Решение по делу № 2-788/2010
Именем Российской Федерации16 декабря 2010 года г. Кириши
Киришский городской федеральный суд Ленинградской области
В составе председательствующего судьи Дуяновой Т.В.,
с участием помощника Киришского городского прокурора Цветкова С.В.,
при секретаре Кузь И.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Киришского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Администрация муниципального образования «Киришский муниципальный район Ленинградской области» и Муниципальному образовательному учреждению «Киришская средняя общеобразовательная школа №» об обязании заключения договора на обеспечение технической возможности передачи сигнала от установок пожарной автоматики на центральный узел связи пожарной части,
У с т а н о в и л:
Киришский городской прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО «Киришский муниципальный район Ленинградской области» и Муниципальному образовательному учреждению «Киришская средняя общеобразовательная школа №» об обязании заключения договора на обеспечение технической возможности передачи сигнала от установок пожарной автоматики на центральный узел связи пожарной части, требуя обязать Муниципальное образовательное учреждение «Киришская средняя общеобразовательная школа №» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить соответствующий договор с уполномоченной организацией, а администрацию МО «Киришский муниципальный район Ленинградской области» - выделить и передать Муниципальному образовательному учреждению «Киришская средняя общеобразовательная школа №» финансовые средства, необходимые и достаточные для заключения данного договора. В обоснование требований сослался на то, что ответчики в нарушении положений ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности 01-03, Закона РФ «Об образовании» и Постановления Правительства Ленинградской области от 30.10.2007 г. № 269 не совершили требуемых действий, при наличии к тому технической возможности, чем поставили под угрозу жизни и здоровье граждан в случае возникновения пожара. В судебном заседании исковые требования поддержаны прокурором в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО «Киришский муниципальный район Ленинградской области» в судебном заседании исковые требования не признал по причинам, изложенным в письменной форме в отзыве на иск.
Полномочный представитель Муниципального образовательного учреждения «Киришская средняя общеобразовательная школа №» (далее МОУ) заявленный иск по существу признал, однако указал на то, что необходимо заявленные требования прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, уточнить и следует сформулировать следующим, а именно: изначально обязать администрацию муниципального образования «Киришский муниципальный район Ленинградской области» выделить соответствующие денежные средства, а как следствие МОУ обязать заключить соответствующий договор, при этом срок заключения названного договора можно сократить до одного месяца.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, учитывая позицию отдела государственного пожарного надзора Киришского района ГУ МЧС РФ по Ленинградской области, полагавшего заявленный иск обоснованным, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 32, ч.1 ст.51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законном порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, создает условия, гарантирующие охрану и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Статьей 37 названного Закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Согласно ч. 3 ст. 20 данного Закона, стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности относятся к нормативным документам по пожарной безопасности.
Пунктом 4 Правил пожарной безопасности 01-03 предусмотрено, что руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. В соответствии с п.12 Норм пожарной безопасности 110-03, перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы определяется соответствующим территориальным подразделением ГПС МЧС России, исходя из их технических возможностей.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.10.2007 г. № 269 утвержден перечень зданий и помещений, которые требуется оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе и локальными системами оповещения о чрезвычайных ситуаций на центральные пункты пожарных частей территориальных подразделений государственной противопожарной службы, расположенных на территории Ленинградской области», в который входят здания и помещения детских домов и учреждений образования (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения и др.) (пункт 12). Названным Постановлением ГУ МЧС РФ по Ленинградской области рекомендовано подготовить пообъектные перечни этих зданий и помещений и представить их в уполномоченные органы местного самоуправления, которым, в свою очередь, рекомендовано данные перечни утвердить.
В судебном заседании установлено, что во исполнение названных нормативных актов ОГПН Киришского района уже в январе 2008 года представило в администрацию МО перечень объектов, в который МОУ было включено, и повторно представило аналогичный перечень в администрацию 19.02.2010 г..
18.08.2010 г. Киришской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения муниципальными образовательными учреждениями Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» в муниципальном общеобразовательном учреждении проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности, в ходе которой было установлено, что помещения в здании МОУ оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации, но сигнал о пожаре от данной системы на пульт связи 58 пожарной части ГУ 30 ОФПС не передается, при наличии к тому технической возможности.
Согласно Уставу МОУ, учредителем учреждения является Муниципальное образование Киришский муниципальный район в лице администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
Таким образом, выявленные нарушения должны быть устранены за счет средств МОУ, а при их недостаточности, за счет средств МУ «Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области».
В соответствии с ч.1 ст.171 Бюджетного кодекса РФ, составление проекта бюджета относится к исключительной компетенции местной администрации муниципального образования. В соответствии с п.2 ч.10 ст.35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», утверждение местного бюджета отнесено к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. Таким образом, затраты на вывод системы пожарной сигнализации на пульт пожарной охраны должны быть внесены в проект бюджета муниципального образования.
Исполнение норм законодательства должно быть обеспечено путем заключения образовательным учреждением договора на выполнение соответствующих работ с уполномоченной организацией.
Работы по подключению к автоматике и её обслуживанию включены в утвержденный и.о. главы администрации в 2010 году (без даты) график с отнесением этих работ на 2011 год, без конкретных сроков проведения работ в течение года. Однако нормативного акта, определяющего статус данного графика как обязательного к исполнению, администрацией МО не принято, и, несмотря на окончание текущего года, действий по предложению представительному органу местного самоуправлению принять решение по данному вопросу не совершено. Таким образом, исполнение намерений должным образом не гарантировано, чем подвергнута угрозе жизнь и здоровье граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации в образовательном учреждении. Исполнение норм законодательства может быть обеспечено судебным решением, являющимся предусмотренным ст.12 ГК РФ способом защиты прав граждан. Требуемый прокурором трехмесячный срок соразмерен и достаточен для осуществления процедуры принятия решений по финансированию.
При установленных в судебном заседании юридически значимых обстоятельствах, суд считает заявленные требования Киришского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, законными, обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Киришская средняя общеобразовательная школа №» в течение трёх месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу заключить договор с уполномоченной организацией на выполнение работ по обеспечению передачи сигнала о срабатывании систем пожарной автоматики по радиотелекоммуникационным системам на центральные и районные узлы связи Единой дежурной диспетчерской службы.
Обязать МУ «Администрация муниципального образования «Киришский муниципальный район Ленинградской области» выделить и передать муниципальному образовательному учреждению финансовые средства, достаточные и необходимые для выполнения работ по обеспечению передачи сигнала о срабатывании систем пожарной автоматики по радиотелекоммуникационным системам на центральные и районные узлы связи Единой дежурной диспетчерской службы
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ленинградский областной суд через Киришский городской федеральный суд Ленинградской области в течение 10 дней.
Судья Дуянова Т.В.
Решение не обжаловано в Ленинградском областном суде, вступило в законную силу 27.12.2010 года.