Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-1001 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 октября 2011 года г. Кириши Киришский городской федеральный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Е.А. КЛИШИНОЙ, при секретаре СОБОЛЕВСКОЙ П.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никифорова А.Е. к муниципальному учреждению «Комитет социальной защиты населения Киришского муниципального района» о взыскании денежных сумм и об обязании назначить компенсацию возмещения вреда в части утраченного заработка, У С Т А Н О В И Л: Никифоров А.Е. обратился в суд с иском к МУ «Комитет социальной защиты населения Киришского муниципального района» о взыскании денежных сумм и об обязании назначить компенсацию возмещения вреда в части утраченного заработка, указывая, что он был призван Киришским военкоматом на военные сборы 8 мая 1986 года. Проходил службу по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской Атомной станции с 13 мая по 07 июля I986 года. С апреля 1994 года на инвалидности, заболевание связанное с ЛПА на ЧАЭС, утрата трудоспособности - 70%. С 01 января 2011 года инвалидность установлена бессрочно. До 15 февраля 2001 года он имел право на возмещение вреда здоровью на основании пункта 25 статьи 14 Закона РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской ЧАЭС», в редакции, действовавшей до 15.02.2001 года, то есть в размере утраченного заработка, определяемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работником трудовых обязанностей. С 15 февраля 2001 года в связи с вступлением в действие Закона РФ № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ему вместо ВВЗ в размере утраченного заработка стали выплачивать ежемесячную денежную компенсацию 2500 рублей в месяц. Как сказано в Постановлении Конституционного Суда РФ, данная сумма выплачивается в порядке конституционно-правовой ответственности, она не зависит от заработка гражданина и, следовательно, не предназначена на его возмещение. Как сказано в абз. 7 п.2 мотивировочной части Постановления КС № 11-П «все лица здоровью которых причинен в результате одной и той же техногенной катастрофы вред, как правило не устранимый с течением времени, имеют равное право на возмещение расходов, возникших в связи с потерей и (или) ухудшением здоровья, что влияет и на определение критериев исчисления размеров денежных компенсаций. Поэтому федеральный законодатель должен исходить из конституционных принципов справедливости ( ст.1, ст.7 Конституции РФ) и равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств (ст.19 Конституции РФ), в том числе независимо от профессиональной принадлежности, должностного положения этих лиц и соответственно уровня их заработной платы». Таким образом выплачиваемая денежная компенсация, предназначена на возмещение расходов возникших в связи с потерей или ухудшением состояния здоровья, которые примерно одинаковы у граждан, получивший равный вред здоровью. Она не зависит от заработка гражданина и, следовательно, не предназначена па возмещение утраченного заработка. Она выплачивается и гражданам вообще не имевшим заработка, и следовательно, не утратившим его, а значит и не имеющим права на его возмещение. В связи с тем, что с 15 февраля 2001 года базовым чернобыльским Законом не предусмотрено добровольное (не судебное) возмещение государством утраченного, вследствие причинения вреда здоровью, заработка, возмещение которого в обязательном порядке предписано гражданским законодательством (ст.1085 ГК РФ), просит суд присудить ему с 01 января 2011года, возмещение вреда здоровью в части возмещения утраченного заработка по нормам гражданского законодательства. Денежная компенсация за вред здоровью, предусмотренная Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не является выплатой в возмещение утраченного заработка. Поэтому просит независимо от получаемой им ежемесячной денежной компенсации по базовому закону присудить ему с 01 января 2011 года выплату возмещения утраченного заработка. Согласно части 3 ст.5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ), ст.1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 № 2288), ст.318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 года до 29 ноября 2002 года), допускается возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда. Вред причиненный здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, относится к вреду, реально невосполнимому и неисчисляемому, что обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Возмещение указанною вреда с учетом специфики обстоятельств его причинения осуществляется в соответствие с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Данный Закон не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненному их здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, когда задолженность образовалась по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты. Исходя из изложенного абзац 4 ст.208 ГК РФ к требованиям граждан о взыскании недополученных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, применению не подлежит срок исковой давности. Данная правовая позиция подтверждена Определением Конституционного суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 года №445-0. С учётом всех указанных им индексации просит взыскать в возмещение утраченного заработка за период сиюля 2000 года по январь 2011 1513009 рублей 32 копейки, обязать ответчика с 1 января 2011 года выплачивать ему ежемесячную денежную сумму в возмещение вреда в части утраченного заработка 19085, 04 рублей, признать его право на сохранение выплаты ежемесячной денежной компенсации, в возмещение вреда причиненного здоровью, предусмотренной п.25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЗС». В судебном заседании Никифоров А.Е. свои исковые требования поддержал в полном объёме и пояснил, что все выплаты, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», он получает надлежащим образом и претензий по их начислению не имеет, однако считает, что наряду с данными выплатами он имеет право на возмещение утраченного заработка на основании ст. 1085 ГК РФ, который и рассчитан им за период с июля 2000 года по январь 2011 года. Полномочный представитель ответчика - МУ «Комитет социальной защиты населения Киришского муниципального района» - в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, указывая, что статьей 5 Закона № 1244-1 установлено, что предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 872, Федеральная служба по труду и занятости осуществляет финансирование расходов, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 2007 год, тем самым, исполняя полномочия по указанным выплатам, Комитет социальной защиты населения Киришского муниципального района осуществляет исключительно функции: по исчислению размера ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащей выплате;по принятию решения о выплате вышеуказанной компенсации(исходя из представленных документов, либо на основании вступившего в законную силу решения судебного органа об изменении размера денежной компенсации); по формированию самостоятельных дел граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.Денежные средства по данным выплатам на уровень бюджета муниципального образования не передаются. Следовательно, требование истца о взыскании сумм ежемесячных компенсаций в возмещение вреда здоровью, а также сумм задолженности противоречит требованиям ст. ст. 124, 126 ГК РФ.В соответствии с нормами Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Никифорову А.Е. комитетом назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью.В последствии, на основании Закона РФ от 26.04.2004г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истцу произведена индексация ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом роста инфляции, руководствуясь Постановлениями Правительства Российского Федерации от 07.05.2005г. № 292 ( в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2006г. № 163 ), от 25.04.2006г. № 246, от 21.03.2007г. № 171, от 21.12.2007г. №914, от 16.12.2009г. №1024, от 21.12.2010г. №1079. Задолженности по выплатам отсутствует.В Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. № 11-П указано, что впредь до внесения необходимых изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста прожиточного минимума в субъекте РФ.В Определении Конституционного Суда РФ от 04.10.2005г. №364-0 указано, что индексация исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ представляет собой конституционно- Представитель привлечённого к участию в деле в качестве третьего лица Комитет по социальной защите населения Ленинградской области в судебном заседании пояснил, что считает исковые требования Никифорова А.Е. незаконными, поскольку положения ст. 1085 ГК РФ к правоотношениям, возникшим в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, применяться не могут в силу положений Пленума ВС РФ Выслушав истца, представителя ответчика МУ «Комитет социальной защиты населения Киришского муниципального района», представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Никифоров А.Е. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Решением ФГУ Главного бюро МСЭ по Ленинградской области № 1584 от 01.12.2010 года истцу повторно была установлена вторая группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности - заболевание получено в связи с исполнением обязанностей военной службы при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 23 мая 1994 года истцом было получено удостоверение получившего заболевание вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом. С апреля 1994 года Никифорову А.Е. начисляются и выплачиваются компенсации, предусмотренные Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». До 15 февраля 2001 года истцу в качестве возмещение вреда здоровью осуществлялась выплата на основании пункта 25 статьи 14 Закона РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской ЧАЭС», в редакции, действовавшей до 15.02.2001 года, то есть в размере утраченного заработка. С 15 февраля 2001 года в связи с вступлением в действие Закона РФ № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ему в качестве возмещения вреда здоровью вместо размера утраченного заработка стали выплачивать ежемесячную денежную компенсацию. Истец считает, что помимо ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, предусмотренной Закона РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской ЧАЭС» он имеет право на возмещение вреда здоровью в размере утраченного заработка в порядке ст. 1085 ГК РФ. Однако суд не соглашается с доводами истца по следующим основаниям. Согласно ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья. Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему в соответствии с настоящей статьей, могут быть увеличены законом или договором. В силу ст. 12 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" действие статей 1085 - 1094 указанного Кодекса распространяется также на случаи, когда причинение вреда жизни и здоровью гражданина имело место до 1 марта 1996 года, но не ранее 1 марта 1993 года, и причиненный вред остался невозмещенным. Право истца на сохранение выплаты ежемесячной денежной компенсации, в возмещение вреда причиненного здоровью, предусмотренной п.25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЗС» ответчиком не оспаривается, указанная компенсация выплачивается ему без каких-либо нарушений в полном объёме, что Никифоров А.Е. подтвердил в судебном заседании. При установленных юридически значимых обстоятельствах, на основании изложенных норм права, с учётом того, что истец проходил службу по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской Атомной станции с 13 мая по 07 июля I986 года, суд полагает, что исковые требования Никифорова А.Е. удовлетворению не подлежат, поскольку на указанные правоотношения положения ст. 1085 ГК РФ не распространяются. Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ суд, р е ш и л: Никифорову А.Е. в удовлетворении исковых требований к муниципальному учреждению «Комитет социальной защиты населения Киришского муниципального района» о взыскании денежных сумм и об обязании назначить компенсацию возмещения вреда в части утраченного заработка, отказать. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней. Судья Е.А. КЛИШИНА Решение не обжаловано в Ленинградском областном суде, вступило в законную силу 07.11.2011 года.
правовую меру временного характера - впредь до внесения федеральным
законодательством изменений в правовое регулирование, само по себе
оно не означает признание Конституционным Судом РФ указанного
критерия индексации в качестве единственного возможного конституционного способа антиинфляционной защиты компенсационных выплат. В этом же определении указано, что переход к индексации с учетом уровня инфляции не может рассматриваться как противоречащий Конституции РФ.