Дело № 2-601 об оспаривании решения комиссии по назначению пенсий



Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 2-601

Именем Российской Федерации

27 июля 2010 года г. Кириши

Киришский городской федеральный суд Ленинградской области в составе

председательствующего судьи Е.А.Клишиной,

при секретаре Авериной А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Линьковой В.С. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Киришском районе Ленинградской области об обязании зачета периода работы в специальный трудовой стаж и начислении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения,

У С Т А Н О В И Л :

Линькова В.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлениию Пенсионного фонда РФ в Киришском районе Ленинградской области (далее - УПФР) об обязании зачесть ей в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы с 01.09.1985 года по 31.08.1986 года в должности старшей пионервожатой школы № г. Кириши, и начислении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения с 26.04.2010 г., указывая, что в связи с незачетом в трудовой стаж данного периода работы 05 мая 2010 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, считает данный отказ необоснованным, поскольку в оспариваемый период времени она работала в должности старшей пионервожатой в образовательном учреждении г. Кириши, а потому оспариваемый период работы должен быть включен ей в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а пенсия должна быть назначена с момента обращения, то есть с 26 апреля 2010 года.

В судебное заседание истец Линькова В.С. не явилась, представила телефонограмму, согласно которой поддерживает заявленные исковые требования в полном объёме, просит рассмотреть дело в её отсутствие.

Полномочный представитель ответчика - УПФР - в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, ссылаясь на то, что в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истице было отказано обоснованно, поскольку Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров от 17.12.1959 года № 1397, работа в должности пионервожатой включалась в стаж по специальности лишь в том случае, если не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет, и при этом пенсии назначались в размере 40 процентов ставки заработной платы или оклада; а истица на дату отмены Постановления № 1397 (на 01.10.1993 года) не имела специального стажа 16 лет 8 месяцев, и в настоящее время размере пенсий исчисляются по общим правилам без какого-либо ограничения. В обоснование своих доводов ссылался также на Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 года № 70 и утверждённое им Разъяснение № 4.

Выслушав объяснения представителя ответчика УПФР, исследовав материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела Линьковой В.С., суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, материалами пенсионного дела Линьковой В.С., объяснениями истца и не оспаривается ответчиком, что Линькова В.С. в период времени с 01.09.1985 года по 31.08.1986 года работала в должности старшей пионервожатой в школе № г. Кириши (л.д.14). 26 апреля 2010 года Линькова В.С. обратилась в УПФР с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 173-ФЗ), в удовлетворении данного заявления ей было отказано решением от 05 мая 2010 года № в связи с тем, что по представленным документам специальный стаж заявительницы, дающий право на досрочную трудовую пенсию, составляет на 26.04.2010 года - 24 года 05 месяцев 05 дней, необходимо доработать 06 месяцев 25 дней; вышеуказанный период работы истца в должности старшей пионервожатой не был включен в специальный стаж (л.д. 5-10), что и оспаривается истцом.

В соответствии с пп. 10 п. 1, п. 3 ст. 28 Закон № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. В разделе «Наименование должностей» этого Списка должность пионервожатой не указана.

Нормативными правовыми актами, действовавшими до 1 января 2002 года, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации", должность пионервожатой также не предусматривалась.

Но, согласно п. 2, п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, и действовавшего до 01.10.1993 года, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проработано в учреждениях, организациях, должностях, трудовая деятельность в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, а также в ряде его определений, ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст.1 7, ст. ст. 18, 19 ич. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа периоды работы в должности "пионервожатая".

С учетом всех обстоятельств данного дела и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд считает, что период работы Линьковой В.С. в должности старшей пионервожатой средней школы № г. Кириши Ленинградской области с 01.09.1985 года по 31.08.1986 года (01 год 00 месяцев 00 дней) подлежит включению в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, условие соблюдения правила его зачета имеет место, поскольку истицей выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (25 лет 05 месяцев 05 дней).

Суд считает, что Разъяснение № 4 от 17.10.2003 года «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённое Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 года № 70 также подтверждают право истицы на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, так как вывод ответчика о том, что поскольку на день отмены Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 истица не выработала полностью специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет, то оспариваемый период трудовой деятельности не может быть зачтен ей специальный трудовой стаж, не вытекает из текста вышеуказанного Разъяснения, а потому данные доводы ответчика являются необоснованными.

Довод ответчика о том, что в период времени, когда действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, порядок исчисления пенсии был иным по сравнению с действующим в настоящее время, имелись ограничения, которые сейчас отсутствуют, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Линьковой В.С., поскольку право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости ни ранее действовавшим, ни настоящим законодательством не ставилось в зависимость от порядка исчисления данной пенсии.

Всего, таким образом, со включением в специальный трудовой стаж истицы установленного судом периода работы с 01.09.1985 года по 31.08.1986 года (01 год 00 месяцев 00 дней), продолжительность специального трудового стажа Линьковой В.С. на момент обращения в УПФ РФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть на 26.04.2010 года, составлял 25 лет 05 месяцев 05 дней (24 года 05 месяцев 05 дней + 01 год 00 месяцев 00 дней), и ей должна быть назначена досрочная трудовая пенсия по названному основанию закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по Киришскому району Ленинградской области назначить Линьковой В.С. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 26 апреля 2010 года, зачтя ей в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период трудовой деятельности в должности старшей пионервожатой средней школы № г. Кириши Ленинградской области с 01 сентября 1985 года по 31 августа 1986 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ленинградский областной суд через Киришский городской суд в течение 10 дней.

Судья Е.А. Клишина

Решение обжаловано в Ленинградский областной суд, оставлено без изменения, вступило в законную силу 19.08.2010 года.