Дело № 2-414/2011 (о признании недействующим локального нормативного акта)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кириллов 8 декабря 2011 года

Судья Кирилловского районного суда Вологодской области Смирнова В.М.

при секретаре Семеновой Л.В.

с участием прокурора Митина С.Н.

представителей ответчиков Оличева В.М., Вологина А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кирилловского района Вологодской области к Вологодской областной общественной организации «Клуб охотников и рыболовов «Коротецкий»» и Калиничеву А.В. о признании локального нормативного акта недействующим, признании недействительным договора об использовании личного охотничьего оружия,

у с т а н о в и л:

Прокурор Кирилловского района обратился в суд с иском, в котором просит признать пункты 2.4, 2.5, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Должностной инструкции охотоведа ВООО «Клуб охотников и рыболовов «Коротецкий»», утвержденной председателем правления К. ххх года, недействующими и не порождающими правовых последствий с момента утверждения; признать недействительным договор об использовании личного охотничьего оружия в служебных целях, заключенный между ВООО «Клуб охотников и рыболовов «Коротецкий»» и Калиничевым А.В. ххх года. В обоснование заявленных требований указал, что действовавшая до 2 марта 2011 года Должностная инструкция охотоведа нарушала права неопределенного круга лиц, а также интересы Российской Федерации, так как давала право совершать охотоведу общественной организации действия, явно выходящие за пределы предоставленных законом полномочий. Также не соответствует требованиям закона Договор, заключенный с Калиничевым А.В. об использовании личного охотничьего оружия различных марок в служебных целях, так как оборот оружия ограничен и может осуществляться только в соответствии с Федеральным законом «Об оружии».

Представитель ответчика – ВООО «Клуб охотников и рыболовов «Коротецкий»» Оличев В.М. заявленные исковые требования не признал, указав, что в настоящее время оспариваемая прокурором Должностная инструкция в редакции от 28 мая 2011 года отменена, в связи с чем отсутствует предмет спора. В период действия указанных документов фактов нарушения прав неопределенного круга лиц и интересов государства не выявлено. В соответствии с Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  охотоведы вправе осуществлять функции по установлению нарушений правил охоты, фиксации таких нарушений, а также вправе носить личное охотничье оружие при исполнении служебных обязанностей. Калиничевым А.В. с клубом охотников и рыболовов «Коротецкий» заключен трудовой договор, что давало клубу право заключить с ним договор об использовании личного охотничьего оружия в служебных целях, аналогичный, например, договору об использовании личного транспортного средства в служебных целях.

Представитель Калиничева А.В. – Вологин А.Л. исковые требования не признал, пояснил, что прокурор в исковом заявлении необоснованно ссылается на Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 года № 491, принятое уже после утверждения и вступления в действие оспариваемых документов, тогда как закон обратной силы не имеет.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд пришел к выводу, что заявленные прокурором района требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что 27 мая 2009 года ВООО «Клуб охотников и рыболовов «Коротецкий»» заключил с Калиничевым А.В. договор об использовании личного охотничьего оружия в служебных целях. 28 мая 2009 года председателем правления Вологодской областной общественной организации «Клуб охотников и рыболовов «Коротецкий»» К. утверждена Должностная инструкция охотоведа, в которой предусмотрено: раздел 2. Должностные обязанности охотоведа: п.2.4 – составление протоколов, актов о выявленных нарушениях, п. 2.5 – задержание в установленном порядке лиц, виновных в нарушениях, с наложением ареста на незаконно добытую продукцию; раздел 3. Права охотоведа. Охотовед имеет право осуществлять: п.3.1 – проверку документов и составление протоколов в случае выявления правонарушений; п.3.2 – доставление лиц, совершивших правонарушения, в милицию или в помещение поселковых, сельских администраций в том случае, если личность нарушителя не может быть установлена на месте нарушения; п.3.3 – изъятие оружия и орудий лова в случае, если личность нарушителя не может быть установлена на месте нарушения; п.3.4 – ношение личного охотничьего оружия, а при исполнении служебных обязанностей и табельного (служебного) оружия в угодьях соответствующих хозяйств в течение всего года. В марте 2011 года в указанную Должностную инструкцию охотоведа внесены изменения, оспариваемые прокурором положения исключены.

Как следует из п.1.2 Устава ВООО «Клуб охотников и рыболовов «Коротецкий» организационно-правовая форма данной организации - общественная организация.

Предусмотренные пунктами 2.4, 2.5, 3.1 – 3.3 Должностной инструкции охотоведа полномочия фактически наделяли указанного работника общественной организации функциями, связанными с привлечением к административной ответственности лиц, совершивших правонарушения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в частности, составление протоколов, задержание и доставление виновных, изъятие оружия и орудий лова, арест незаконно добытой продукции.

Однако охотоведы общественных организаций (охотпользователей) не наделены указанными выше полномочиями, что вытекает из положений ст.ст.30, 31 Федерального закона РФ от 33.03.1995 года № 52-ФЗ «О животном мире»; ст.ст.27.1., 28.3. п.34 КоАП РФ, положений Кодекса Вологодской области об административных правонарушениях от 17.02.2003 года № 868-ОЗ, действовавшего на момент принятия оспариваемой должностной инструкции.

Ссылка представителя ответчика на Федеральный закон РФ от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является несостоятельной, поскольку указанный закон также не содержит положений, позволяющих работникам общественных организаций осуществлять оспариваемые действия по составлению протоколов, задержанию и доставлению нарушителей, изъятию оружия и орудий лова, наложению ареста на незаконно добытую продукцию. В силу ст.40 закона данные действия могут совершать должностные лица органов государственного надзора.

В соответствии со ст.41 Федерального закона РФ от 24.07.2009 года № 209-ФЗ производственный охотничий контроль осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, ссылка ответчика на федеральный закон № 209-ФЗ является несостоятельной и в силу того, что данный закон принят и вступил в силу значительно позднее принятия оспариваемой Должностной инструкции охотоведа.

Учитывая, что положения пунктов 2.4, 2.5, 3.1-3.3 Должностной инструкции охотоведа с момента принятия 28 мая 2009 года и в период действия до марта 2011 года не соответствовали требованиям закона, предоставляя охотоведу общественной организации полномочия, явно выходящие за пределы предоставленных ему прав и обязанностей, что могло повлечь нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц, суд считает требования прокурора в данной части подлежащими удовлетворению.

В части признания недействующим пункта 3.4 Должностной инструкции охотоведа, наделяющего охотоведа правом ношения оружия, требования прокурора также подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок приобретения и оборота оружия определяется Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами органов государственной власти, органов местного самоуправления (ст.30 ФЗ), в частности Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 года № 814.

По смыслу закона круг лиц, имеющих право на ношение оружия, определяется нормативно-правовыми актами органов государственной власти, и не может определяться локальными актами, принимаемыми руководителем общественной организации, который не наделен полномочиями предоставлять охотоведу право на ношение огнестрельного оружия, в связи с чем установление пунктом 3.4 Должностной инструкции общества права охотоведа на ношение оружия выходит за рамки полномочий председателя правления ВООО «Клуб охотников и рыболовов «Коротецкий»». Внесение в инструкцию руководителем общественной организации данного пункта не соответствует требованиям закона.

Кроме того, согласно ст. 12 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» разрешается приобретение и использование охотничьего огнестрельного оружия в качестве служебного: организациям, которые в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» осуществляют функции охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.

Статья 31 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» указывает, что перечень должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе сотрудников федеральных государственных учреждений, которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, определяется Правительством Российской Федерации.

На момент издания оспариваемой должностной инструкции охотоведа действовало Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 года № 133, утвердившее Перечень должностных лиц, выполняющих задачи по охране животного мира, которым предоставлено право хранения, ношения и применения служебного оружия при исполнении служебных обязанностей, и нормы обеспечения их служебным огнестрельным оружием. В указанный перечень включены только должностные лица государственных органов, учреждений, предприятий, организаций. Данный перечень не включает охотоведов общественных организаций в число лиц, которым предоставлено право ношения охотничьего огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей.

Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 159 установлена предельная численность должностных лиц специально уполномоченных государственных органов субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия.

В дальнейшем Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 491 «Об обеспечении служебным оружием и специальными средствами должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания» утверждены правила применения служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, специальных средств должностными лицами специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также перечень должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, и нормы обеспечения их указанными средствами и оружием.

Таким образом, ни в момент утверждения должностной инструкции, ни в период ее действия за охотоведами общественных организаций право ношения огнестрельного оружия в служебных целях законодательно закреплено не было.

Более того, 27 мая 2009 г. ВООО «Клуб охотников и рыболовов «Коротецкий»» в лице председателя правления К. и Калиничев А.В. заключили договор об использовании личного охотничьего оружия в служебных целях.

         В соответствии с условиями договора Калиничев А.В. использует в служебных целях, а именно, для составления протоколов, задержания лиц, виновных в нарушениях, проведения разъяснительной работы, борьбы с браконьерством личное охотничье оружие различных марок.

         Данный договор заключен в нарушение норм действующего законодательства по вышеуказанным основаниям.

         Согласно ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иным правовым актам, ничтожна.

         Статья 169 ГК РФ определяет, что сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна.

На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Кирилловского района Вологодской области удовлетворить.

Признать пункты 2.4, 2.5, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Должностной инструкции охотоведа Вологодской областной общественной организации «Клуб охотников и рыболовов «Коротецкий»», утвержденной председателем правления К. 28 мая 2009 года, недействующими и не порождающими правовых последствий с момента принятия.

Признать Договор об использовании личного охотничьего оружия в служебных целях, заключенный между Вологодской областной общественной организацией «Клуб охотников и рыболовов «Коротецкий»» и Калиничевым А.В. 27 мая 2009 года, недействительным.

Взыскать с Вологодской областной общественной организации «Клуб охотников и рыболовов «Коротецкий»» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:  Смирнова В.М.

Решение составлено: 12.12.2011 года

Судья:  Смирнова В.М.

Копия верна: судья Смирнова В.М.