нарушение правил пожарной безопасности



Административное дело № 11-285/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е

город Пермь 13 декабря 2011 года

Судья Кировского районного суда г. Перми Елохова Л.Н., при секретаре Селетковой Н.Л., с участием заявителя – Галунчиковой В.А., представителя заявителя Халилова А.Р. (по доверенности), государственного инспектора г. Перми по Кировскому району по пожарному надзору Богатырева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Галунчиковой В.А. на постановление №... от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем Главного государственного инспектора г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району по пожарному надзору, заместителем начальника 6-ОНД г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району Ш. в отношении должностного лица – директора ООО «...» Галунчиковой В.А. о привлечении к административной ответственности по ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ,

у с т а н о в и л а

Постановлением №... от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным заместителем Главного государственного инспектора г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району по пожарному надзору, заместителем начальника 6-ОНД г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району Ш.., должностное лицо – директор ООО «...» Галунчикова В.А. привлечена к административной ответственности по ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ к штрафу в размере 15000 рублей.

Данным постановлением установлено, что Галунчикова В.А. ДД.ММ.ГГГГ, в 13 час. 00 мин., в помещениях ООО «...», расположенных по адресу: <АДРЕС>, являясь должностным лицом - руководителем организации, допустила нарушения обязательных правил пожарной безопасности, а именно:

1. Допустила установку на окнах глухих металлических решеток (помещения первого и второго этажа) ППБ 01-03, п. 40;

2. Допустила хранение предметов мебели и других сгораемых материалов под лестничным маршем, ведущим на 2 этаж здания. ППБ 01-03, п. 40.

3. Допустила эксплуатацию ламп без защитных колпаков (плафонов). ППБ 01-03, п. 60.

4. Допустила совместное хранение автомобильной резины с другими материалами. ППБ 01-03, п. 498.

5. Не укомплектовала пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода стволами. ППБ 01-03, п. 91.

6. Не разработала и не вывесила на видных местах планы эвакуации людей в случае пожара. ППБ 01-03, п. 16.

7. Не обеспечила исправность освещения эвакуационного выхода, направленного сторону проходной. ППБ 01-03, п. 51.

8. Не обеспечила знаками пожарной безопасности пути эвакуации. ППБ 01-03, п. 51.

9. Допустила загромождение лестничной площадки коробками (первый этаж, дальнее от обеденного зала крыло). ППБ 01-03, п. 53.

10. Не обеспечила исправность самосветящихся знаков над дверями эвакуационных выходов. ППБ 01-03, п. 61.

Галунчикова В.А. и ее защитник Халилов А.Р. просят отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что протоколы под номерами №... об административных правонарушениях ей вручены не были, были вручена три протокола без номеров. Данные протоколы составлены в нарушение требований с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, а именно не указано место совершения административного правонарушения, по адресу: <АДРЕС> находится множество зданий, строений, сооружений). При рассмотрении обстоятельств административных правонарушений в области пожарной безопасности исследовались недопустимые доказательства, а именно, договор аренды №... от ДД.ММ.ГГГГ считается расторгнутым с ДД.ММ.ГГГГ. Выявленные нарушения, по которым вынесено предписание, устранены в кратчайшие сроки и не имеют место в настоящее время. В связи с чем возможно применение ст.2.9 КоАП РФ. Кроме того, постановлением №... на ООО «...» уже наложен административный штраф в размере 150000 рублей по факту тех же самых нарушений.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав административное дело, судья считает, что жалоба должностного лица – директора ООО «...» Галунчиковой В.А. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313.

Настоящий нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2003 г., регистрационный номер 4838, и опубликован в "Российской газете" N 129 4 июля 2003 г.

В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Нарушения указанными лицами требований пожарной безопасности влечет административную ответственность по ст.20.4 КоАП РФ.

Установлено, что распоряжением зам. начальника 6 ОНД г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ №..., в целях соблюдения законодательства в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, исполнения сводного плана плановых проверок, размещенного на официальном Интернет сайте Генеральной прокуратуры, на информационном стенде 6 ОНД г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району, была назначена плановая выездная проверка в отношении ООО «...».

Назначение указанной плановой проверки согласуется с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с которой предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Пунктом 7 названного Закона предусмотрено, что генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.

- 2 -

Распоряжение о проведении плановой проверки директору ООО «...» Галунчиковой В.А. было вручено ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его подпись и о чем она подтвердила в судебном заседании.

Согласно указанному распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ, срок проведения проверки был установлен 5 рабочих дней, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

было назначено уполномоченное лицо – П.., инспектор 6 ОДН г.Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району.

Как установлено из материалов дела, пояснений Галунчиковой В.А., представителя Богатырева А.А., инспектором П.. в присутствии директора ООО «...» Галунчиковой В.А. ДД.ММ.ГГГГ (2 часа) - был проведен визуальный осмотр здания и помещений ООО «...»; ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ (2 часа) – проверка документов, характеризующих пожарную опасность объекта; ДД.ММ.ГГГГ (2 часа) – подготовка, вручение документов по результатам проверки.

По результатам проведенной проверки составлен акт, в котором отражены выявленные нарушения требований пожарной безопасности, указанные в описательной части данного решения, а именно, нарушены:

Пункт 16 ППБ 01-03, в соответствии в которым в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Согласно пункту 40 Правил в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке; устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.

Пункт 51 ППБ 01-03 предусматривает, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

Из пункта 53 данных Правил следует, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов.

Пункт 60 Правил устанавливает, что при эксплуатации действующих электроустановок запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

Согласно пункту 61 ППБ 01-03 объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (в том числе световые указатели "Эвакуационный (запасный) выход", "Дверь эвакуационного выхода"), должны постоянно находиться в исправном и включенном состоянии.

Пунктом 91 ППБ 01-03 предусмотрено, что пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу.

Пункт 498 названных Правил устанавливает запрет на совместное хранение в одной секции с каучуком или авторезиной каких-либо других материалов и товаров, независимо от однородности применяемых огнетушащих веществ.

Копия данного акта со всеми приложениями была вручена директору ООО «...» Галунчиковой В.А. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается её подписью в акте.

По выявленным фактам нарушений требований пожарной безопасности в отношении должностного лица - директора ООО «...» Галунчиковой В.А. были составлены соответствующие протоколы об административном правонарушении:

По выявленным нарушениям требований пожарной безопасности в части:

- Допустила установку на окнах глухих металлических решеток (помещения первого и второго этажа) ППБ 01-03, п. 40;

- Допустила хранение предметов мебели и других сгораемых материалов под лестничным маршем, ведущим на 2 этаж здания. ППБ 01-03, п. 40.

- Допустила эксплуатацию ламп без защитных колпаков (плафонов). ППБ 01-03, п. 60.

- Допустила совместное хранение автомобильной резины с другими материалами. ППБ 01-03, п. 498,

в отношении должностного лица - директора ООО «...» Галунчиковой В.А.был составлен протокол №... от ДД.ММ.ГГГГ по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Копия указанного протокола получена Галунчиковой В.А. лично ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует её подпись в соответствующей строке.

По выявленным нарушениям в той части, что Галунчикова В.А., являясь руководителем организации, не укомплектовала пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода стволами, был составлен протокол №... от ДД.ММ.ГГГГ по части 3 статьи20.4 КоАП РФ, копия указанного протокола получена Галунчиковой В.А. лично ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует её подпись в соответствующей строке.

По выявленным нарушениям требований пожарной безопасности в части:

- Не разработала и не вывесила на видных местах планы эвакуации людей в случае пожара. ППБ 01-03, п. 16.;

- Не обеспечила исправность освещения эвакуационного выхода, направленного сторону проходной. ППБ 01-03, п. 51.

- Не обеспечила знаками пожарной безопасности пути эвакуации. ППБ 01-03, п. 51.

- Допустила загромождение лестничной площадки коробками (первый этаж, дальнее от обеденного зала крыло). ППБ 01-03, п. 53.

- Не обеспечила исправность самосветящихся знаков над дверями эвакуационных выходов. ППБ 01-03, п. 61,

в отношении должностного лица - директора ООО «...» Галунчиковой В.А.был составлен протокол №... от ДД.ММ.ГГГГ по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Копия указанного протокола получена Галунчиковой В.А. лично ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует её подпись в соответствующей строке.

Указанные протоколы об административных правонарушениях полностью соответствуют требованиям, предусмотренным ст. 28.2 КоАП РФ, составлены в присутствии должностного лица – Галунчиковой В.А..

ДД.ММ.ГГГГ директору ООО «...» Галунчиковой В.А. вынесено предписание №... об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ выявленных нарушений. Данное предписание получено лично директором Галунчиковой В.А. в тот же день – ДД.ММ.ГГГГ.

Наличие указанных нарушений правил пожарной безопасности в ООО «Уют», установленных в ходе указанной проверки, директор ООО «...» Галунчикова В.А. подтвердила в судебном заседании и при рассмотрении жалобы пояснила, что нарушения, указанные в описательной части решения под номерами 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 устранены сразу же после их выявления, нарушение под номером 1 – глухая металлическая решетка, установленная на окне в кабинете директора, имеет конструктивную особенность, в связи с чем выполнить её распашной можно только при замене окна, что требует значительных финансовых затрат. На данный момент данное нарушение в стадии устранения, половина окон поменяны. Данное нарушение будет устранено ДД.ММ.ГГГГ, в срок, указанный в предписании.

- 3 -

Помимо этого, Галунчикова В.А. и представитель органа пожарного надзора Богатырев А.А. пояснили, что проверка требований пожарной безопасности велась в помещениях ООО «...».

Нарушений ст.9, 12-20 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) не установлено.

Таким образом, представленные суду материалы дела свидетельствуют о наличии в действиях должностного лица ООО «...» Галунчиковой В.А. административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Привлечение должностного лица Галунчиковой В.А. к административной ответственности в совершении указанных выше правонарушений, так же является обоснованным.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежат должностные лица, которые постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляют функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

В ходе судебного заседания установлено следующее.

Согласно свидетельству серии №... Общество с ограниченной ответственностью «...» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц.

Открытое акционерное общество «...» - Арендодатель, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «...» - Арендатор, с другой стороны, заключили договор аренды зданий и сооружений от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Арендодатель предоставляет Арендатору во временное возмездное владение и пользование производственные здания и сооружения ОАО «...», а равно все прочие, пристроенные и сопутствующие этому подсобные нежилые помещения и находящееся там оборудование и прочее имущество согласно Приложениям №..., №..., №..., являющихся неотъемлемой частью настоящего Договора, расположенное по адресу: <АДРЕС> (пункт 1.1. Договора). Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пункт 4.1).

В соответствии с пунктом 2.2.2. договора, Арендатор обязан обеспечивать соблюдение регламентированных законодательством РФ правил охраны труда, противопожарной безопасности, техники безопасности, санитарии и других законоположений и норм.

Согласно Уставу Общества с ограниченной ответственностью «...» (далее ООО «...»), утвержденного Решением общего собрания учредителей (Протокол №... от ДД.ММ.ГГГГ), единоличным исполнительным органом Общества является Директор (пункт 12.1 Устава).

Пунктом 12.2. Устава Общества установлено, что срок полномочий Директора составляет 3 года.

Из протокола внеочередного общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью «Уют» от 30 июня 2009 года следует, что образован единоличный исполнительный орган Общества в лице директора Галунчиковой В.А..

Как указала сама Галунчикова В.А. в судебном заседании, на момент проведения проверки органом пожарного надзора, иных лиц, назначенных ответственными за противопожарную безопасность, в ООО «...» не было. Обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности возложена на неё.

Из материалов дела следует, что проверка соблюдения правил пожарной безопасности указанным юридическим лицом органом пожарного надзора проводилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период исполнения должностным лицом Галунчиковой В.А. своих полномочий.

Таким образом, нарушений при проведении проверки требований, установленных Административным регламентом (в ред. Приказов МЧС РФ от 14.11.2008 N 688, от 22.03.2010 N 122) и ст. 21 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (муниципального контроля) не установлено.

Действия должностного лица – директора ООО «...» Галунчиковой В.А. были верно квалифицированы:

По части 1 статьи 20.4. КоАП РФ, как нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи,

По части 3 статьи 20.4 КоАП РФ, как нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения;

По части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, как нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Довод жалобы Галунчиковой В.А. о том, что протоколы №... об административных правонарушениях ей не были вручены, является несостоятельным и полностью опровергается материалами дела, в частности подписями самой Галунчиковой В.А. в получении указанных протоколов ДД.ММ.ГГГГ.

Довод жалобы о том, что протоколы №... составлены с нарушением требований с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, а именно не указано место совершения административного правонарушения, не влечет за собой признание незаконным вынесенного постановления.

Во всех протоколах местом совершения правонарушения указан адрес: <АДРЕС>, где, согласно договору аренды, расположено ООО «...».

Довод заявителя о том, что при вынесении должностным лицом постановления о привлечении к административной ответственности исследовались недопустимые доказательства, а именно, договор аренды №... от ДД.ММ.ГГГГ, считающийся расторгнутым с ДД.ММ.ГГГГ, не влечет отмену обжалуемого постановления, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что на момент проведения проверки ООО «...» было предоставлено во временное возмездное владение и пользование производственные здания и сооружения ОАО «...», а равно все прочие, пристроенные и сопутствующие этому подсобные нежилые помещения и находящееся там оборудование и прочее, расположенное по адресу: <АДРЕС>, со сроком действия договора по ДД.ММ.ГГГГ.

Довод жалобы о привлечении Галунчиковой В.А. дважды за одни и те же нарушения, является несостоятельным, нарушений, предусмотренных ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, не установлено.

Наказание назначено Галунчиковой В.А. в соответствии с требованиями статей 4.2, 4.3 КоАП РФ и пункта 2 статьи 4.4. КоАП РФ.

Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ не имеется. Установленные допущенные нарушения требований пожарной безопасности, как по отдельности, так и в их совокупности, не могут быть признаны несущественными и малозначительными. Помещения ООО «...», где проводилась указанная проверка, являются общественным заведением – столовой, где осуществляется производственная деятельность сотрудниками предприятия, нахождение посетителей. Установленные

- 4 -

нарушения правил и норм пожарной безопасности создают угрозу для жизни и здоровья людей, причинения имущественного ущерба в случае возникновения пожара.

При этом судья отклоняет довод о том, что административное правонарушение было допущено ввиду отсутствия материальной возможности выполнить все требования пожарной безопасности. Отсутствие достаточных денежных средств на принятие мер противопожарной безопасности не исключает ответственность за несоблюдение правил пожарной безопасности. тем более, что ООО «...» является действующим предприятием, извлекающим прибыль от своей деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Учитывая изложенное, руководствуясь ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л а :

Постановление №... от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем Главного государственного инспектора г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району по пожарному надзору, заместителем начальника 6-ОНД г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району Ш. о привлечении должностного лица – директора ООО «...» Галунчиковой В.А. к административной ответственности по ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 15000 рублей, оставить без изменения, жалобу Галунчиковой В.А. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.

Судья Елохова Л.Н.