Дело № 2-381 (об обязании провести обродувание здания спецприспособлениями)



Дело № 2- 373/2010 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2010 года г. Кириллов

Кирилловский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующий судья Макарова В.А.,

с участием прокурора Игнатова А.В.,

представителя ответчика Кузнецовой И.В., Аракчеевой Л.Е.,

представителя третьего лица Р.,

при секретаре Гришиной В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кирилловского района Вологодской области в интересах неограниченного круга лиц к администрации Кирилловского муниципального района об обязании провести оборудование здания администрации района специальными приспособлениями,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кирилловского района Вологодской области обратился в суд в интересах неограниченного круга лиц с иском к администрации Кирилловского муниципального района, в котором просит обязать провести оборудование здания администрации района, расположенного по адресу: ..., ..., ..., специальными приспособлениями, обеспечивающими доступ инвалидов в здание. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района в ходе осуществления надзора за соблюдением действующего законодательства в сфере защиты прав инвалидов выявлены факты ненадлежащего исполнения администрацией Кирилловского района мер по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам социальной инфраструктуры района. Согласно ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

На территории района среди пенсионеров, инвалидов имеется 8 граждан, которые не могут передвигаться без колясок. Около 1000 инвалидов могут передвигаться самостоятельно, однако им необходимо наличие специальных приспособлений, к которым могут относиться: визуальная и звуковая информация (вывески, таблички, радиосвязь), специальные указатели около строящихся и ремонтируемых объектов, пандусы и поручни при входе в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров. Для большинства инвалидов необходимы поручни, а для передвигающихся на колясках - пандусы в здания и съезды на тротуарах. В настоящее время в ... пандусами обеспечен только магазин «Вечерний». Здание администрации Кирилловского муниципального района таких приспособлений не имеет, также как и мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Отсутствие специальных приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов в здание, нарушает социальные гарантии неограниченного круга лиц, имеющих инвалидность, на доступ к объектам социальной инфраструктуры района.

Ответчик - администрация Кирилловского муниципального района в отзыве и представитель Кузнецова И.В. в судебном заседании заявленные требования не признала. Полагает, что у прокурора отсутствуют основания для обращения в суд с заявлением в отношении администрации района об обязании оборудовать здание администрации специальными приспособлениями, обеспечивающими доступ инвалидов в здание, так как эта обязанность выполняется администрацией района в бесспорном порядке.

Также в качестве обоснования своей позиции указала, что согласно «Сп 35-103-2001. Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий. Статья 15 Закона РФ может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду ( на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны). Выбор варианта определяется местными органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона. На сегодняшний день администрация района оборудована поручнями при входе в администрацию. Вопрос об оборудовании здания другими специальными приспособлениями для инвалидов - колясочников остается открытым. Администрация района рассматривает для решения этого вопроса альтернативные способы, для чего составлена смета расходов на устройство пандуса и собирается информация о стоимости подъемных устройств. Администрация района согласовала с Кирилловской районной организацией общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество инвалидов» в качестве мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, заявительную систему и выезд в адрес заявителя сотрудников администрации района для решения поставленных заявителем вопросов.

Представитель ответчика Аракчеева Л.Е. в судебном заседании пояснила, что управлением архитектуры и градостроительства администрации района проводились работы по составлению сметы расходов по устройству пандуса у главного входа в здание администрации района. В связи с тем, что стоимость работ оказалась значительной (более 200 –х тыс. рублей), и пандус портил общий вид здания, то при обсуждении данного проекта вынуждены были от него отказаться. В настоящее время собирается информация о стоимости подъемного устройства, для решения вопроса о возможности оборудования здания администрации района подъемным устройством вместо пандуса.

Третье лицо- представитель Кирилловской районной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Р. в судебном заседании указала, что у инвалидов - колясочников отсутствует возможность самостоятельно попасть во многие необходимые для инвалида здания, в том числе и здание администрации Кирилловского муниципального района. Так, например, инвалида – колясочника В. в здание администрации района заносили на руках.

Проверив материалы дела, заслушав прокурора, представителей ответчика, третьего лица, суд пришел к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, на территории Кирилловского муниципального района проживает более 3000 тысяч инвалидов, в том числе 8 инвалидов ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации. Здание администрации Кирилловского муниципального района расположенное по адресу: ..., ..., ... и относящееся к объектам социальной инфраструктуры не оборудовано специальными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ в здание инвалидов.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользованиям железнодорожным, воздушным, водным, междугородным, автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащих оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относится и администрация Кирилловского муниципального района, следовательно, собственник здания администрации обязан провести меры по обеспечению доступности в здание инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями. Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что согласованная с Обществом инвалидом 21 октября 2010 года заявительная система и выезд к инвалиду сотрудников администрации района может полностью решить все социальные гарантии инвалидов. Исходя из пояснений представителей ответчика в судебном заседании, администрацией Кирилловского муниципального района с мая 2010 года проводились мероприятия по составлению сметы расходов по устройству пандуса у главного входа в здание администрации района. В настоящее время от устройства пандуса администрация района по ряду причин отказалась и с октября 2010 года собирается информация о стоимости подъемника. Доказательств не- возможности полностью приспособить здание администрации района специальным приспособлением, обеспечивающим доступ в здание малоподвижных групп инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих специальные средства реабилитации, суду не представлено. Разработанные администрацией Кирилловского муниципального района совместно с Президиумом правления РОО ВОИ меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (путем заявительной системы общения и выезда в адрес заявителя сотрудников администрации), могут действовать наряду с возможностью личного посещения инвалидами объекта социальной инфраструктуры, в том числе и здания администрации Кирилловского муниципального района, его общения с руководителем администрации или иными сотрудниками. Положение статьи 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры распространяются на неограниченный круг инвалидов, как состоящих на учете в Кирилловской районной организации инвалидов, так и прибывающих из других регионов. Отсутствие специальных приспособлений ограничивает права инвалида в выборе способа получения услуги: лично или посредством заявительной системы через местное общество инвалидов.

При таких обстоятельствах требования прокурора являются законными и обоснованными.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кирилловского района Вологодской области в интересах неограниченного круга лиц к администрации Кирилловского муниципального района об обязании провести оборудование здания администрации района специальными приспособлениями удовлетворить.

Обязать администрацию Кирилловского муниципального района в срок до 01 декабря 2011 года провести оборудование здания администрации района, расположенного по адресу: ..., ..., ..., специальными приспособлениями, обеспечивающими доступ инвалидов в здание.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Кирилловский районный суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения.

Судья: Макарова В.А.

Копия верна: Судья Макарова В.А.