Дело № 2- 125 /2011 Отметка об исполнении решения _____________________________________________________________________________ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Гор. Кириллов 03 мая 2011 года Кирилловский районный суд Вологодской области в составе: судьи Макаровой В.А., при секретаре Гришиной В.Г., с участием истца Гурченко А.М., представителя ответчика Косаревой С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУРЧЕНКО А.М. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирилловском районе Вологодской области» о назначении досрочной трудовой пенсии, УСТАНОВИЛ: Гурченко А.М. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Кирилловском районе Вологодской области», в котором просит признать недействительным решение комиссии ГУ УПФ РФ в Кирилловском районе от 31 марта 2011 года и обязать ответчика засчитать в специальный педагогический стаж период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с ххх года по ххх года и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента достижения трудового стажа. В обоснование своих требований истец указал, что с решением комиссии ГУ «УПФ РФ в Кирилловском районе» об отказе в установлении пенсии не согласен, так как считает, что в соответствии с действовавшим в период его службы в Вооруженных Силах СССР Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 он приобрел право на назначение досрочной трудовой пенсии. В судебном заседании истец уточнил свои требования, просит признать незаконным решение ГУ «Управление ПФ РФ в Кирилловском районе» за № --- от 31 марта 2011 года, а не решение комиссии, как указано в исковом заявлении. С учетом включения в льготный стаж спорного периода просит назначить пенсию с момента возникновения права на пенсию, в остальном поддержал заявленные требования, на их удовлетворении настаивает. Ответчик ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Кирилловском районе Вологодской области» в отзыве на исковое заявление и представитель в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что при вынесении своего решения Пенсионный фонд руководствовался п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. № 173 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ». Действующее пенсионное законодательство не предусматривает включение в льготный стаж службу в Вооруженных Силах СССР. Стаж Гурченко А.М. составляет 23 года01 месяц и 18 дней при требуемом стаже 25 лет, что недостаточно для назначения пенсии, в связи с чем считают решение об отказе в назначении истцу пенсии законным. Проверив материалы дела, заслушав истца, представителя ответчика, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению. В соответствии с п.п.19 п. 1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 55 (60) лет лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Как следует из материалов дела, трудовой стаж Гурченко А.М. включает следующие периоды: с ххх. по хххг. -учитель физкультуры ... школы, ... школы; с хххг по настоящее время преподаватель основ безопасности жизнедеятельности и учитель физкультуры ... школы, МОУ «... школа»; в период с хххг. по хххг. служба по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР. Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой, военным билетом, выданными на имя Гурченко А.М., материалами пенсионного дела. Действовавшее в оспариваемый ответчиком период службы Гурченко А.М. в рядах Вооруженных Сил СССР Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», предусматривало, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, при условии, если при назначении пенсии за выслугу лет не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. На день принятия пенсионным органом решения об отказе в назначении пенсии Гурченко А.М. имел педагогический стаж более 23 лет, что превышает 2/3 от требуемого двадцатипятилетнего стажа (16 лет 8 месяцев). Отказывая Гурченко А.М. в назначении пенсии Пенсионный фонд исходил из того, что в момент обращения истца за назначением пенсии Постановление Совета Минисров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, следовательно, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы указанного Постановления. Суд не может согласиться с данными доводами ответчика по следующим основаниям. Положения ч.2 ст.6, части 4 ст. 15, части 1 ст.17 статей 18,19 и части 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» не применяется на территории Российской Федерации с 01.10.1993 года в соответствии с Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 года. Оспариваемый пенсионным органом период службы в Советской Армии приходится до 01.10.1993 года, т.е. в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, следовательно, подлежит включению в специальный трудовой стаж. Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и стаж работы по специальности. При вынесении решения суд также учитывает правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, в силу которой придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть1), 55 (часть 2), 57 Конституции РФ, поскольку по смыслу указанных конструкционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Исключение ранее приобретенного истцом права на включение в специальный педагогический стаж службы в составе Вооруженных Сил СССР из необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии 25-ти лет свидетельствовало бы о придании обратной силы закону, ухудшало его положение и означало отмену (отсрочку) права на пенсионное обеспечение, что противоречит ранее действовавшему законодательству и несовместимо с Конституцией Российской Федерации. При обращении Гурченко А.М. в пенсионный орган его специальный стаж составлял 23 годя 01 месяц и 18 дней, при этом было соблюдено условие о том, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию Изучив представленные документы о стаже работы истица, включая период службы по призыву Вооруженных Силах СССР (1 год 10 мес. и 09дн.), суд приходит к выводу, что на день обращения Гурченко А.М. с заявлением о назначении пенсии (10 марта 2011 года), стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, составил 24 года 11 мес. 27 дн., что недостаточно для принятия решения о назначении пенсии с ххх 2011 года. Вместе с тем, учитывая, что истец по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность и необходимый льготный пенсионный стаж им выработан на день рассмотрения дела в суде, трудовая пенсия по старости с учетом включения в льготный стаж периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с ххх года по ххх (1 год 10 мес. 09дн.) должна быть назначена с ххх 2011 года. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать решение Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирилловском районе Вологодской области» от 31 марта 2011 года за № --- об отказе в назначении ГУРЧЕНКО А.М. досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирилловском районе Вологодской области» зачесть ГУРЧЕНКО А.М. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, период срочной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с ххх года по ххх года, всего 01 год 10 месяцев и 09 дней. Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... ...» назначить ГУРЧЕНКО Андрею Михайловичу досрочную трудовую пенсию по старости с ххх года. Решение может быть обжаловано в ... суд через районный суд в течение 10 дней. Судья Макарова В.А. Копия верна: Судья Макарова В.А.