О возложении обязанности включить в реестр муниципального имущества автомобильные дороги общего пользования



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киренск                                                                                                       ДД.ММ.ГГГГ

Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Седых Д.А., при секретаре Шван О.В., с участием помощника прокурора Киренского района Иркутской области Саватеева И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-52/12 по исковому заявлению прокурора Киренского района Иркутской области о возложении обязанности на Администрацию Киренского городского поселения включить в реестр муниципального имущества Киренского муниципального образования автомобильные дороги общего пользования местного значения в границах Киренского городского поселения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя его тем, что к собственности поселений относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В нарушение требований ч. 5 ст. 51 ФЗ № 131-ФЗ в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения Киренского городского поселения не включены. Отсутствие документации для регистрации права муниципальной собственности, вследствие отсутствия необходимых для её изготовления бюджетных средств, не снимает обязанности администрации по включению в реестр муниципального имущества автомобильных дорог местного значения. Более того, действующее законодательство не устанавливает реализацию полномочий органов местного самоуправления в случае наличия финансовой возможности. Надлежащее ведение органами местного самоуправления реестра муниципального имущества приводит к более эффективному управлению и распоряжению этим имуществом, к более эффективному и рациональному расходованию бюджетных средств на содержание имущества, и, соответственно, к более качественному решению вопросов местного значения. Отсутствие надлежащего учета муниципального имущества способствует коррупционным проявлениям. Денежные средства на ремонт и содержание дорог в бюджете предусматриваются, проводились капитальные ремонты дорожного полотна автомобильных дорог в 2008г., 2010г., 2011г. Однако эффективность и рациональность использования бюджетных средств вследствие отсутствия надлежащего учета автомобильных дорог оценить невозможно. Кроме того, является недопустимым расходование бюджетных средств на ремонт и содержание объектов, не находящихся в реестре муниципального имущества. Вместе с тем, непроведение работ по ремонту и содержанию дорог приведёт к серьёзным негативным последствиям, в том числе, отразится на безопасности дорожного движения.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Киренского района Саватеев И.А. заявление поддержал по тем же доводам и основаниям, просил их удовлетворить, дополнительно пояснил, что добровольно ответчики исковые требования не исполняют, поэтому необходимо обязать администрацию города к исполнению возложенных на нее обязанностей судебным решением.

Ответчик, Администрация Киренского городского поселения, извещённый о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил. Об отложении дела или рассмотрении без его участия не просил. О причинах неявки не сообщил и документов, подтверждающих уважительность причин неявки, не представил. Возражений на заявление и доказательств в их обоснование не представил. Каких-либо ходатайств не заявил. Дело рассмотрено в заочном порядке.

В ходе разбирательства дела судом установлены следующие обстоятельства.

Дороги в границах Киренского городского поселения не входят в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения Иркутской области в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения», постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ -пп «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области».

Автомобильные дороги в границах Киренского городского поселения являются дорогами общего пользования местного значения поселения и в силу ч. 8 ст. 6 ФЗ № 257-ФЗ относятся к собственности поселения.

Постановлением администрации Киренского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Киренского городского поселения.

Однако в нарушение требований ч. 5 ст. 51 ФЗ № 131-ФЗ в реестр муниципальной собственности данные автомобильные дороги не включены, что подтверждается информацией администрации Киренского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , реестром имущества, находящегося в муниципальной собственности Киренского муниципального образования.

Отсутствие документации для регистрации права муниципальной собственности, вследствие отсутствия необходимых для её изготовления бюджетных средств, не снимает обязанности администрации по включению в реестр муниципального имущества автомобильных дорог местного значения. Более того, действующее законодательство не устанавливает реализацию полномочий органов местного самоуправления в случае наличия финансовой возможности.

Надлежащее ведение органами местного самоуправления реестра муниципального имущества приводит к более эффективному управлению и распоряжению этим имуществом, к более эффективному и рациональному расходованию бюджетных средств на содержание имущества, и, соответственно, к более качественному решению вопросов местного значения. Отсутствие надлежащего учета муниципального имущества способствует коррупционным проявлениям. Денежные средства на ремонт и содержание дорог в бюджете предусматриваются, проводились капитальные ремонты дорожного полотна автомобильных дорог в 2008г., 2010г., 2011г.

Однако эффективность и рациональность использования бюджетных средств вследствие отсутствия надлежащего учета автомобильных дорог оценить невозможно. Кроме того, является недопустимым расходование бюджетных средств на ремонт и содержание объектов, не находящихся в реестре муниципального имущества. Вместе с тем, не проведение работ по ремонту и содержанию дорог приведёт к серьёзным негативным последствиям, в том числе, отразится на безопасности дорожного движения.

С 01 января 2012г. вступил в силу Закон Иркутской области от 03.11.2011г. № 93-ОЗ, в соответствии со статьей 3 которого средства дорожного фонда области могут направляться в виде субсидии местным бюджетам Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области, связанных с осуществлением органами местного самоуправления Иркутской области полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Однако субсидии могут быть предоставлены только на автомобильные дороги, которые учтены в составе муниципального имущества.

Данные обстоятельства заявлены прокурором, подтверждены представленными им доказательствами: ответ главы Киренского муниципального образования ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокурора района от 13/12/2011 года, постановление Администрации Киренского городского поселения «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения» от ДД.ММ.ГГГГ, перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Киренского городского поселения, реестр имущества, находящегося в муниципальной собственности Киренского МО.

Ответчик, Администрация Киренского городского поселения, каких-либо возражений, обосновывающих доказательств суду не представил.

При разрешении данного дела суд руководствовался следующими законами.

Как предусмотрено ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, и частные автомобильные дороги. Согласно ч. 9 ст. 5 ФЗ № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населённых пунктов, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Частью 8 ст. 6 ФЗ № 257-ФЗ предусмотрено, что к собственности поселении относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

К вопросам местного значения поселения, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно с. 1 ФЗ № 131-ФЗ решение вопросов местного значения должно исходить из интересов населения.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований, что предусмотрено ст. 49 Федерального закона № 131-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 данного закона в собственности поселения могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 51 ФЗ № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Частью 5 ст. 51 установлено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 1 т. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обращение прокурора в суд в защиту интересов неопределённого круг лиц обусловлено тем, что бездействие администрации Киренского городского поселения по не включению в реестр муниципального имущества автомобильных дорог общего пользования местного значения нарушает права и интересы населения Киренского городского поселения на эффективное управление и распоряжение имуществом муниципального образования, эффективное и рациональное расходование бюджетных средств. Кроме того, прокурор обратился в интересах неопределённого круга лиц на благоприятные условия пользования автомобильными дорогами, на безопасность дорожного движения.

В соответствии с пунктом 14 статьи 7 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов.

Согласно ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации все обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, имеющие верховенство на всей территории России. Таким образом, несоблюдение федеральных законов подрывает конституционный принцип правого государства и нарушает интересы Российской Федерации.

Частью 2 ст. 206 ГПК РФ установлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор и ответчик, являющийся органом местного самоуправления, от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 19 ч. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса РФ освобождены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

1. Исковое заявление прокурора Киренского района Иркутской области о возложении обязанности на Администрацию Киренского городского поселения включить в реестр муниципального имущества Киренского муниципального образования автомобильные дороги общего пользования местного значения в границах Киренского городского поселения удовлетворить.

2. Обязать Администрацию Киренского городского поселения в течение месяца со дня вступления решения суда в силу включить в реестр муниципального имущества Киренского муниципального образования автомобильные дороги общего пользования местного значения в границах Киренского городского поселения.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>