Дело № 2-512/2010



Р Е Ш Е Н И Е

по делу №2-512

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 октября 2010 года г.Кириши

Киришский городской федеральный суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Мельниковой Е.А.

С участием помощника Киришского городского прокурора Павловской С.В.

При секретаре Сухаревой И.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киришского городского прокурора, действующего в интересах жителей деревень Горятино и Бестоголово Будогощского городского поселения Киришского муниципального района Ленинградской области, к МУ «Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области», МУ «Администрация муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» об обязании произвести строительство автомобильной дороги между деревнями Бестоголово и Горятино и моста (автомобильной переправы) через реку Пчевжа

У С Т А Н О В И Л:

Киришский городской прокурор, действующий в интересах жителей деревень Горятино и Бестоголово Будогощского городского поселения Киришского муниципального района Ленинградской области, обратился в суд с иском к МУ Администрация МО «Киришский муниципальный район Ленинградской области», МУ Администрация МО «Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» об обязании произвести строительство автомобильной дороги между деревнями Бестоголово и Горятино и моста (автомобильной переправы) через реку Пчевжа, а также приведение автомобильной дороги в границах населенного пункта Бестоголово и Горятино в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93, ссылаясь на то, что Киришской городской прокуратурой проведена проверка по обращению жителей деревень Бестоголово и Горятино Будогощского городского поселения о надлежащем исполнении органами местного самоуправления полномочий по содержанию и ремонту дороги между указанными деревнями. В ходе проведенной проверки было установлено, что в деревню Горятино ведет только одна грунтовая дорога от деревни Бестоголово, которая пересекается рекой Пчевжа. Состояние дороги исключает проезд по ней автомобильного транспорта, в том числе машин скорой медицинской помощи и пожарной охраны. Кроме того, мост через реку Пчевжа отсутствует, построены только мостки перехода реки, что также не допускает проезд транспорта в деревню Горятино. Согласно информации, представленной администрацией МО «Будогощское городское поселение», к деревне Горятино транспортное сообщение организовано до переправы. При этом, на момент проверки осуществить проезд к переправе на транспорте не представилось возможным. Медицинская помощь жителям деревни Горятино оказывается на основании обращений. Фельдшерский акушерский пункт имеется в деревне Серднее Село. Продуктовый магазин в деревне Горятино отсутствует. Магазин имеется в соседней деревне Бестоголово. 23 июня 2008 года Киришской городской прокуратурой в адрес главы администрации МО «Киришский муниципальный район Ленинградской области» было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в части исполнения полномочий по ремонту и обслуживанию дорог, в частности, дороги Горятино-Бестоголово. Согласно ответу на данное представление, администрацией МО «Киришский муниципальный район» совместно с администрацией МО «Будогощское городское поселение» было принято решение о постановке дороги на баланс муниципального образования «Будогощское городское поселение». Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления относится содержание, строительство дорог, мостов и иных транспортных сооружений в границах поселения и муниципального района. Отсутствие автомобильной дороги в деревню Горятино, а также моста через реку Пчевжа свидетельствует о неисполнении администрацией МО «Киришский муниципальный район» полномочий, предусмотренных федеральным законодательством, что приводит к нарушению прав жителей деревни.

В судебном заседании представитель Киришской городской прокуратуры заявленные требования уточнила, просит обязать МУ «Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области» и МУ «Администрация муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» произвести строительство автомобильной дороги между деревнями Бестоголово и Горятино: МУ «Администрация муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» в границах населенных пунктов деревень Бестоголово и Горятино, МУ «Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области» между населенными пунктами деревнями Бестоголово и Горятино за их границами. Одновременно просит обязать МУ Администрация МО «Киришский муниципальный район Ленинградской области» построить автомобильный мост через реку Пчёвжа, что необходимо для организации передвижения граждан между указанными населенными пунктами.

В судебном заседании представитель МУ Администрация МО «Киришский муниципальный район Ленинградской области», действующий на основании доверенности (л.д.79 т.1), заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.191-192 т.1), пояснил, что и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и Устав МО содержит пункт о дорожной деятельности, которая по его мнению не предусматривает обязанность ответчика по строительству дорог и мостов, считает, что поскольку ни дорога, ни мост не включены в Схему территориального планирования Киришского района, строительство их невозможно, хотя изменения в Схему внести в принципе возможно, однако для этого необходимо буде заключать дополнительный муниципальный контракт. Одновременно указал на отсутствие достаточных денежных средств для проведения строительства дороги и моста.

В судебном заседании представитель МУ Администрация МО «Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» действующий на основании доверенности (л.д.42 т.1), заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.190-191 т.1), пояснил, что и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и Устав МО содержит пункт о дорожной деятельности, которая по его мнению не предусматривает обязанность ответчика по строительству дорог, что в д.Горятино Киришского района Ленинградской области постоянно зарегистрированы 14 человек, из них 5 человек в возрасте до 18 лет, 1 из проживающих - пенсионер, дороги между деревнями Бестоголово и Горятино действительно нет, как нет и моста через реку Пчёвжа, однако строительство автомобильной дороги в границах населенных пунктов деревень Бестоголово и Горятино невозможно, поскольку границы указанных населенных пунктов не определены, одновременно, считает нецелесообразным производить значительные финансовые затраты на строительство дороги к деревне, в которой проживает такое незначительное количество жителей. Будогощское городское поселение образовано в 2005 году, вопрос об установлении границ населенных пунктов Будогощского городского поселения стоит как минимум с 2007 года, однако границы не устанавливали из-за отсутствия достаточного финансирования, в 2010 году работы по установлению границ начались. Одновременно указал на отсутствие достаточных денежных средств для проведения строительства дороги.

Выслушав объяснения представителей сторон, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в д.Горятино Киришского района Ленинградской области постоянно зарегистрированы 14 человек, из них 5 человек в возрасте до 18 лет, 1 из проживающих - пенсионер (л.д.85-86 т.1). В д.Горятино возможно попасть исключительно из д.Бестоголово через реку Пчёвжа, дорога любого назначения между деревнями Бестоголово и Горятино, как и мост через реку Пчёвжа отсутствуют (л.д.48-49 т.1).

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля З. пояснила, что в д.Горятино зарегистрированы и проживают ее несовершеннолетние внуки, являющиеся сиротами, она является их опекуном, дети зарегистрированы и проживали совместно с ней, как опекуном, в принадлежащем им хорошем доме до тех пор, пока была возможность переходить реку Пчёвжа, однако не стало моста, лодка прохудилась, старшая внучка ходит в школу, младшей 4 года, приходилось переносить детей через реку на руках, посещение школы было затруднено, им пришлось перебраться в п.Будогощь, жители д.Горятино неоднократно обращались в Администрацию Будогощского городского поселения за строительством дороги и восстановлением моста, поскольку жителям необходимо добираться на работу, ходить в магазин за продуктами, пользоваться медицинской помощью, что без дороги и моста невозможно.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля В. пояснил, что постоянно зарегистрирован и проживает в д.Горятино, ему необходимо ежедневно ходить в д.Бестоголово и далее по работе и для осуществления житейских нужд, что значительно затруднего отсутствием дороги и моста через р.Пчёвжа, приходится зачастую переходить реку вброд не только в летнее, но и в зимнее время, знает о фактах, когда больных людей из деревни на руках вброд переносили через реку на скорую помощь, зимой ту дорогу, по которой ходят жители, не чистят, в осеннее и весеннее время ее размывает, она превращается в сплошную грязь.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля И. пояснила, что является пенсионеркой, родилась и проживает в течение как минимум 6 месяцев в году в д.Горятино, где у нее собственный домик и земельный участок, который она обрабатывает, выращивает сельхозпродукцию, каждый раз она временно регистрируется по месту жительства. Ранее у нее на земельном участке был большой дом, однако в октябре 2002 года случился пожар, пожарные не смогли приехать и потушить его, в результате дом сгорел полностью, при пожаре погибла ее дочь, которая проживала в доме. Она знает, что лет 15 назад при переходе через реку Пчёвжа по льду погиб сын ее знакомой. Считает, что дорога и мост необходимы, поскольку их отсутствие делает жителей д.Горятино заложниками погоды.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Р. пояснила, что проживала постоянно в д.Горятино до 2006 года, т.е. до тех пор, пока имелась возможность долбираться в д.Бестоголово, однако пришлось уехать в п.Будогощь, однако в д.Горятино остались проживать ее дочь и внучка и муж, который работает в пожарной охране, они не могут нормально добираться до д.Бестоголово и далее до п.Будогощь, поскольку нет ни дороги, ни моста через реку Пчёвжа, мост унесло много лет назад паводком, Будогощская поселковая администрация неоднократно строила временную переправу черед реку, однако ее всегда смывает. Жители д.Горятино неоднократно обращались в Администрацию Будогощского городского поселения за строительством дороги и восстановлением моста, однако их отсылали в Администрацию района с тем, что это не их обязанность. Дорога от д.Горятино до моста через реку Пчёвжа натоптана жителями д.Горятино, участок от д.Бестоголово до моста иногда отсыпался Администрацией Будогощского городского поселения.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Е. пояснила, что является пенсионером, почти постоянно проживает и регистрируется в д.Горятино в собственном доме, стоящем на принадлежащем ей земельном участке, на котором она выращивает сельхозпродукцию, поскольку на ее маленькую пенсию без этого не прожить, дорога между д.Горятино и д.Бестоголово, натоптанная жителями, в очень плохом состоянии, года 2 назад ее обкашивали, затем забросили совсем, моста нет, лето приходится переходить ее вброд, неоднократно обращались в Администрацию Будогощского городского поселения за строительством дороги и восстановлением моста, однако безрезультатно, она пожилой больной человек, из-за отсутствия дороги и моста лишена возможности обращаться за медицинской скорой помощью, летом текущего года была пожароопасная ситуация, в случае возгорания пожарные доехать до деревни не смогли бы.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 года №848 «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы) к числу наиболее значимых социально-экономических результатов модернизации и развития сети автомобильных дорог федерального и регионального (межмуниципального) значения относится, в том числе, улучшение транспортного обслуживания сельского хозяйства и населения, проживающего в сельской местности, за счет строительства подъездов к сельским населенным пунктам по дорогам с твердым покрытием.

Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 25.12.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, иначе говоря, вопросы удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей.

Так, в соответствии со ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

В соответствии со ст.15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время; организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На основании ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 2 Основ законодательства об охране здоровья граждан устанавливает доступность медико-социальной помощи и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Согласно письма МУЗ «Киришская ЦРБ» выезды скорой медицинской помощи к жителям д.Горятино невозможны из-за отсутствия транспортного сообщения (автомобильного моста, переправы), оказание скорой медицинской помощи осуществляется только в экстремальных, угрожающих жизни больных состояниях, при этом сами сотрудники подвергают свою жизнь опасности, переходя реку по льду в зимнее время и перебираясь через нее в другое время года на подручных, не приспособленных для переправы средствах (л.д.80 т.1).

Согласно письма ГУ «30 отряд федеральной противопожарной службы по Ленинградской области» в случае возникновения пожара в д.Горятино Будогощского городского поселения проезд пожарной техники к месту возгорания невозможен ввиду отсутствия моста через реку Пчёвжа (л.д.88 т.1).

Согласно письма ФГУ «Почта России» доставка почтовых отправлений, подписных периодических печатных изданий, пенсий населению затруднена из-за отсутствия круглогодичного транспортного сообщения, оплата пенсий и доставка подписных периодических печатных изданий и почтовых отправлений осуществляется в магазине д.Бестоголово, данная организация в интересах жителей д.Горятино заинтересована в строительстве дороги и моста через реку Пчёвжа, соединяющих д.Бестоголово и д.Горятино (л.д.192 т.1).

Согласно сведений, представленных МУ Администрация МО «Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области», подъезд транспорта возможен только до переправы через реку Пчёвжа, продуктовый магазин в д.Горятино отсутствует, магазин имеется только в соседней деревне Бестоголово, куда осуществляется и транспортная торговля (л.д.85 т.1).

Оценив все имеющиеся доказательства и руководствуясь вышеизложенными нормами права суд приходит к выводу о том, что отсутствием дороги от д.Бестоголово до д.Горятино Киришского района Ленинградской области и моста через реку Пчёвжа нарушаются конституционное право проживающих в д.Горятино граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на пользование услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Обсуждая вопрос о том, чьей обязанностью является осуществление строительства дороги от д.Бестоголово до д.Горятино Будогощского городского поселения Киришского района Ленинградской области, указанной дороги в границах населенных пунктов д.Бестоголово и д. Горятино и моста через реку Пчёвжа Будогощского городского поселения Киришского района Ленинградской области суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В силу ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселений.

В силу ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района поселения относится к вопросам местного значения муниципального района.

В судебном заседании представители ответчиков пояснили, что поскольку ни в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ни в Уставах МУ Администрация МО «Киришский муниципальный район Ленинградской области» (л.д.118 об. т.1), МУ Администрация МО «Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» (л.д.89-91 т.2) конкретно не указана обязанность муниципальных образований по строительству дорог и мостов, то ни строительство дороги в границах населенных пунктов д.Бестоголово и д.Горятино, ни строительство дороги от д.Горятино до д.Бестоголово, ни возведение моста через реку Пчёвжа не входит в обязанности ответчиков, хотя ранее в Уставах МО вопросы местного значения действительно включали обязанность по строительству автомобильных дорог общего пользования и мостов (л.д.7-10,52-55 т.2).

Однако суд находит данное утверждение не обоснованным, поскольку ст.ст.14,15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" до вступления в силу ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов изначально было отнесено содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений (соответственно уровню муниципальных образований - в границах населенных пунктов поселения, вне границ населенных пунктов поселения либо в границах городского округа) за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

Со вступлением в силу 14 ноября 2007 г. ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», формулировка статей 14, 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о вопросах местного значения в сфере функционирования автодорог была скорректирована и изложена в следующей редакции: к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения (соответственно - в границах населенных пунктов поселения, вне границ населенных пунктов поселения, в границах городского округа), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. При таких обстоятельствах суд находит, что реальная компетенция органов местного самоуправления не изменилась, поскольку в соответствии со ст.13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» к полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в соответствии с п.6 ст.3 указанного закона дорожная деятельность представляет собой деятельность по строительству и содержанию автодорог, а сами автодороги в соответствии с п.3 ст.3 указанного закона включают в том числе такие объекты на дорожном полотне, как мосты.

Статья 10 Закона Ленинградской области «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» устанавливает, что к муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований (за исключением автомобильных дорог федерального и регионального значения).

При таких обстоятельствах суд считает, что автомобильная дорога между деревнями Бестоголово и Горятино Будогощского городского поселения Киришского района Ленинградской области должна строится силами МУ Администрация МО «Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» - в границах поселений - деревень Бестоголово и Горятино, силами МУ Администрация МО «Киришский муниципальный район Ленинградской области» между деревнями Бестоголово и Горятино за пределами границ указанных населенных пунктов. Строительство моста через реку Пчёвжа Будогощского городского поселения Киришского района Ленинградской области должна должно осуществляться силами МУ Администрация МО «Киришский муниципальный район Ленинградской области», и неисполнение органами местного самоуправления требований вышеприведенных мероприятий в области осуществление дорожной деятельности в данном рассматриваемом случае нарушает конституционные права граждан.

В соответствии со ст.13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Ссылку представителя МУ Администрация МО «Киришский муниципальный район Ленинградской области» на то, что строительство дороги от д.Бестоголово до д.Горятино и моста через реку Пчёвжа не включено в Схему территориального планирования МО «Киришский муниципальный район» Ленинградской области суд не принимает во внимание, поскольку в судебном заседании установлено, что данная Схема находится в состоянии проектирования (л.д., 129-182 т.1, 1 т.2), согласно Протоколу №1 заседания Градостроительного совета комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 4 марта 2010 года Администрации МО «Киришский муниципальный район» предложено проект Схемы доработать (л.д.183-186 т.1), представитель МУ Администрация МО «Киришский муниципальный район Ленинградской области» в судебном заседании пояснил, что Схема может быть скорректирована, для чего Администрации будет необходимо заключить муниципальный контракт (л.д. 196 т.1).

Одновременно, суд считает что ссылка на отсутствие моста и дороги в Схеме несостоятельна еще и потому, что о критическом состоянии моста через реку Пчёвжа и дороги между деревнями Бестоголово и Горятино ответчикам известно как минимум с 2008 года, когда Администрации МО «Киришский муниципальный район» своим письмом в Киришскую городскую прокуратуру сообщала о принятом решении о постановке дороги на баланс и на обслуживание МП «ККП гп Будогощь» и о том, что на создание переправы и содержание дороги выделено 377.3 тыс.руб, заключен муниципальный контракт с ЗАО «Киришская ГРЭС» (л.д.12 т.1), однако в проекте Схемы, составленом в 2010, строительство дороги и моста не предусмотрено. Указанная дорога в 2008 году была включена в перечень дорог, подлежащих зимнему содержанию МП «ККП гп Будогощь» (л.д.14 т.1).

Ссылка представителя МУ Администрация МО «Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» на то, что строительство дороги в границах населенных пунктов - д.Бестоголово и д.Горятино невозможно, поскольку границы указанных населенных пунктов еще не определены, не может быть признана судом состоятельной, поскольку в соответствии с Законом Ленинградской области №49-оз «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Киришский муниципальный район и муниципальных образований в его составе» от 1 сентября 2004 года деревни Бестоголово и Горятино входят в перечень населенных пунктов, относящихся к составу Будогощского городского поселения Киришского муниципального района Ленинградской области, как указано в отзыве МО МУ Администрация МО «Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» (л.д.189т.1), к ведению МО отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог в границах населенных пунктов, т.е., в данном случае, в границах д.Бестоголово и д.Горятино, отсутствие границ населенных пунктов не может служить основанием для нарушения прав граждан, проживающих в д.Горятино.

Ссылка представителей ответчиков на отсутствие денежных средств в бюджете муниципальных образований не может освободить их от обязанности разрешать вопросы местного значения, входящие в ее компетенцию в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ и Уставов МО.

Обсуждая вопрос о сроке исполнения обязанности по строительству дороги и моста суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.20 Градостроительного кодекса РФ проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до ее утверждения и размещается на официальном сайте муниципального района (при наличии официального сайта муниципального района) в сети "Интернет".

В соответствии с ч.4.1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», согласно которому размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог,. ..., для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или аукциона. В соответствии со ст.21 указанного закона извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. В соответствии со ст.27 указанного закона конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. В соответствии со ст.28 указанного закона срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать десять дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, в соответствии с п.п 1.1 ст.29 Государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а при проведении закрытого конкурса со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Б.. пояснила, что является начальником дорожной инспекции Волховского и Киришского районов ГУ «Ленавтодор», ориентируется в сроках, необходимых для производства работ по возведению дорог и мостов, для строительства дороги необходимы следующие сроки: отвод земельного участка - от 3 до 12 месяцев, проектирование - от 1 до 6 месяцев, строительство - от 8 до 12 месяцев. Для строительства моста необходимы следующие сроки: изыскание и проектирование - ориентировочно 12 месяцев, строительство от 12 до 24 месяцев. Строительство можно производить в любое время года.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», откорректированный с учетомвведения с 14 ноября 2007 года в действие Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-1 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ввел нормативный принцип финансирования дорожной деятельности: расходы местного бюджета на очередной год (очередной финансовый год и плановый год) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения определяются исходя из необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов осуществляются ОМС самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. При этом такие расходы рассчитываются на основе нормативов финансовых затрат на данные цели (ст.ст.51-53).

С учетом исследованных доказательств и исходя из вышеприведенных норм права, суд считает необходимым и достаточным установить срок для строительства моста через реку Пчёвжа, дороги от д.Бестоголово до д.Горятино и в границах населенных пунктов д.Бестоголово и д.Горятино 30 месяцев.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать МУ Администрация МО Киришский муниципальный район Ленинградской области в 30-тимесячный срок с момента вступления решения в законную силу построить автомобильную дорогу между деревней Бестоголово и деревней Горятино Будогощского городского поселения Киришского района Ленинградской области вне границ указанных населенных пунктов.

Обязать МУ Администрация МО Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области в 30-тимесячный срок с момента вступления решения в законную силу построить автомобильную дорогу между деревней Бестоголово и деревней Горятино Будогощского городского поселения Киришского района Ленинградской области в границах указанных населенных пунктов.

Обязать МУ Администрация МО Киришский муниципальный район Ленинградской области в 30-тимесячный срок с момента вступления решения в законную силу построить мост (автомобильную переправу) через реку Пчёвжа Будогощского городского поселения Киришского района Ленинградской области для организации сообщения между д.Бестоголово и д.Горятино Будогощского городского поселения Киришского района Ленинградской области.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Леноблсуд через Киришский федеральный суд в течение 10 дней.

Судья: Е.А. Мельникова

Решение обжаловано в Ленинградском областном суде, оставлено без изменения, вступило в законную силу.