Решение по делу № 2-60Именем Российской Федерации
17 января 2011 года г. Кириши
Киришский городской суд Ленинградской области в составе
Председательствующего судьи Мельниковой Е.А.,
С участием прокурора Цветкова С.В.,При секретаре Сухаревой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киришского городского прокурора, действующего в интересах Гришановой Ю.С. к МУ «Администрация муниципального образования «Киришский муниципальный район Ленинградской области» об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Киришский городской прокурор, действующий в интересах Гришановой Ю.С., обратился в суд с иском к МУ «Администрация муниципального образования «Киришский муниципальный район Ленинградской области» об обязании предоставить жилое помещение, указывая, что Гришанова Ю.С. <дата> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Исполнительного комитета «Киришский городской совет народных депутатов Ленинградской области» от 18.07.1991 года №10/494 принято решение об учреждении опеки на несовершеннолетней Гришановой Ю.С. В 2002 году Гришанова Ю.С. окончила МОУ «Средняя школа № Пушкинского административного района г.Санкт-Петербурга», но жильё ей до настоящего времени не предоставлено. Согласно письму МУ «Комитет по образованию Киришского муниципального района Ленинградской области» от 02.12.2010 г. №01.08/2252 следует, что до решения вопроса о предоставлении постоянного жилья Гришановой Ю.С., выделено временное жилье по адресу: .... В настоящее время Гришанова Ю.С. вынуждена проживать у бывшего опекуна Гришановой А.А. Считает, что в силу ст. 40 Конституции РФ, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ответчик обязан предоставить Гришановой Ю.С.жилое помещение вне очереди. Однако до настоящего времени вопрос по предоставлению жилья Гришановой Ю.С.не решён, в результате чего она вынуждена проживать у бывшего опекуна Гришановой А.А, она состоит на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в администрации МО «Киришский муниципальный район Ленинградской области»: номер льготной очереди среди воспитанников детского дома - 16. В связи с изложенным просит обязать ответчика в течение двухмесячного срока с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Гришановой Ю.С.жилую площадь не ниже установленной социальной нормы.
Прокурор и Гришанова Ю.С. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объёме.
Полномочный представитель ответчика - МУ «Администрация МО «Киришский муниципальный район Ленинградской области» - в судебное заседание не явился, телефонограммой просил дело рассмотреть в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д.14,15).
Выслушав прокурора, Гришанову Ю.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Гришанова Ю.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Решением Исполнительного комитета «Киришский городской совет народных депутатов Ленинградской области» от 18.07.1991 года №10/494 принято решение об учреждении опеки над несовершеннолетней Гришановой Ю.С. (л.д.5), в 2002 году Гришанова Ю.С. окончила МОУ «Средняя школа № Пушкинского административного района г.Санкт-Петербурга» (л.д.6). С <дата> она состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.9,10), на 2010 год номер очереди Гришановой Ю.С. в сводном муниципальном списке - 16 (л.д.6).
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства),…
В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с Законом Ленинградской области от 06 июня 2008 года № 46-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями над указанными категориями граждан, в том числе на них возложена обязанность по обеспечению данных граждан жилыми помещениями.
Из вышеуказанных правовых норм вытекает обязанность ответчика вне очереди обеспечить Гришанову Ю.С.жилым помещением не ниже установленных социальных норм.
Суд не соглашается с доводами ответчика о том, что Жилищным Кодексом РФ не определён срок, в течение которого лицу, имеющему право на внеочередное предоставление жилого помещения, такое помещение должно быть предоставлено, поскольку данный довод противоречит положениям ст. 57 ЖК РФ. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений.
Ссылка представителя ответчика на отсутствие необходимых денежных средств в бюджете муниципальных образований не может освободить их от обязанности разрешать вопросы местного значения, входящие в ее компетенцию в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Ленинградской области от 06 июня 2008 года № 46-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области».
На основании изложенного суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
При решении вопроса об определении срока для исполнения ответчиком обязанности по предоставлению Гришановой Ю.С. жилого помещения, суд принимает во внимание, что указанные действия связаны с проведением процедуры аукциона и регистрацией прав на объект недвижимости, а потому считает возможным установит его в три месяца, что соответствует нормам ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, указанный срок по мнению суда является разумным и не оспаривается истцом.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать МУ «Администрация МО «Киришский муниципальный район Ленинградской области» предоставить Гришановой Ю.С. <дата> года рождения, жилое помещение не ниже установленной социальной нормы в течение трёх месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней.
Судья Е.А. Мельникова
Решение не обжаловано в Ленинградском областном суде, вступило в законную силу 28.01.2011.