Дело № 2-3/11 (о назначении досрочной трудовой пенсии)



Дело № 2-3/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 января 2011 года гор. Кириллов.

Кирилловский районный суд Вологодской области в составе председательствующего:

судьи Макаровой В.А.,

при секретаре Гришиной В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КАРТАВИНОЙ Т.А. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Кирилловском районе Вологодской области» о назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Картавина Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Кирилловском районе Вологодской области», в котором просит признать решение ГУ УПР РФ в Кирилловском районе от ххх года за --- незаконным и не порождающим правовых последствий и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ххх года, а также взыскать с ответчика расходы по госпошлине.

В обоснование своих требований истица указала, что с ххх года она является опекуном внука – М., ххх года внуку установлена инвалидность. Полагая, что она воспитала М. до исполнения ему 8- летнего возраста и имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости со снижением возраста, обратилась к ответчику с заявлением для назначения пенсии. Пенсионным фондом в назначении пенсии было отказано в связи с тем, что со времени установления инвалидности срок опеки составил 4 полных года, поэтому право на получение досрочной трудовой пенсии по старости у истца возникает только в 53 года.

В судебном заседании Картавина Т.А. и ее представитель поддержали изложенные в исковом заявлении требования, также просили взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 3000 рублей.

Представитель ответчика –ГУ УПФ РФ в Кирилловском районе Вологодской области в отзыве на исковое заявление и в судебном заседании заявленные требования не признал, мотивируя тем, что при вынесении своего решения Пенсионный фонд руководствовался п.п.1.п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых Пенсиях» в РФ ---ФЗ, в соответствии с которым опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до 8-ми летнего возраста, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины. При назначении пенсии опекунам не имеет значения, когда была установлена инвалидность, до или после достижения ими возраста 8 лет, но необходимо, чтобы до этого момента было установлено опекунство. Вместе с тем для снижения возраста выхода на пенсию учитываются те периоды, когда ребенок являлся инвалидом с детства с одновременным наличием у опекуна в эти периоды соответствующего статуса. Продолжительность опеки Картавиной Т.А. составила 4 полных года, следовательно, возраст может быть снижен на два года и право на пенсию при данной продолжительности опеки возникает в 53 года.

Проверив материалы дела, заслушав истца и её представителя, представителя ответчика, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 145 Семейного кодекса РФ опека устанавливается над детьми, не достигшими 14-ти лет, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Как следует из материалов дела, Картавина Т.А.,ххх года рождения в соответствии с постановлением главы самоуправления Кирилловского муниципального района от ххх года за --- является опекуном М., ххх года рождения. Истица воспитывала мальчика до исполнения ему 8-летнего возраста, а также продолжает фактически исполнять опекунские обязанности. Фактический период опеки составляет 8 лет 10 мес. 25 дней.

ххх года в установленном порядке мальчик признан ребенком-инвалидом, наличие инвалидности в настоящее время подтверждается справкой МСЭ от ххх года.

Органы опеки и попечительства администрации Кирилловского муниципального района, назначая Картавину Т.А. опекуном малолетнего внука, наделили ее обязанностью заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии мальчика, ставшего впоследствии инвалидом. Истица, продолжая быть опекуном ребенка-инвалида, добровольно приняла на себя ответственность за его воспитание, предполагающую значительную физическую, моральную и материальную нагрузку, в связи с чем она и сама нуждается в социальной защите, в частности возможностью назначения ей как опекуну ребенка-инвалида трудовой пенсии со снижением возраста.

Статьей 39 Конституции Российской федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и права на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно пп.1.п.1 ст. 28 Федерального закона РФ от хххг. ---ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 ФЗ, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.

ххх года истица обратилась в ГУ УПФ РФ в ... с заявлением о назначении пенсии со снижением возраста.

Решением Пенсионного фонда от ххх года в назначении пенсии Картавиной Т.А. было отказано в связи с недостаточностью периода опеки.

Страховой стаж Картавиной Т.А. на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составляет 27 лет 11 месяцев 2 дня.

Указанные обстоятельства подтверждаются решением Пенсионного фонда об отказе в назначении Картавиной Т.А. пенсии от ххх года за --- 218, материалами пенсионного дела, свидетельством о рождении опекаемого, постановлением о назначении опекуном, справками МСЭ, выписками из актов освидетельствования гражданина, признанного инвалидом и другими материалами дела.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от ххх года ---О-О п.2.2 необходимым условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости одному из родителей (опекуну) является факт признания ребенка инвалидом в установленном порядке. Для назначения досрочно трудовой пенсии одному из родителей возраст ребенка, в котором он был признан инвалидом с детства (например, после достижения ребенком 8-летнего возраста), продолжительность периода, в течение которого он был инвалидом, а также то, что на момент установления пенсии одному из родителей (опекуну) ребенок уже не является инвалидом с детства (либо умер), значения не имеет. Что касается опекунов инвалидов с детства, то правовое значение для снижения им общеустановленного возраста выхода на пенсию имеет момент установления опекунства до достижения ребенком возраста 8 лет, а также продолжительность фактических периодов опеки над ребенком-инвалидом. При этом право на досрочное назначение пенсии по старости имеют как опекуны инвалидов с детства, которые являются таковыми на момент обращения за пенсией, так и лица, которые ранее являлись опекунами инвалидов с детства, но на момент назначения пенсии таковыми не являются.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что все необходимые условия для досрочного назначения Картавиной Т.А. трудовой пенсии со снижением возраста на 5-ть лет имеются. Так, опекунство истице назначено до исполнения ребенку 8-ми летнего возраста, как опекун М. она воспитала ребенка-инвалида до 8-летнего возраста, и продолжает воспитывать его в настоящее время. Фактический период опеки истицы над ребенком-инвалидом составил 8 лет 10 мес. 25 дней, продолжительность ее страхового стажа составляет более 15-ти лет (27 лет 11 мес.2 дня), что позволяет назначить Картавиной Т.А. трудовую пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста и ее право на получение пенсии возникло в 50 лет, т.е. с ххх года. Именно в этот день истица и обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии.

Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлины в размере 200 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в полном размере.

Учитывая, что исковые требования Картавиной Т.А. удовлетворены полностью, суд, исходя из сложности дела, характера и степени участия в деле представителя Сизого Е.Ф., принципов разумности, справедливости и обоснованности понесенных расходов, полагает необходимым взыскать в ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 2000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования КАРТАВИНОЙ Т.А. удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирилловском районе Вологодской области» от ххх года за --- незаконным и не порождающим правовых последствий.

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирилловском районе Вологодской области» назначить КАРТАВИНОЙ Т.А. досрочную трудовую пенсию по старости с ххх года.

Взыскать с Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирилловском районе Вологодской области» в пользу КАРТАВИНОЙ Т.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья Макарова В.А.

Копия верна: Судья Макарова В.А.