Решение от 27.07.2010. об оспаривании бездействия администрации МО Б.Калмыкское Кир.р-на



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2010 года город Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Назарова В.В.,

при секретаре Якушиной Е.В.,

с участием представителей заявителя - Извековой Л.Н. и Дюжиной Л.В., а также представителя заинтересованного лица администрации МО Большекалмыкское - Смирновой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Молчановой Александры Яковлевны об оспаривании бездействия администрации муниципального образования Большекалмыкское Киреевского района Тульской области,

у с т а н о в и л:

Молчанова А.Я. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации МО Большекалмыкское, нарушающее жилищные права заявителя и обязать администрацию устранить указанные нарушения путем включения заявителя в жилищную комиссию с правом совещательного голоса и привлечением квалифицированных экспертов проектно-изыскательных организаций в ту же комиссию с правом совещательного голоса.

В обоснование заявленных требований указала, что она является вдовой участника ВОВ Молчанова В.Т. и проживает в настоящее время по адресу: ..., ..., пос...., ..., .... Между тем, указанное жилое помещение является непригодным для проживания, в связи с чем она на основании положений ФЗ «О ветеранах» имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в виде предоставления субсидии на приобретение жилого помещения. Дата обезличена г. она обратилась с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрацию МО Большекалмыкское, приложив следующие документы: паспорт, выписку из лицевого счета, выписку из домовой книги, справку комитета соцзащиты, выписку из техпаспорта, договор купли-продажи жилого дома, справку из УФРС, справку из БТИ, иные документы. Дата обезличена г. ею был получен ответ администрации МО Большекалмыкское о том, что принятие решения о ее постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, невозможно без заключения проектно-изыскательной организации о непригодности для проживания жилого дома, в котором она проживает в настоящее время. В указанной организации ей пояснили, что стоимость таких работ будет составлять 60-70 тысяч рублей. Полагает, что администрация МО Большекалмыкское должна была самостоятельно произвести соответствующее обследование жилого дома, а при необходимости привлечь проектно-изыскательную организацию. Решение о принятии на учет либо об отказе в таком принятии должно быть принято в течение месяца, однако до настоящего времени такое решение органа местного самоуправления отсутствует.

В судебное заседание заявитель Молчанова А.Я. не явилась, ее представитель по доверенности - Извекова Л.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, приведенным в заявлении, пояснила также, что по вопросу о стоимости проведения проектно-изыскательных работ в соответствующую организацию обращалась именно она. Эксперт пояснил ей, что стоимость таких работ в связи с их сложностью составит примерно 60 тысяч рублей. Указанная сумма является значительной для заявителя Молчановой А.Я., пенсия которой составляет около 8 тысяч рублей. В иные проектно-изыскательные организации она не обращалась. Полагает, что заключение проектно-изыскательной организации о непригодности жилого помещения, в котором проживает заявитель, само по себе необходимо, однако проведение указанных работ должно быть осуществлено за счет администрации МО, а не за счет Молчановой А.Я.

Представитель Молчановой А.Я. по доверенности - Дюжева Л.В. в судебном заседании также поддержала заявленные требования по основаниям, приведенным в заявлении, пояснила также, что у ее доверителя отсутствует реальная возможность оплатить услуги проектно-изыскательной организации в размере 60 тысяч рублей. По вопросу о проведении таких работ к эксперту обращалась представитель Молчановой А.Я. - Извекова Л.Н. Ни она сама, ни Молчанова А.Я. в проектно-изыскательные организации не обращались. Длительность рассмотрения заявления Молчановой А.Я. нарушает жилищные права последней, при этом действия администрации МО Большекалмыкское не соответствует требованиям закона.

Представитель заинтересованного лица МО Большекалмыкское Киреевского района Тульской области по доверенности - Смирнова Ю.В. в судебном заседании возражала против заявленных требований, пояснила в судебном заседании, что действительно Молчанова А.Я. обратилась в администрацию МО Большекалмыкское с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решение о принятии в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий принимается администрацией МО Большекалмыкское в соответствии с заключением межведомственной комиссии при администрации МО Киреевский район Тульской области. Данная комиссия осматривает жилое помещение, в котором проживает заявитель и составляет акт о его непригодности либо пригодности для проживания. На основании акта о непригодности жилого помещения для дальнейшего проживания, заявитель ставится на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Межведомственная комиссия администрации МО Киреевский район проводила обследование жилого дома, в котором проживает Молчанова А.Я. По итогам обследования был составлен соответствующий акт, из которого следует, что для разрешения вопроса о непригодности дома для проживания требуется заключение проектно-строительной организации. В связи с этим заявителю было предложено представить такое заключение для подтверждения ее права на улучшение жилищных условий. Стоимость проведения таких работ в различных экспертных организациях начинается от 3 тысяч рублей, максимальная стоимость для особо сложных объектов - 30 тысяч рублей. Просила отказать Молчановой А.Я. в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица, привлеченного к участию в деле определением судьи, - администрации МО Киреевский район в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался в установленном порядке, о причине неявки в суд не сообщил.

На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав мнение представителей заявителя - Извековой Л.Н. и Дюжевой Л.В., а также представителя заинтересованного лица администрации МО Большекалмыкское - Смирновой Ю.В., суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса (ЖК) РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Как следует из справки Киреевского комитета соцзащиты населения департамента социального развития Тульской области, Молчанова А.Я. является супругой умершего участника ВОВ Молчанова В.Т., умершего Дата обезличена г.

Согласно ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) право на обеспечение жильем, имеют, в том числе члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Приведенная норма закона, которая по существу является специальной по отношению к нормам Жилищного кодекса РФ, устанавливает дополнительные гарантии по обеспечению жильем участников ВОВ, а также членов семьи умерших участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Между тем, данный Закон не устанавливает какие-либо дополнительные, не предусмотренные ЖК РФ основания для признания указанных категорий граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с чем при определении таких оснований необходимо руководствоваться именно требованиями ЖК РФ.

Как предусмотрено ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения поселения относится, в том числе обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Анализ приведенного положения закона позволяет суду сделать вывод о том, что порядок обращения граждан по вопросу признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий носит заявительный характер, при этом обязанность подтвердить наличие такого права лежит именно на самих гражданах, а не органах местного самоуправления.

Как усматривается из письма администрации МО Большекалмыкское Киреевского района Номер обезличен от Дата обезличена г., направленного в адрес Молчановой А.Я., орган местного самоуправления не может поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до предоставления заявителем заключения проектно-изыскательной организации о соответствии установленным требованиям жилого помещения, в котором проживает заявитель.

В соответствии п.7 Временного положения о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 07.08.2006 г. № 387, для приобретения жилья за счет субсидий, единовременной выплаты из федерального бюджета гражданин подает заявление в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа). К заявлению прилагается в том числе, документ, подтверждающий право гражданина на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

Согласно п.33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 (далее - Положение), основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

В силу п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п.43).

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта РФ о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.

Таким образом, данным Положением предусмотрена возможность проведения проектно-изыскательных работ по определению пригодности жилого помещения для проживания и получение соответствующего заключения по итогам обследования, необходимого для принятия окончательного решения.

Как следует из акта Номер обезличен от Дата обезличена г. обследования жилого дома Номер обезличен по ... пос.... ..., составленного межведомственной комиссией администрации МО ..., для принятия решения о признании указанного жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям, необходимо заключение проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома.

Вышеприведенные нормативно-правовые акты в своей совокупности не устанавливают обязанность органов местного самоуправления по проведению указанных проектно-изыскательных работ, либо обязанность по их оплате из средств муниципального бюджета.

Свидетель ФИО9 показал в судебном заседании, что жилой дом, в котором проживает Молчанова А.Я., является непригодным для проживания, имеется деформация фундамента, провал пола, протекание крыши, неисправность АГВ. Санузел и водопровод в доме отсутствуют.

При отсутствии сомнений в достоверности показаний свидетеля ФИО9 в части их содержания, суд, оценивая их по правилам ст.60 ГПК РФ), подтверждающим указанное обстоятельство. Кроме того, степень пригодности жилого помещения для проживания в настоящее время не определена и заявителем не оспаривается.

Как предусмотрено ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи.

Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Между тем, письмо администрации МО Большеколмыкское о необходимости привлечения проектно-изыскательной организации не отвечает требованиям ст.54 ЖК РФ, в связи с чем не является отказом в признании Молчановой А.Я. нуждающейся в улучшении жилищных условий, и не нарушает права заявителя, поскольку не препятствует ему в реализации такого права, в том числе путем последующего включения собственника в состав жилищной комиссии, в случае устранения недостатков путем предоставления необходимых документов.

Суд полагает, что осуществление проектно-изыскательных работ на возмездной основе, то есть за плату, не является основанием для возложения обязанности по ее проведению или ее оплаты на орган местного самоуправления за счет средств муниципального бюджета.

Таким образом, отсутствуют какие-либо правовые основания для признания действий (бездействия) администрации МО Большекалмыкское Киреевского района незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

отказать Молчановой Александре Яковлевне в удовлетворении заявления об оспаривании бездействия администрации муниципального образования Большекалмыкское Киреевского района Тульской области.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней.

Судья