ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Киренск ДД.ММ.ГГГГ Киренский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи - Татаринцевой Е.В., при секретаре - Рогачковой Ю.В. с участием: представителя истца - помощника прокурора Киренского района Потиенко Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-119/2012 по заявлению Киренского районного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Визирнинского муниципального образования о признании бездействия органов местного самоуправления незаконным, УСТАНОВИЛ: Киренский районный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением к администрации Визирнинского муниципального образования (далее МО) о признании бездействия органов местного самоуправления незаконным. В обоснование заявленных требований Киренский районный прокурор указал, что в рамках осуществления надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации (далее РФ), исполнением законов, действующих на территории РФ, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, органами местного самоуправления в конце 2011 года проведена проверка исполнения муниципальными образованиями законодательства об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности. Согласно п.8.2 ст.17 Федерального закона (далее ФЗ) от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах МО, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Статьей 8 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: во-первых, разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; во-вторых, установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; в-третьих, информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; в-четвертых, координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями. Согласно ч.3 ст.48 ФЗ № 261-ФЗ, региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 01.08.2010. На момент проведения проверки в администрации Визирнинского МО муниципальная целевая программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не разработана и не утверждена. В целях устранения выявленных нарушений требований ФЗ от 24.06.2010 № 261-ФЗ главе Визирнинского МО 01.11.2011 было внесено представление прокурором района. Вместе с тем, требование прокурора должным образом не удовлетворено, по состоянию на февраль 2012 года администрацией Визирнинского МО не принято мер к исполнению обязанностей, предусмотренных ч.3 ст.48 ФЗ № 261-ФЗ, муниципальная программа в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности не разработана и не принята, что подтверждается объяснениями главы Визирнинского МО. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями регламентами, приказами). Создание и реализация программ в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности направлены на существенное снижение энергетических издержек и снижение размера оплаты за потребленную энергию, направлено на обеспечение населения качественными энергетическими услугами по доступным ценам, на снижение выбросов парниковых газов, снижение выбросов, что благоприятно отразится на здоровье населения. Таким образом, бездействия администрации Визирнинского МО, выразившееся в неисполнении требований действующего федерального законодательства (ч.3 ст.48 ФЗ № 261-ФЗ), неисполнение обязанностей по разработке муниципальной программы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности для реализации задач государственной политики в указанной сфере создает препятствия в осуществлении прав неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду, на обеспечение их законных интересов в сфере энергосбережения. В соответствии со ст.45 ГПК РФ просит: признать незаконным бездействие администрации Визирнинского МО, выразившееся в неисполнении ч.3 ст.48 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», непринятии муниципальной программы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности; обязать администрацию Визирнинского МО принять муниципальную программу в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Представитель ответчика - администрации Визирнинского МО, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Сведениями о том, что неявка ответчика имела место по уважительной причине, суд не располагает. В соответствии со ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства, если истец против этого не возражает. Помощник прокурора Киренского района Потиенко Е.Е. не возражала рассмотреть дело в порядке заочного производства. Определение суда о рассмотрении дела в порядке заочного производства занесено в протокол. В судебном заседании представитель истца - помощник Прокурора Киренского района Потиенко Е.Е. доводы заявления поддержала. Выслушав помощника прокурора Киренского района Потиенко Е.Е., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Подпунктом 8.2 п.1 ст.17 Федерального закона (далее ФЗ) от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: 1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; 3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним (п.2 ст.14 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 (ред. от 17.12.2010). Согласно пп.2 п.1 ст.22 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно, в том числе посредством опубликования органами государственной власти, органами местного самоуправления в средствах массовой информации региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В соответствии с п.3 ст.48 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 01.08.2010. Необходимость принятия муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности обусловлена целью принятия ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п.2 ст.1) - созданием правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» утверждена распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 № 2446-р (ред. от 18.08.2011). Основными задачами государственной программы являются: существенное снижение доли энергетических издержек, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему и обеспечение повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости российской экономики, обеспечение населения качественными энергетическими услугами по доступным ценам; снижение выбросов парниковых газов, а также снижение вредных выбросов и укрепление на этой основе здоровья населения; формирование целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности на основе комплексного развития инфраструктуры, обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов, занятых в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, пропаганды и внедрения системы энергетического менеджмента; совершенствование нормативной правовой базы для активизации государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций для реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; реализация механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности, обеспечивающих активизацию деятельности как населения, так и бизнеса по реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; повышение объемов внедрения разработок российских научных организаций и высших учебных заведений, а также продукции российских производителей при реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; сохранение и расширение потенциала экспорта энергетических ресурсов и доходной части федерального бюджета за счет сокращения неэффективного потребления энергии на внутреннем рынке; формирование механизмов стимулирования деятельности энергосервисных компаний; подготовка кадров в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Из материалов дела следует, что 01.11.2011 исх. № 07-18-11 прокурором Киренского района И.В. Бортниковым в адрес главы Визирнинского МО было внесено представление об устранении нарушений законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, в котором он требовал устранить нарушение закона, связанные с непринятием органом местного самоуправления муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Как видно из ответа главы администрации Визирнинского МО Д.Н. Емельянова от 01.12.2011 № 707 на представление прокурора Киренского района об устранении нарушений законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности от 01.11.2011 № 07-18-11, программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности находится на стадии разработки и будет утверждена в 2012 году. В силу ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательств принятия органом местного самоуправления - администрацией Визирнинского МО программы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности в суд не представлено. Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации одном их способов защиты гражданских прав является присуждения к исполнению обязанности в натуре. Таким образом, суд признает заявление прокурора Киренского района законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению, а бездействие органа местного самоуправления - администрации Визирнинского МО, связанное с непринятием программы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, нарушающим права неопределенного круга граждан, в том числе, по оплате услуг энергоснабжения, снижения выбросов парниковых газов, снижение вредных выбросов, а, следовательно, укрепления на этой основе здоровья населения, и полагает в соответствии со ст.206, ч.1 ст.258 ГПК РФ необходимым возложить на орган местного самоуправления обязанность по принятию программы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, определив срок для её принятия - до 01.06.2012. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, РЕШИЛ: Заявление Киренского районного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Визирнинского муниципального образования о признании бездействия органов местного самоуправления незаконным удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Визирнинского муниципального образования, выразившееся в неисполнении ч.3 ст.48 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», - непринятии муниципальной программы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Обязать администрацию Визирнинского муниципального образования принять муниципальную программу в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в срок до 01.06.2012. Администрация Визирнинского муниципального образования вправе подать заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ей копии настоящего решения. По окончании указанного срока решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Киренский районный суд в течение месяца. Председательствующий судья: подпись <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>