Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-316/2010 г.
Именем Российской Федерации14 октября 2010 года г. Кириши
Киришский городской федеральный суд Ленинградской области
В составе председательствующего судьи ШУВАЛОВА А.А.
При секретаре ЕФИМОВОЙ Е.А.
Рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Бабикова Г.Н. к администрациям МО «Киришский муниципальный район Ленинградской области» и МО «Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» о признании отказа в постановке на льготную очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным,
У С Т А Н О В И Л :
Бабиков Г.Н. является инвалидом третьей группы бессрочно в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанным с катастрофой на Чернобыльской АЭС, по срочному договору коммерческого найма проживает в принадлежащей МО «Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» (далее «Киришское городское поселение») комнате размером 8,2 кв. метра в коммунальной квартире № дома № по ул. .... Решением администрации Киришского городского поселения от 18.06.10 г. № 617-р Бабиков Г.Н. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному п/п б) п.1 ст.1 Закона Ленинградской области «О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 26.10.05 г. № 89-оз с последующими изменениями, других жилых помещений в собственности не имеет (л.д.4,10-13,80).
Бабиков Г.Н. обратился в суд с иском к администрациям Киришского городского поселения и МО «Киришский муниципальный район Ленинградской области» (далее «Киришский муниципальный район») о признании отказа в постановке на льготную очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным. В обоснование требований сослался на то, что, будучи признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий и имея в соответствии со ст.14 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на обеспечение жилой площадью в порядке, предусмотренном Постановлениями Правительства РФ «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан» от 29.12.04 г. № 864 с последующими изменениями, и «О некоторых вопросах выполнения подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 год» от 21.03.06 г. № 153 с последующими изменениями, намерен реализовать свое право на участие в подпрограмме, однако этому препятствует то, что ответчики отказываются поставить его на льготную очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что решение данного вопроса к их компетенции не относится. Полагает данные отказы незаконными и просит обязать того ответчика, к чьей компетенции отнесено решение данного вопроса, принять решение о постановке его, истца, на соответствующий учет. В судебном заседании Бабиков Г.Н. заявленные требования поддержал.
Представитель администрации Киришского городского поселения в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что постановка заявителя на учет к компетенции администрации законом не отнесена.
Представитель администрации Киришского муниципального района в судебном заседании требования Бабикова Г.Н. не признал по причинам, изложенным в письменном отзыве (л.д.88-89).
Выслушав объяснения истца и представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Бабиков Г.Н., относящийся к перечисленной в ч.1 ст.13 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» категории лиц, в соответствии с п.2 ч.1 ст.14 названного Закона, применяемым с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 09.11.09 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 и пункта 1 части 1 статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило», в случае признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоянии на учете в качестве такового в органе местного самоуправления, имеет право претендовать на обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета в размерах и порядке, установленными Постановлениями Правительства РФ «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан» от 29.12.04 г. № 864 с последующими изменениями (п/п «к» п.2 утвержденных названным Постановлением Правил), и «О некоторых вопросах выполнения подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 год» от 21.03.06 г. № 153 с последующими изменениями (п/п «е» п.5, п/п «в» п.18 утвержденных названным Постановлением Правил). Обращение гражданина за реализацией своего права должно следовать в тот орган местного самоуправления, в котором гражданин состоит на учете (п.19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.06 г. № 153). Ответчики же не желают принимать заявителя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на отсутствие своей компетенции в этом вопросе, чем истцу создаются препятствия в получении требуемого для реализации жилищных прав статуса.
Согласно вышеназванным Постановлениям Правительства РФ, обеспечение права на приобретение жилых помещений осуществляется за счет средств федерального бюджета, выдача жилищного сертификата на основе сводных списков возложена на субъект РФ.
Вышепоименованными законодательными актами орган, обязанный вести учет нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц, к категории которых относится истец, не определен. В соответствии с п.1 ст.2 Закона Ленинградской области «О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 26.10.05 г. № 89-оз с последующими изменениями, установлено общее правило: принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если иное не установлено настоящей статьей, осуществляется определенными уставом муниципального образования органами местного самоуправления поселения или городского округа, в котором граждане постоянно проживают. В изъятие из общего правила, принятие на учет граждан возможно и органом местного самоуправления муниципального района в случае, предусмотренном федеральным законом.
Ни ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ни Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ни вышеуказанные подзаконные Постановления Правительства, ни областные законы постановку на учет граждан категории, к которой относится заявитель, к компетенции органа местного самоуправления муниципального района не относят.
Истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий Киришским городским поселением. Постановка на учет в рассматриваемом случае не влечет у данного субъекта местного самоуправления обязанности по предоставлению жилья по договору социального найма за счет муниципального образования, с чем по существу связывает ответчик свои возражения.
Обращает внимание также то, что Конституционный Суд РФ, принимая указанное выше Постановление, рассматривал жалобы граждан, принятых на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления по месту своего жительства - администрациями сельских округов, а в производстве Курчатовского городского суда Курской области имелся соответствующий иск гр-на Литаврина Н.А., состоявшего на учете в администрации г. Курчатова.
На основании изложенного, суд полагает, что постановку истца на учет во исполнение установленного областным законом общего правила должен осуществить тот орган, который принял решение о признании Бабикова Г.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий, то есть администрация Киришского городского поселения, роль которой заключается в учетной, информационной и организаторской деятельности.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать отказ администрации МО «Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» в постановке Бабикова Г.Н. на учет в целях обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 866, принятым во исполнение предписаний Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" путем предоставления субсидии на приобретение жилья в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы незаконным.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Леноблсуд через Киришский федеральный суд в течение 10 дней.
Судья: А.А. Шувалов
Решение обжаловано в Ленинградском областном суде, оставлено без изменения, вступило в законную силу 11.11.2010.