Дело № 2-338 (о признании частично незаконным постановления главы самоуправления)



Дело №2-338/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кириллов 13 октября 2010 года

Судья Кирилловского районного суда Вологодской области Смирнова В.М.

при секретаре Семеновой Л.В.

с участием прокурора Митина С.Н.

представителей ответчика В., К.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному учреждению культуры «... музей-заповедник» о признании незаконным решения в части предоставления в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, используемого под кладбище,

у с т а н о в и л:

Прокурор Кирилловского района Вологодской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФГУ «... музей-заповедник» Администрации ... сельского ... ..., в котором просит признать незаконным постановление Главы самоуправления ... сельского ... --- от 7 июля 1999 года «О перерегистрации землепользования ... музея-заповедника» в части предоставления в постоянное (бессрочное) пользование музею-заповеднику кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером --- в д. ... сельского поселения ... ...ю площадью 1, 85 га, а также признать недействительной запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ---, произведенную 19.09.2008 года.

В судебном заседании прокурор ... заявленные требования уточнил: дополнительно просил признать недействительным постановление Главы администрации ... сельсовета от ххх года --- «О перерегистрации землепользования ... музея-заповедника», которым ранее музею в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен тот же земельный участок, занятый кладбищем в д. ..., но меньшей площадью - 1,40 га; от требований о признании недействительной записи о регистрации права отказался, а также просил исключить из числа ответчиков Администрацию ... сельского Совета в связи с ликвидацией данного органа. В обоснование заявленных требований указал, что кладбище в д. ... является действующим. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения и осуществляются органами местного самоуправления. Уставом музея не предусмотрено содержание кладбищ. В сложившихся условиях администрация ... поселения, действующая в интересах жителей поселения, не может реализовать полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

Представители ответчика ФГУК «... музей-заповедник» В. и К. заявленные требования признали частично, пояснив, что в оспариваемых постановлениях Администрации ... сельского поселения ошибочно указано разрешенное использование земельного участка под кладбище. Кроме того, границы земельного участка при проведении межевания были установлены неправильно, так как в данные границы не была включена часть объектов историко-культурного назначения, в то же время включена территория действующего кладбища. Однако часть оспариваемого земельного участка занята не кладбищем, а историко-архитектурными памятниками, в частности церковью Ильи Пророка, в связи с чем предоставлена музею на законных основаниях и не может быть у него изъята.

Представитель третьих лиц – Администрации ... муниципального района, Администрации ... сельского поселения в судебное заседание не явился, в представленном отзыве заявленные прокурором требования поддержал.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав стороны, представителя третьего лица, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Как установлено судом, Постановлением Главы Администрации ... сельского ... ... от 29 января 1993 года --- «О перерегистрации землепользования ... музея-заповедника» перерегистрировано землепользование музея и ему предоставлены в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки общей площадью 7,28 га, в том числе участок, занятый церковью Ильи Пророка и кладбищем в д. ...ю 1,40 га. ххх года музею-заповеднику выдано свидетельство о праве бессрочного пользования земельным участком. Постановлением Главы самоуправления Ферапонтовского сельсовета от ххх года --- «О перерегистрации землепользования ... музея-заповедника» землепользование музея вновь перерегистрировано, в постоянное (бессрочное) пользование музею предоставлены земельные участки общей площадью 7,73 га, включая участок, занятый церковью Ильи Пророка и кладбища в д. ... площадью 1,85 га. Право постоянного бессрочного пользования земельными участками зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ххх года. Кладбище в д. ..., расположенное на земельном участке, предоставленном в пользование музею-заповеднику, является действующим.

Указанные обстоятельства подтверждаются постановлениями Главы администрации ... сельского Совета от ххх года и от ххх года, свидетельством о праве бессрочного пользования земельным участком от ххх года, свидетельством о государственной регистрации права от ххх года, ответом Главы Ферапонтовского сельского поселения Т., объяснениями сторон и третьих лиц.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от ххх года ---ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от ххх года ---ФЗ «О погребении и похоронном деле» решение о создании мест погребения принимается органом местного самоуправления, на территории которых они создаются.

В соответствии со статьей 25 ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Исходя из смысла закона, полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения (кладбищ) относятся к полномочиям органов местного самоуправления и не могут быть переданы другим органам и организациям.

Кладбище д. ... является действующим, последнее захоронение произведено в апреле 2010 года.

Уставом ФГУК «... музей-заповедник» не предусмотрен и в соответствии с целями и предметом деятельности музея-заповедника не мог быть предусмотрен такой вид деятельности как содержание действующего кладбища, оказание услуг по погребению.

В соответствии с ч.1 ст.4 ФЗ «О погребении и похоронном деле» места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. Однако доказательств того, что кладбище в д. ... отнесено к таким объектам, ответчик суду не представил. Более того, представитель ответчика В. суду пояснила, что в д.... к объектам культурного наследия отнесены только церковь Ильи Пророка, остатки церкви Дмитрия Солунского и ограда. Указанные обстоятельства подтверждаются и представленным в суд генеральным планом земельного участка.

При таких обстоятельствах земельный участок, на котором расположено действующее кладбище, не мог быть предоставлен в пользование музею-заповеднику, в связи с чем требования прокурора района о признании постановлений Главы администрации ... сельсовета ... в части предоставления в постоянное (бессрочное) пользование музея-заповедника земельного участка, включающего действующее кладбище, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что из общей площади земельного участка в д. ... необходимо исключить только площадь, занятую непосредственно кладбищем, составляющую примерно 1 300 кв.м, суд во внимание не принимает, так как ответчик не доказал обстоятельства, на которые ссылается.

Действительно, на предоставленном музею-заповеднику в д. ... земельном участке расположено не только кладбище, но и церковь Ильи Пророка, включенная в объекты культурного наследия. Однако земельный участок имеет одну площадь (единое землепользование), как следует из оспариваемых постановлений, не размежеван, указан в свидетельстве о государственной регистрации права как один объект права в соответствии с правоустанавливающим документом, в связи с чем выделение земельного участка, занятого церковью в самостоятельный объект недвижимости возможно только путем принятия соответствующего решения, проведения работ по межеванию и регистрации права на вновь созданный объект права – земельный участок.

Как пояснил директор музея-заповедника Ш., принятие нового постановления и проведение межевания с уточнением границ земельного участка в д. ... необходимо как администрации сельского поселения и жителям данной местности, так и самому музею, поскольку выделенный в пользование участок не включает в себя территорию под оградой вокруг церкви и бывшего кладбища, которая также отнесена к охраняемым памятникам федерального значения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Кирилловского района Вологодской области удовлетворить.

Признать незаконным и не порождающим правовых последствий Постановление Главы администрации ... сельского ... ... от 29 января 1993 года № ---О перераспределении землепользования ... музея-заповедника».

Признать незаконным и не порождающим правовых последствий Постановление Главы самоуправления Ферапонтовского сельсовета ... ... от ххх года --- «О перераспределении землепользования ... музея-заповедника» в части предоставления в постоянное (бессрочное) пользование ... музею-заповеднику земельного участка, включающего в себя церковь Ильи Пророка и кладбище в д. ...ю 1,85 га.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение составлено: 14 октября 2010 года.

Судья: