Дело № 2-1073/2010



Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 2-1073

Именем Российской Федерации

27 декабря 2010 года г. Кириши

Киришский городской федеральный суд Ленинградской области в составе

председательствующего судьи Мельниковой Е.А.,

при секретаре Сухаревой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, о признании недействующими с момента вступления решения в законную силу отдельных положений Устава Муниципального образования «Пчёвжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области»,

У С Т А Н О В И Л:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконными отдельных положений Устава Муниципального образования «Пчёвжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» на том основании, что 6 апреля 2009 года решением совета депутатов МО «Пчёвжинское сельское поселение Киришского муниципального района» № 51/221 утверждён Устав Муниципального образования «Пчёвжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области», который был опубликован в газете «Киришский факел» № 27 (11461) 09 июля 2009 года. Отдельные положения Устава Муниципального образования «Пчёвжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» не соответствуют федеральному законодательству и подлежат отмене по следующим основаниям: абз.38 п.2 ст.36 Устава устанавливает, что к полномочиям совета депутатов МО «Пчёвжинское сельское поселение» относится объявление природных и иных объектов местного значения, представляющих собой экологическую, историческую или научную ценность, памятниками природы, истории и культуры, а также определение правил их охраны и использования в соответствии с действующим законодательством, однако, ч. 2. ст. 25 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что памятники природы могут быть только федерального и регионального значения, при этом, в соответствии со ст. 26 указанного закона, природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Одновременно, природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, наделение совета депутатов муниципального образования правом объявлять природные и иные объекты местного значения, представляющие собой экологическую, историческую или научную ценность, памятниками природы, а также определять правила их охраны и использования, не соответствует действующему законодательству.

Кроме того, абз. 36 п.2 ст. 36 Устава совет депутатов муниципального образования «Пчёвжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» наделен правом выносить решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на территории поселения. Вместе с тем, приостановление деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществляется в судебном порядке в соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ. Кроме того, ч. 2. ст. 36 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009 г.) «Об охране окружающей среды» также указывает, что в случае нарушения требований в области охраны окружающей среды
приостановлениеразмещения,проектирования,строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется по решению суда. На основании изложенного, просит суд признать недействующими с момента вступления судебного решения в законную силу абз. 38 п.2 ст.36 в части слова «природы», а также абз. 36 ч.2 ст.36 в части слов «выносит решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на территории
поселения» Устава муниципального образования «Пчёвжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области».

В судебное заседание Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор своего представителя не направил, письменно заявленное требование поддержал в полном объеме, просил дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.

Заинтересованное лицо Совет депутатов МО «Пчёвжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области», требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве, суть которого сводится к тому, что в оспариваемом абз. 38 п.2 ст.36 речь идет не о понятии «памятник природы», а о понятии «памятник природы, истории и культуры», а в оспариваемом абз. 36 ч.2 ст.36 не указано, что Совет депутатов назначает административное приостановление деятельности, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающего права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения (п. 13).

В судебном заседании установлено и документально подтверждено, что 6 апреля 2009 года решением совета депутатов МО «Пчёвжинское сельское поселение Киришского муниципального района» № 51/221 утверждён Устав Муниципального образования «Пчёвжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» (л.д. ), который был опубликован в газете «Киришский факел» № 27 (11461) от 09 июля 2009 года. Подпункт 38 п.2 ст.36 Устава устанавливает, что к полномочиям совета депутатов МО «Пчёвжинское сельское поселение» относится объявление природных и иных объектов местного значения, представляющих собой экологическую, историческую или научную ценность, памятниками природы, истории и культуры, а также определение правил их охраны и использования в соответствии с действующим законодательством (л.д.40 ).

Однако, согласно ч. 2. ст. 25 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы могут быть только федерального и регионального значения, при этом, в соответствии со ст. 26 указанного закона, природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Одновременно, природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пп. 36 п. 2 ст. 36 Устава совет депутатов муниципального образования Пчёвжинское сельское поселение наделен правом выносить решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на территории поселения (л.д.40). Вместе с тем, приостановление деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществляется только в судебном порядке в соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ.

Одновременно, ч. 2 и 3 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009 г.) «Об охране окружающей среды» указывает, что в случае нарушения требований в области охраны окружающей среды приостановлениеили прекращение в полном объемеразмещения,проектирования,строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется по решению суда.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что положения Устава МО «Пчёвжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» о наделении совета депутатов муниципального образования правом объявлять природные и иные объекты местного значения, представляющие собой экологическую, историческую или научную ценность, памятниками природы, выносить решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на территории поселения не соответствуют действующему законодательству.

С учетом всех обстоятельств данного дела и исходя из вышеприведенных норм права суд считает, что требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц законны, обоснованы, а потому подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействующими с момента вступления настоящего решения в законную силу положения п.п. 38 п. 2 ст. 36 Устава Муниципального образования «Пчёвжинское сельское поселение Киришского муниципального района», утверждённого 6 апреля 2009 года решением совета депутатов МО «Пчёвжинское сельское поселение Киришского муниципального района» № 51/221, в части слова «природы,», и п.п. 36 п. 2 ст. 23 Устава Муниципального образования «Пчёвжинское сельское поселение Киришского муниципального района», утверждённого 6 апреля 2009 года решением совета депутатов МО «Пчёвжинское сельское поселение Киришского муниципального района» № 51/221, в части слов « выносит решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных и строительных норм».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Леноблсуд через Киришский федеральный суд в течение 10 дней.

Судья: Е.А. Мельникова

Решение не обжаловано в Ленинградском областном суде, вступило в законную силу 11.01.2011 года.