Р Е Ш Е Н И Е по делу № 12-96
29 октября 2010 года г. Кириши
Киришский городской федеральный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Е.А. КЛИШИНОЙ, рассмотрев жалобу муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района» на постановление мирового судьи судебного участка № 41 Киришского района Ленинградской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 43 Киришского района Ленинградской области, от 21 июля 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
21 июля 2010 года мировым судьёй судебного участка № 41 Киришского района Ленинградской области, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 43 Киришского района Ленинградской области, вынесено постановление о привлечении МУ «Администрация МО «Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района» к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 10000 рублей.
МУ «Администрация МО «Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района» обратилось в суд с ходатайством о восстановлении процессуального срока для обжалования указанного постановления и жалобой на него, считая его незаконным и ссылаясь на то, что согласно ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, эта же норма закреплена в Уставе МО «Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района»; сбор, накопление, обезвреживание, транспортирование, размещение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относится к компетенции Администрации; также считает неправомерной ссылку государственного инспектора на ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» из которого следует, что собственником отходов является орган местного самоуправления, поскольку отходы находятся на его территории, считает, что эта норма не имеет значения для квалификации правонарушения. В соответствии со ст.13 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, а также, ликвидировать последствия захламления земель. По смыслу ст. 5 ЗК РФ Администрация не является участником земельных отношений в данном конкретном случае, так как свалки твёрдых бытовых отходов расположены на территориях, за которые ответственны садоводческие некоммерческие товарищества в силу Постановления главы администрации от 15.10.2009 года № 50 «О закреплении территорий по санитарной очистке земель МО «Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района», постановления Правительства Ленинградской области от 23.07.1998 года № 27 «Об утверждении правил содержания и обеспечения санитарного состояния территорий городских, сельских и других поселений Ленинградской области, Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и распоряжения губернатора Ленинградской области от 24.05.2000 года № 227-рг «Об утверждении правил обращения с отходами потребления на территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, расположенных в Ленинградской области», которые в соответствии с «Правилами внешнего благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории МО Кусинское сельское поселение» обязаны не допускать несанкционированные свалки бытовых отходов. Владельцы садоводческих участков, председатели СНТ должны заключать договоры со специализированными предприятиями на вывоз мусора на полигоны, обязаны ежеквартально предоставлять в Управление по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петербурга и Ленинградской области сведения о вывозе отходов потребления с подведомственной территории, а потому полагает себя ненадлежащим субъектом ответственности.
Представитель заявителя МУ «Администрация МО «Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района» в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивал, пояснил, что копию обжалуемого постановления они получили лишь 26 августа 2010 года, что подтверждается сведениями из журнала учёта входящей корреспонденции.
Участвующая в деле государственный инспектор Ленинградской области по охране природы Скобелева С.С. пояснила, что считает обжалуемое постановление законным и обоснованным, поскольку заявителем не было выполнено предписание от 25.11.2009 года на ликвидацию несанкционированных свалок, которые расположены не на территории, принадлежащей садоводствам.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить ходатайство заявителя о восстановлении срока на обжалование постановления от 21 июля 2010 года, поскольку получение копии данного постановления лишь 26 августа 2010 года подтверждено документально, однако не находит оснований для отмены постановления в связи со следующим.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического, юридического, должностного лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Обязанность доказывания вины привлекаемого лица законом возложена на орган, осуществляющий производство по делу об административных правонарушениях.
В судебном заседании установлено, что Предписанием государственного инспектора Ленинградской области по охране природы Скобелевой С.С. от 25.11.2009 года МУ «Администрация МО «Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района» было необходимо в срок до 01.06.2010 года ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные на территории Кусинского сельского поселения с левой стороны косой дороги напротив садоводческих некоммерческих товариществ «Айсберг», «Радуга», «Маяк», «Флора», «Меридиан»; предоставить документы, подтверждающие вывоз и размещение отходов на лицензированном полигоне ТБО г.Кириши Ленинградской области; организовать собрание председателей садоводств массива Посадников Остров по вопросу сбора и вывоза отходов с территории садоводческого массива и разработать систему решения данного вопроса.
Указанное Предписание МУ «Администрация МО «Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района» обжаловано не было, на 01.06.2010 года исполнено частично, а именно: согласно акту обследования территории от 01.06.2010 года вышеуказанные несанкционированные свалки не ликвидированы.
Исходя из требований ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В связи с изложенным МУ «Администрация МО «Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в 10000 рублей.
Из материалов дела следует, что земельные участки, на которых размещены несанкционированные свалки отходов, не принадлежат указанным садоводческим товариществам, находятся в границах Кусинского сельского поселения, согласно Приложению 4 Областного закона «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Киришский муниципальный район и муниципальных образований в егосоставе» от 01.09.2004 г. № 49-оз.
Согласно ст.ст. 11, 12 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится охрана земель. Целями охраны земель являются:
предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. (с изменениями) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
В соответствии с п. 3.2 СанПиН 42-128-4 690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» устройство неконтролируемых свалок бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 14, 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения поселения относится осуществление земельного контроля за использованием земель поселения, местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно Уставу МО «Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ст. 4).
В соответствии с п. 1.11 Правил содержания и обеспечения санитарного состояния территорий городских, сельских и других поселений Ленинградской области, утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области № 27 от 23.07.1998 г. (с изменениями), система санитарной очистки и уборки территорий городских и сельских поселений должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и утилизацию бытовых и производственных отходов, уличного мусора и смета, скапливающегося на территории поселения.
Согласно п. 4 ст. 14 Областного закона Ленинградской области «Об обращении с отходами в Ленинградской области» от 04.03.2010 г. № 7-оз, «органы местного самоуправления городских, сельских поселений обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам».
Таким образом, обязанность по ликвидации вышеуказанных несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, в соответствии с действующим законодательством РФ, возложена на МУ «Администрация МО «Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района», а потому вынесенное 25.11.2009 года Предписание является законным.
Довод представителя МУ «Администрация МО «Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района» о том, постановлением Главы Администрации МО «Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района» № 50 от 15.10.2009 года (л.д. 52-53) территории санитарной очистки, включая прилегающие территории на дорогах, подъездах к садоводческим некоммерческим товариществам массива Посадников Остров по всей длине включая 10-ти метровую полосу, закреплены за садоводческими некоммерческими товариществами, что снимает обязанность с муниципального образования по ликвидации указанных в Предписании свалок, суд считает необоснованным в связи со следующим.
Действительно, Правилами содержания и обеспечения санитарного состояния территорий городских, сельских и других поселений Ленинградской области, утвержденными Постановлением Правительства Ленинградской области № 27 от 23.07.1998 г. (с изменениями), предусмотрены полномочия администраций муниципальных образований по закреплению за определёнными объектами территорий санитарной очистки и уборки (п. 1.5), даны рекомендации по определению границ территорий санитарной очистки и уборки (п. 1.6). Однако согласно п. 1.2 данных Правил садоводческие некоммерческие товарищества не являются такими объектами, правила содержания данных объединений граждан указаны в п. 6 Правил. А потому постановление Главы Администрации МО «Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района» № 50 от 15.10.2009 года в части закрепления за садоводческими товариществами в качестве территорий санитарной очистки дорог, подъездов по всей длине с включением 10-ти метровой полосы не основано на законе.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что вина МУ «Администрация МО Кусинское сельское поселение» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ доказана полностью.
Из материалов дела следует, что при рассмотрении дела по существу, фактические обстоятельства дела установлены и исследованы полно и объективно. Оценив как имеющиеся в деле, так и дополнительно представленные материалы в совокупности, мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что указанные действия МУ «Администрация МО «Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Из изложенного следует, что при производстве по делу юридически значимые обстоятельства судьёй определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Существенных нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи, в связи с чем законных оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судРЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 41 Киришского района Ленинградской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 43 Киришского района Ленинградской области, от 21 июля 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ, в отношении Муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района» оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Судья: Е.А. Клишина