственности земельного участка или наличие в собственности садового земельного участка, размер которого меньше минимального размера, установленного Законом Пермской области от 02 сентября 2003 года №...; указать муниципальный район Пермского края, на территории которого желает приобрести садовый земельный участок. Также указано на несоответствии подписи в поданном заявлении подписи, указанной в паспорте. Предложено подтвердить, что данное заявление подано заявителем. Согласно доводам заявителя, данное письмо им получено 02 августа 2012 года; в суд с заявлением Батальцев М.В. обратился 16 августа 2012 года, срок обращения в суд, установленный ст. 256 ГПК РФ, заявителем соблюден. Проанализировав действующее законодательство в соответствующей правовой сфере, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению. Федеральное законодательство возлагает обязанность на органы местного самоуправления по регистрации и учету заявлений о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и формирование списков граждан, подавших такое заявление, в том числе, отдельного льготного списка. Кроме того, нормы Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не устанавливает каких-либо оснований отказа и ограничений постановки заявителей в очередь в зависимости от наличия либо отсутствия в пользовании заявителя земельного участка и относительно размера указанного земельного участка. Не основаны на законе требования администрации г. Перми о подтверждении заявителем поданного заявления, поскольку несоответствие подписи заявителя, поставленной в заявлении, подписи, имеющейся в паспорте, не является препятствием для рассмотрения поступившего в орган местного самоуправления обращения гражданина. Не состоятельны доводы заинтересованных лиц и в той части, что обязанность по ведению списка лиц, имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных и дачных участков, а также выбор земельного участка возлагается на администрацию района в г. Перми, поскольку данный довод противоречит закону. Администрация г. Перми – исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 58 Устава г. Перми). администрации районов города входят в структуру администрации города как ее территориальные органы (ст. 60 Устава), создаются в целях обеспечения управления внутригородскими районами. Местом жительства заявителя является город Пермь, а администрация города является органом местного самоуправления, в связи с чем является лицом, которое вправе и обязано решать вопросы по формированию и ведению списков лиц о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка. Таким образом, администрацией города Перми – органом местного самоуправления, не исполнена обязанность по регистрации и учету в льготном списке заявления Батальцева М.В. о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка. Указанным бездействием администрации города Перми нарушены права заявителя, установленные указанными выше законами. То обстоятельство, что органами местного самоуправления не урегулирован порядок регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, не может служить основанием для неисполнения возложенной законом обязанности по регистрации и учету заявления Батальцева М.В. о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка и не должно являться препятствием к осуществлению заявителем своего права. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Признать незаконным бездействие администрации города Перми, выразившееся в отказе во включении Батальцева М.В. в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков. Обязать администрацию города Перми включить Батальцева М.В. в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, с момента его обращения. Решение суда в течение одного месяца с момента принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми. Председательствующий: