Дело № 2- 111/2011 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2011 года г. Кириллов
Кирилловский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующий судья Смирнова В.М.,
при секретаре Семеновой Л.В.,
с участием прокурора Митина С.Н.,
представителей ответчиков Скворцовой О.А., Афаныгиной В.Н.,
рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Кирилловского района в интересах неограниченного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Тандер» и администрации муниципального образования город Кириллов об обязании оборудовать автостоянку возле здания магазина «...»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кирилловского района обратился в суд с иском к закрытому акционерному обществу «Тандер» и администрации муниципального образования город Кириллов, в котором просит обязать ответчиков оборудовать автостоянку возле здания магазина «...» в соответствии с требованиями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивает, уточнив их в части срока исполнения обязанности. Просит установить ответчикам срок для оборудования автостоянки – десять дней после вступления решения суда в законную силу. Суду пояснил, что прокуратурой района выявлены факты ненадлежащего исполнения администрацией города и ЗАО «Тандер» мер по беспрепятственному доступу инвалидов к предприятию торговли - магазину «...», расположенному по адресу: ..., ..., ..., .... Так в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно. Однако, для обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры инвалидам необходимо наличие специальных приспособлений на автостоянках, к которым относятся в том числе - специальные указатели мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автостоянках и в местах парковки транспортных средств. В настоящее время стоянка возле здания магазина «...» не оборудована для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов не имеется, что нарушает социальные права неограниченного круга лиц, имеющих инвалидность.
Представитель ответчика – ЗАО «Тандер» Скворцова О.А. в судебном заседании исковые требования не признала, мотивировав тем, что нормами Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», Градостроительного кодекса РФ установлено, что вопросы местного значения в области дорожной деятельности в границах населенных пунктов, включая создание и обеспечение функционирования парковочных мест, осуществление иных полномочий в сфере использования автомобильных дорог, входят в обязанности органов местного самоуправления. Земельный участок, на котором расположена парковка, является муниципальной собственностью. ЗАО «Тандер» принадлежит на праве собственности лишь земля под торговым павильоном, поэтому обязанность об оборудовании автостоянки у магазина «...» в соответствии с требованиями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» должна быть возложена на администрацию города Кириллова.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования город Кириллов Афаныгина В.Н. исковые требования не признала по тем доводам, что земельный участок, площадью 664 квадратных метров, используемый для эксплуатации и обслуживания торгового центра «...», принадлежит на праве собственности закрытому акционерному обществу «Тандер». Само здание магазина занимает площадь 448,3 квадратных метров, на остальной прилегающей территории находится, в том числе, и стоянка для автотранспорта. Кроме того, при строительстве торгового центра ЗАО «Тандер» просило разрешить им установить парковку, необходимую для подъезда к магазину. Данное разрешение они получили, автостоянка входит в элементы благоустройства магазина, что отражено на плане-схеме, утвержденной органом архитектуры и согласованной с представителем ЗАО «Тандер». Следовательно, данная территория муниципальной собственностью не является и обязанность по оборудованию автостоянки должна быть возложена непосредственно на ЗАО «Тандер».
Представитель третьего лица – Кирилловской районной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора, представителей ответчиков, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Для обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры, инвалидам необходимо наличие специальных приспособлений на автостоянках. К специальным приспособлениям относятся в том числе - специальные указатели мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автостоянках и в местах парковки транспортных средств.
Как установлено судом, стоянка возле здания магазина «...», расположенного по адресу: ..., ..., ..., не оборудована для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов не имеется, что нарушает социальные права неограниченного круга лиц, имеющих инвалидность, на доступ к данному социально значимому объекту.
Здание магазина, площадью 448,3 квадратных метров, является частной собственностью закрытого акционерного общества «Тандер», и расположено на земельном участке, площадью 664 квадратных метров, также принадлежащем на праве собственности указанному обществу, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29 декабря 2009 года и от 14 мая 2010 года. Согласно плану-схеме благоустройства у магазина «...» часть земельного участка занимает стоянка автомобилей на 14 мест, необходимая для осуществления подъезда к магазину. Данный план-схема был утвержден органом архитектуры, согласован с представителем ЗАО «Тандер» при выдаче разрешения на строительство торгового павильона. Необходимость парковки полностью соответствует торговым интересам общества и изначально была предусмотрена при строительстве магазина.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать ЗАО «Тандер» в срок до 01 августа 2011 года оборудовать автостоянку возле здания магазина «...» в соответствии с требованиями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Судом не может быть принята во внимание ссылка представителя ЗАО «Тандер» на то, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения входит в компетенцию органов местного самоуправления, поскольку в данном случае речь идет не об организации дорожного движения, а о соблюдении прав инвалидов и их социальной защите.
Организационные и технические вопросы, связанные с оборудованием стоянки для транспортных средств инвалидов (установка дорожного знака, разметка асфальтового покрытия), не являлись предметом рассмотрения по заявленным прокурором требованиям об обязании ЗАО «Тандер» за счет собственных средств оборудовать автостоянку с соблюдением установленных законом требований.
Учитывая, что оснований для удовлетворения иска, заявленного к администрации муниципального образования город Кириллов не имеется, в удовлетворении заявленных требований к указанному ответчику следует отказать.
Срок исполнения обязательства суд определяет до 01 августа 2011 года с учетом удаленности места нахождения ответчика от объекта, что, по мнению суда, может затруднить исполнение обязанности (требуются согласования с уполномоченными органами) в указанный прокурором десятидневный срок.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кирилловского района Вологодской области, заявленные в интересах неограниченного круга лиц, об обязании оборудовать автостоянку возле здания магазина «...» удовлетворить частично.
Обязать закрытое акционерное общество «Тандер» оборудовать автостоянку для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов возле здания магазина «...», расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в срок до 01 августа 2011 года.
В иске прокурора Кирилловского района к администрации муниципального образования город Кириллов отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.М.Смирнова
Копия верна:
Судья В.М.Смирнова