Дело № 2-445/2011



РЕШЕНИЕ по делу № 2-445

Именем Российской Федерации

17 мая 2011 года       г.Кириши

Киришский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Е.А. КЛИШИНОЙ,

при секретаре СОБОЛЕВСКОЙ П.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ноландта В.Н. к Администрации муниципального образования «Киришское городское поселение Киришского муниципального района»об оспаривании решения органа местного самоуправления и обязании не чинить препятствия в проведении публичных мероприятий,

УСТАНОВИЛ:

Ноландт В.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Киришское городское поселение Киришского муниципального района»об оспаривании решения органа местного самоуправления и обязании не чинить препятствия в проведении публичных мероприятий, ссылаясь на то, что 9 февраля 2011 года он подал в администрацию муниципального образования «Киришское городское поселение» уведомление о проведении с 12 до 14 часов 23 февраля 2011года митинга на площадке перед памятником В.И.Ленина в г.Кириши при количестве участников около 100 человек. 11 февраля 2011 года глава Администрации муниципального образования «Киришское городское поселение» К.А.Тимофеев направил в адрес организатора митинга информационное письмо (исх.№04415/469) с предложением об изменении места и времени проведения публичного мероприятия. Было предложено перенести проведение митинга на западную сторону ДДЮТ и изменить время-с10 до 12 часов 23 февраля. Изменение места и времени публичного мероприятия администрация обосновывала необходимостью сохранения бесперебойного функционирования жизненно важных объектов транспортной инфраструктуры, безопасности дорожного движения, а также обеспечения безопасности граждан. В информационном письме отсутствует мотивированное обоснование, какую именно угрозу создаёт проведение митинга у памятника В.И.Ленина с 12 до 14 часов 23 февраля в праздничный нерабочий день. 9 марта 2011года он вновь подал в администрацию муниципального образования «Киришское городское поселение» уведомление о проведении с 12 до 14 часов 20 марта 2011 года протестного митинга с восточной стороны площадки перед памятником В.И.Ленина. 11 марта 2011 года глава администрации муниципального образования «Киришское городское поселение» К.А.Тимофеев направил в адрес организатора митинга информационное письмо (исх. №04.4.15/841) с предложением об изменении места проведения публичного мероприятия. Было предложено перенести проведение митинга на западную сторону ДДЮТ. Изменение места публичного мероприятия администрация обосновывала необходимостью сохранения бесперебойного функционирования жизненно важных объектов транспортной инфраструктуры, безопасности дорожного движения, а также обеспечения безопасности граждан. В информационном письме отсутствует мотивированное обоснование, какую именно угрозу создаст проведение митинга у памятника В.И.Ленину с 12 до 14 часов 20 марта 2011 года. Считает, что предложение о переносе места проведения необоснованно, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 2 апреля 2009года №488-0-П, понятие «мотивированное предложение» по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Что касается понятия «согласование», то заложенный в нём конституционно- правовой смысл предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения, который позволил бы реализовать его цели. При этом предложенный вариант проведения публичного мероприятия должен обеспечивать возможность достижения правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению. Для организатора является значимым место проведения - памятник Ленина. Площадь напротив памятника имеет размеры 95х19метров (1805 кв.м.), возвышается над проезжей частью бульвара Молодёжный приблизительно на полметра. Непосредственно по этой площадке движение транспорта не осуществляется, поэтому как участникам публичного мероприятия, так и лицам, которые могут находиться в месте его проведения ничто не угрожает. На указанной площадке, не выходя за её пределы, может разместиться значительно больше 100 человек. На расстоянии около 19 метров от площадки проведена сплошная линия разметки, которую никакой автотранспорт пересекать не имеет права. Часть 2 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах шествиях и пикетированиях» содержит исчерпывающий перечень мест, в которых запрещено проведение массовых мероприятий. Предлагаемое организатором место проведения митинга к таковым не относится. Отказ администрации муниципального образования «Киришское городское поселение» согласовать место проведения публичного мероприятия нарушает права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия и пикетирования, установленные статьёй 31 Конституции РФ и федеральным законом от 19.06.2004г. №54-ФЗ (ред. от 07.02.2011г) «О собраниях, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».


В связи с изложенным просит признать отказ администрации муниципального образования «Киришское городское поселение» согласовать место проведения публичного мероприятия на площадке у памятника В.И.Ленина в г.Кириши от 11 февраля 2011 года (исх.№04415/460) и от 11 марта 2011 года (исх. № 04415) незаконными; обязать администрацию муниципального образования «Киришское городское поселение» не чинить препятствий в проведении публичных мероприятий на площадке возле памятника В.И.Ленину в г. Кириши.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на то, что Администрация обоснованно и мотивированно отказала истцу в согласовании места проведения публичного мероприятия у памятника В.И. Ленину (л.д. 21-22).

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее по тексту - Закон) направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Согласно ст. 7 Закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

9 февраля 2011 года и 9 марта 2011года Ноландт В.Н. подавал в администрацию муниципального образования «Киришское городское поселение» уведомление о проведении с 12 до 14 часов 23 февраля 2011года и с 12 до 14 часов 20 марта 2011 года соответственно митингов на площадке перед памятником В.И.Ленину в г.Кириши при количестве участников около 100 человек (л.д. 3, 6).

Согласно ст. 8 Закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Площадь у памятника В.И. Ленину в г.Кириши Ленинградской области к указанным местам, где проведение публичных мероприятий запрещается, не относится, что не оспаривалось сторонами при рассмотрении дела, и признаётся судом установленным.

В силу ст. 12 Закона обязанностью органа местного самоуправления является, в том числе, доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного Закона.

В связи с поступлением указанных выше уведомлений 11 февраля 2011 года и 11 марта 2011 года в адрес организатора митингов были направлены информационные письма за подписью главы Администрации муниципального образования «Киришское городское поселение Киришского муниципального района» с предложением об изменении места проведения публичного мероприятия. Было предложено перенести проведение митингов на западную сторону ДДЮТ, что обосновывалось необходимостью сохранения бесперебойного функционирования жизненно важных объектов транспортной инфраструктуры, безопасности дорожного движения, а также обеспечения безопасности граждан (л.д. 4-5, 7-8).

Ст. 5 ч. 5 Закона содержит требование, согласно которому организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

По смыслу содержания указанной нормы права, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами (Определение Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 N 484-О-П).

Понятие "мотивированное предложение" - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов (Определение Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 N 484-О-П).

Суд соглашается с доводами истца о том, что вышеуказанные информационные письма не содержат никаких доводов, убедительно обосновывающих невозможность проведения в нерабочие дни (23 февраля и 20 марта 2011 года) митингов у памятника В.И.Ленину. В обоснование предложений перенести проведение публичных мероприятий на западную сторону территории ДДЮТ орган местного самоуправления ссылается на необходимость сохранения бесперебойного функционирования жизненно важных объектов транспортной инфраструктуры, безопасности дорожного движения, а также обеспечения безопасности граждан. Однако каким образом и почему проведение митингов у памятника В.И. Ленину в выходные дни может повлиять на безопасность дорожного движения, на функционирование жизненно важных объектов транспортной инфраструктуры, что это за объекты, почему проведение митингов в данном месте небезопасно для граждан, не указано.

Приложенная истцом план-схема (л.д. 8) подтверждает доводы о том, что указанная площадь у памятника В.И Ленину имеет достаточно большие размеры, безопасные подходы, находится на значительном расстоянии от проезжей части, кроме того, отделена от неё сплошной линией дорожной разметки. Помимо изложенного известно, что эта площадь находится на возвышении по отношению к проезжей части, никаких опасных производственных объектов, иных объектов, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности, путепроводов, железнодорожных магистралей и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи вблизи площади у памятника В.И. Ленину не имеется; данная территория не прилегает к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; не является пограничной зоной.

В связи с изложенным суд считает, что ответчиком необоснованно было отказано в согласовании места проведения митингов в выходные дни 23 февраля и 20 марта 2011 года на площади у памятника В.И. Ленину в г.Кириши Ленинградской области, а потому требования истца о признании незаконными отказов Администрации муниципального образования «Киришское городское поселение Киришского муниципального района» от 11 февраля 2011 года и от 11 марта 2011 годы согласовать место проведения публичных мероприятий подлежат удовлетворению.

Однако в удовлетворении требования об обязании ответчика не чинить препятствий в проведении публичных мероприятий на площади возле памятника В.И. Ленину, суд полагает необходимо отказать, поскольку данное требование не конкретизировано по времени, с течением которого ситуация может изменяться, а происходящие изменения могут существенно влиять на возможность проведения публичных мероприятий в данном конкретном месте.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными отказы Администрации муниципального образования «Киришское городское поселение Киришского муниципального района» от 11 февраля 2011 года и от 11 марта 2011 годы согласовать место проведения публичных мероприятий 23 февраля 2011 года и 20 марта 2011 года на площади у памятника В.И. Ленину.

В удовлетворении остальной части иска Ноландту В.Н. отказать.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Киришское городское поселение Киришского муниципального района» в пользу Ноландта В.Н. расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ленинградский областной суд в течение десяти дней.

Судья:         Е.А. Клишина

Решение обжаловано в Ленинградском областном суде, оставлено без изменения, вступило в законную силу 30.06.2011 года.