Решение по делу № 2-612
Именем Российской Федерации
29 июля 2010 года г.Кириши
Киришский городской федеральный суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Дуяновой Т.В.,
при секретаре Соболевской П.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карабовской Е.А. к МУ «Администрация муниципального образования «Киришский муниципальный район Ленинградской области» об обязании произвести перерасчёт компенсационных выплат,
У с т а н о в и л:
Согласно Приказу №-л от <дата> Карабовская Е.А. <дата> принята на работу в МУЗ «Центральная районная больница» на должность медсестры процедурной 2-го поликлинического отделения Будогощского отделения.
В соответствии с Приказом от <дата> № Карабовская Е.А. с <дата> работает в названной должности на 0,75 ставки и на 0, 25 ставки в должности сестры функциональной диагностики (Будогощское отделение) диагностического центра по настоящее время.
Карабовская Е.А. обратилась в суд с иском к МУ «Администрация муниципального образования «Киришский муниципальный район Ленинградской области» об обязании произвести перерасчёт компенсационных выплат, ссылаясь на то, что она, работая в должности медсестры процедурной и медицинской сестры функциональной диагностики (Будогощское отделение) диагностического центра в МУЗ «Киришская ЦРБ» имеет право в силу действующего ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 года на компенсацию оплаты за занимаемое жилое помещение и коммунальные услуги в размере 100 процентов, тогда как на уровне Ленинградской области данная компенсация определена неправомерно в размере 50 процентов, при этом на её обращение в МУ «Администрация муниципального образования «Киришский муниципальный район Ленинградской области» с заявлением о перерасчёте компенсационных выплат главой администрации было отказано. Считает, что в силу действующего Определения Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2008 года № 383-О-П её право нарушено, а потому просит обязать МУ «Администрация муниципального образования «Киришский муниципальный район Ленинградской области» произвести перерасчёт компенсационных выплат по оплате за занимаемого ею жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и коммунальные услуги, обязать ответчика производить компенсационные выплаты по оплате за указанное жилое помещение и коммунальные услуги в сто процентном размере.
Истец Карабовская Е.А. полностью поддержала в судебном заседании заявленные требования.
Полномочный представитель ответчика - МУ «Администрация муниципального образования «Киришский муниципальный район Ленинградской области» - Тимошина Ю.В. возражала против удовлетворения искового заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д. 13, 19-20).
Выслушав объяснения истца, полномочного представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 63 ФЗ «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в ред. от 22.07.1993 № 5487-1 с последующими изменениями и дополнениями) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В силу п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратила силу.
Данная статья дополнена ч. 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и ч. 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 принятого Законодательным собранием Ленинградской области 22 февраля 2005 года Законом Ленинградской области № 13-ОЗ право на получение социальной поддержки в соответствии с настоящим областным законом имеют медицинские и фармацевтические работники государственной и муниципальной систем здравоохранения, финансируемых за счет средств областного или местного бюджетов.
Согласно ст. 4 названного областного закона медицинским и фармацевтическим работникам государственной и муниципальной систем здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
-ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах нормативной площади жилого помещения, в том числе нетрудоспособным членам семей специалистов, совместно с ними проживающим и находящимся на их иждивении;
-ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату 50 процентов коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных действующим законодательством.
Таким образом, в силу принятого Законодательным собранием Ленинградской области 22 февраля 2005 года Законом Ленинградской области № 13-ОЗ медицинским и фармацевтическим работникам государственной и муниципальной систем здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности меры социальной поддержки в соответствующей части определены в размере 50 процентов.
Оценивая доводы истицы в части неправомерного уменьшения на уровне Ленинградской области размера компенсационных выплат со 100 % до 50 % суд приходит к следующему.
Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, согласно статье 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется в соответствии с закрепленными ею принципами, в том числе принципом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (подпункты "е", "ж" пункта 1).
Как вытекает из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 9 января 1998 года № 1-П федеральный законодатель при регулировании вопросов, относящихся к тому или иному предмету совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, вправе, разграничивая полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определять конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе передавать им осуществление части полномочий, которые ранее реализовывались федеральными органами государственной власти.
В силу приведенной правовой позиции федеральный законодатель при определении в рамках реформирования системы социальной защиты конкретных форм участия в её реализации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе - исходя из того, что координация вопросов здравоохранения и социальная защита, согласно статье 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - передать субъектам Российской Федерации полномочие по установлению мер социальной поддержки тех или иных категорий граждан.
Кроме того, при оценке доводов истицы в части нарушения принятого Законодательным собранием Ленинградской области 22 февраля 2005 года Законом Ленинградской области № 13-ОЗ (с последующими изменениями) её прав на стопроцентную оплату занимаемого ею жилого помещения и коммунальные услуги суд считает учесть позицию Верховного суда РФ, изложенную в Определении от 23 декабря 2009 г. № 86-Г09-17 по делу по кассационному представлению прокурора на решение Владимирского областного суда от 29 сентября 2009 года, которым прокурору Владимирской области отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 1 статьи 45 Закона Владимирской области от 2 октября 2007 года № 120-ОЗ "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области" в той мере, в которой данные ограничения распространяются на медицинских и фармацевтических работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета, работающих в сельских поселениях, поселках городского типа. Согласно данному определению, по мнению прокурора, предоставление оспариваемыми нормами Закона Владимирской области медицинским и фармацевтическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья в пределах социальной нормы жилой площади и коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления является незаконным, поскольку ухудшает условия предоставления данных льгот, имевшие место до 1 января 2005 года. Исходя из названного Определения ВС РФ следует, что требования части 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, не допускающие после 1 января 2005 года ухудшения условий предоставления и уменьшения объема финансирования соответствующих льгот, при издании оспариваемого Закона Владимирской области от 2 октября 2007 года № 120-ОЗ были соблюдены. Кроме того, Верховный Суд РФ указал, что не противоречат изложенные в решении Владимирского областного суда от 29 сентября 2009 года об отказе в удовлетворении требований прокурора выводы и правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2008 года № 383-О-П, на которое ссылался прокурор в обоснование своей правовой позиции, поскольку установленные оспариваемым Законом порядок и условия предоставления медицинским и фармацевтическим работникам мер социальной поддержки не свидетельствует о лишении данной категории граждан права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года; утверждения в кассационном представлении о том, что меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг должны предоставляться медицинским и фармацевтическим работникам в полном объёме соответствующих расходов, не могут быть признаны состоятельными, так как основаны на неверном толковании действующего законодательства.
При установленных в судебном заседании юридически значимых обстоятельствах, суд считает, что требования Карабовской Е.А. к МУ «Администрация муниципального образования «Киришский муниципальный район Ленинградской области» об обязании произвести перерасчёт компенсационных выплат удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении требований Карабовской Е.А. к МУ «Администрация муниципального образования «Киришский муниципальный район Ленинградской области» об обязании произвести перерасчёт компенсационных выплат отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Киришский городской федеральный суд Ленинградской области в течение десяти дней.
Судья: Дуянова Т.В.
Решение обжаловано в Ленинградском областном суде и оставлено без изменения, а кассационная жалоба Карабовской Е.А. - без удовлетворения.