Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июля 2010 года город Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Феоктистова Д.Н.,
при секретаре Якуниной И.А.,
с участием представителей:
истца помощника Киреевского межрайонного прокурора Пятова В.В.,
ответчика - администрации муниципального общеобразовательного учреждения «Киреевский лицей» администрации муниципального образования Киреевский район Терентьевой Т.В.,
ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» Чурилкина М.Ю.,
третьего лица - общества с ограниченной ответственностью «Континент» Ладыгина В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-760/2010 по иску Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального общеобразовательного учреждения «Киреевский лицей» администрации муниципального образования Киреевский район, обществу с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» о понуждении к надлежащему исполнению обязательств по муниципальному контракту,
у с т а н о в и л:
Киреевский межрайонный прокурор в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации муниципального общеобразовательного учреждения «Киреевский лицей» администрации муниципального образования Киреевский район, обществу с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» о понуждении к надлежащему исполнению обязательств по муниципальному контракту.
В обоснование своих требований указывает, что Киреевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в муниципальном общеобразовательном учреждении «Киреевский лицей».
Проверкой установлено, что за счет средств бюджета муниципального образования Киреевский район был размещен заказ на проведение работ по замене деревянных оконных блоков на пластиковые в муниципальном общеобразовательном учреждении «Киреевский лицей».
Дата обезличена года администрацией муниципального общеобразовательного учреждения «Киреевский лицей» заключен муниципальный контракт Номер обезличен на замену оконных блоков на пластиковые в муниципальном общеобразовательном учреждении «Киреевский лицей».
Подрядчиком на выполнение указанных работ являлось ООО «Гарант-Строй». На основании заключенного муниципального контракта ООО «Гарант-Строй» произвело замену оконных блоков на пластиковые. Согласно подписанных актов о приемке выполненных работ на расчетный счет данного общества из бюджета муниципального образования Киреевский район были перечислены денежные средства в общей сумме 245000 рублей.
Проверка показала, что работы, включенные в акты выполненных работ по муниципальному контракту Номер обезличен от Дата обезличена года, проведены ненадлежащим образом. Так, согласно котировочной заявке подрядчику необходимо было выполнить следующие виды работ: установка пластиковых окон профиля WINTECH с заполнением 4/12/4/12/4 (двухкамерные стеклопакеты) белые в количестве 14 штук. Дата обезличена года между ООО «Гарант-Строй» и ООО «Континент» был заключен договор на изготовление 14 единиц пластиковых оконных конструкций трехкамерной системы FORVARD с однокамерным стеклопакетом 24 мм (стеклопакет 4/16/4). Дата обезличена года указанные оконные конструкции доставлены в ООО «Гарант-Строй», работниками которого данные пластиковые оконные конструкции были установлены в муниципальном общеобразовательном учреждении «Киреевский лицей». Дата обезличена года составлен акт о приемке выполненных работ, согласно которому условия муниципального контракта Номер обезличен от Дата обезличена года выполнены в полном объеме и в срок.
По мнению Киреевского межрайонного прокурора, технические характеристики оконных конструкций, установленных ООО «Гарант-Строй» в муниципальном общеобразовательном учреждении «Киреевский лицей», пластиковые оконные конструкции системы FORVARD с однокамерным стеклопакетом 24 мм (стеклопакет 4/16/4) не соответствуют техническим характеристикам оконных конструкций, указанных в муниципальном контракте Номер обезличен от Дата обезличена года - пластиковые оконные конструкции профиля WINTECH с заполнением 4/12/4/12/4 (двухкамерные стеклопакеты) белые в количестве 14 штук.
Представитель муниципального общеобразовательного учреждения «Киреевский лицей» принимал результаты выполненной работы по акту приемки, о чем свидетельствует подпись в указанном документе директора муниципального общеобразовательного учреждения «Киреевский лицей», при этом администрация указанного лицея не заявила ООО «Гарант-Строй» требований о ненадлежащем исполнении условий муниципального контракта, не отразила свои замечания в актах приемки относительно качества выполненных работ. До настоящего времени выявленные нарушения ООО «Гарант-Строй» не устранены.
В своем иске (с учетом уточненных требований) Киреевский межрайонный прокурор просит:
признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй», не выполнившего в полном объеме работы по муниципальному контракту Номер обезличен от Дата обезличена года;
признать незаконными действия администрации муниципального общеобразовательного учреждения «Киреевский лицей», не осуществившей надлежащий контроль, за ходом и качеством выполняемых работ подрядчиком по муниципальному контракту Номер обезличен от Дата обезличена года;
обязать общество с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» в срок до Дата обезличена года исполнить муниципальный контракт Номер обезличен от Дата обезличена года в полном объеме, а именно: установить пластиковые оконные конструкции профиля WINTECH с заполнением 4/12/4/12/4 (двухкамерные стеклопакеты) белые в количестве 14 штук;
обязать муниципальное образовательное учреждение «Киреевский лицей» в срок до Дата обезличена года принять результаты выполненной обществом с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» работы по исполнению муниципального контракта Номер обезличен от Дата обезличена года.
В судебном заседании представитель истца помощник Киреевского межрайонного прокурора Пятов В.В. поддержал заявленные исковые требования, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации муниципального общеобразовательного учреждения «Киреевский лицей» администрации муниципального образования Киреевский район согласно доверенности Терентьева Т.В. в суде уточненные исковые требования признала в полном объеме, пояснив, что минувшей зимой установленные ООО «Гарант-Строй» оконные блоки промерзали, на стеклах внутри помещения лицея образовывалась наледь, в результате чего в лицее был нарушен температурный режим. Акт приема работ действительно был подписан руководством лицея без каких бы то ни было замечания к качеству выполненных работ, что было обусловлено отсутствием у руководства лицея специальных познаний в области строительства.
Представитель ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» согласно доверенности Чурилкин М.Ю. уточненные исковые требования не признал в полном объеме, пояснив, что Киреевский межрайонный прокурор обратился с настоящим иском не в интересах неопределенного круга лиц, как того требуют положения статьи 45 ГПК РФ, а в интересах юридического лица - лицея. Между тем сам лицей вправе обратиться в Арбитражный суд с подобным иском, в случае наличия претензий к качеству выполненных ООО «Гарант-Строй» работ.
Кроме того, Чурилкин М.Ю. полагает, что стороной истца не представлено доказательств, свидетельствующих о причиненной связи между выполненными представляемым им обществом работами и нарушением температурного режима в лицее.
По указанным основаниям просил в полном объеме отказать в удовлетворении заявленных Киреевским межрайонным прокурором исковых требований.
Представитель третьего лица - общества с ограниченной ответственностью «Континент» Ладыгин В.Ю. не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в Дата обезличена года в возглавляемое им общество обратился директор ООО «Гарант-Строй» Волынкин С.А., который попросил изготовить 14 пластиковых окон. Из нескольких представленных ему вариантов он (Волынкин С.А.) выбрал оконные конструкции из профиля FORVARD с однокамерным стеклопакетом 24 мм (стеклопакет 4/16/4), которые впоследствии были изготовлены и переданы ООО «Гарант-Строй». О наличии муниципального контракта, заключенного между лицеем и ООО «Гарант-Строй» он (Ладыгин В.Ю.) не знал.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов
В силу части 2 статьи 3 указанного Закона под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Частью 1 статьи 4 Закона установлено, что государственными заказчиками, муниципальными заказчиками (далее также - заказчики) могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Статьей 5 Закона предусмотрено, что под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - государственный или муниципальный контракт либо контракт), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Согласно ст. 9 Закона, под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (часть 1). Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 2). В государственный контракт и муниципальный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом (часть 10). В государственный или муниципальный контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. Для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 12).
В соответствии с пунктом 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309 ГК РФ).
Судом установлено, что Дата обезличена года администрацией муниципального общеобразовательного учреждения «Киреевский лицей» (заказчик), с одной стороны, и обществом с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» (подрядчик), с другой стороны, был заключен муниципальный контракт Номер обезличен на ведение работ по замене оконных блоков на пластиковые в муниципальном общеобразовательном учреждении «Киреевский лицей», указанный контракт внесен в реестр муниципальных контрактов администрации муниципального образования Киреевский район Дата обезличена года за Номер обезличен.
По условиям этого контракта:
заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по проведению работ по замене оконных блоков на пластиковые в муниципальном общеобразовательном учреждении «Киреевский лицей» (п.п. 1.2 п. 1 контракта);
заказчик совместно с ответственным представителем подрядчика осуществляет технический контроль за выполнением работ, производит проверку соответствия используемых подрядчиком материалов и оборудования, а также оформляет акт приемки-сдачи работ (п.п. 4.2 п. 4 контракта);
подрядчик обязан за свой счет устранить допущенные по его вине дефекты, обнаруженные в течение 5 (пяти) лет со дня подписания акта приемки-сдачи выполненных работ (п.п. 5.1.7 п. 5 контракта);
качество выполняемых подрядчиком работ должно удовлетворять требованиям действующих ГОСТов, ТУ, СНиПов, технической документации и других нормативных документов. Подрядчик гарантирует качество выполненных работ в течение пяти лет со дня подписания акта сдачи-приемки приемочной комиссией (п. 7 контракта).
Также судом установлено, что согласно котировочной заявке от Дата обезличена года подрядчику необходимо было выполнить работы по установке пластиковых окон профиля WINTECH с заполнением 4/12/4/12/4 (двухкамерные стеклопакеты) белые в количестве 14 штук.
Дата обезличена года (дата Дата обезличена года указана ошибочно) между обществом с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» и обществом с ограниченной ответственностью «Континент» был заключен договор Номер обезличен на изготовление 14 единиц пластиковых оконных конструкций трехкамерной системы FORVARD с однокамерным стеклопакетом 24 мм (стеклопакет 4/16/4).
Копии перечисленных выше документов имеются в деле.
Дата обезличена года указанные оконные конструкции были доставлены в общество с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» и установлены данным обществом в муниципальном общеобразовательном учреждении «Киреевский лицей».
Дата обезличена года составлен акт о приемке выполненных работ, согласно которого условия муниципального контракта Номер обезличен от Дата обезличена года выполнены в полном объеме и в срок. Согласно указанного акта, директор муниципального общеобразовательного учреждения «Киреевский лицей» (заказчик) принял объект, а директор общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» сдал объект. При приемке выполненных работ администрация муниципального общеобразовательного учреждения «Киреевский лицей» не заявляла обществу с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» требований о ненадлежащем исполнении условий муниципального контракта, не отражала свои замечания в акте приемки относительно качества выполненных работ.
Вытекающие из муниципального контракта свои обязательства по оплате произведенных ООО «Гарант - Строй» работ муниципальное общеобразовательное учреждение «Киреевский лицей» (заказчик) выполнил в полном объеме, перечислив на расчётный счёт общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» (подрядчика) денежные средства в общей сумме 245000 рублей, что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат Номер обезличен от Дата обезличена года.
Дата обезличена года директором муниципального общеобразовательного учреждения «Киреевский лицей» Токаревой И.Н. в адрес директора общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» Волынкина С.А. была направлена претензия по поводу ненадлежащего исполнения условий муниципального контракта Номер обезличен от Дата обезличена года.
Однако по настоящее время выявленные недостатки не устранены.
Анализируя приведенную выше совокупность доказательств и правовых норм, суд приходит к убеждению в том, что ООО «Гарант-Строй», установив в лицее 14 единиц пластиковых оконных конструкций трехкамерной системы FORVARD с однокамерным стеклопакетом 24 мм (стеклопакет 4/16/4), нарушило тем самым условия названного выше муниципального контракта от Дата обезличена года, по условиям которого с учетом содержащихся в котировочной заявке от Дата обезличена года данных в лицее предполагалась установка пластиковых окон профиля WINTECH с заполнением 4/12/4/12/4 (двухкамерные стеклопакеты) белые в количестве 14 штук
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ООО «Гарант-Строй» в нарушение требований статьи 309 ГК РФ и условий муниципального контракта Номер обезличен от Дата обезличена года ненадлежащим образом исполнило свои обязательства по названному выше муниципальному контракту.
Факт установки в лицее именно тех оконных блоков, что были изготовлены ООО «Континент» для ООО «Гарант-Строй» не вызывает у суда сомнений, поскольку был подтвержден директором ООО «Континент» Ладыгиным В.Ю., непосредственно осматривавшим оконные конструкции в лицее.
Доводы представителя ответчика ООО «Гарант-Строй» Чурилкина М.Ю. о том, что прокурор фактически обратился с иском в интересах юридического лица - лицея, а настоящее гражданское дело подведомственно Арбитражному суду Тульской области, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.
По мнению суда, заявление прокурора направлено именно в интересах неопределенного круга лиц - как в защиту обучающихся лицее в настоящее время лиц, так и в защиту интересов лиц, у которых в будущем возникнет право на обучение в данном образовательном учреждении и получение образования. Круг таких лиц точно определен быть не может, следовательно, прокурор вправе обратиться с данным заявлением в суд общий юрисдикции.
Также суд считает незаконными и действия муниципального общеобразовательного учреждения «Киреевский лицей», который в нарушение п.п. 4.2 п. 4 муниципального контракта ненадлежащим образом осуществил технический контроль за выполнением работ ООО «Гарант-Строй», не произвел проверку соответствия используемых подрядчиком материалов.
Таким образом, исковые требования Киреевского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме как основанные на законе, в связи с чем необходимо:
признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй», не выполнившего в полном объеме работы по муниципальному контракту Номер обезличен от Дата обезличена года;
признать незаконными действия администрации муниципального общеобразовательного учреждения «Киреевский лицей», не осуществившей надлежащий контроль за ходом и качеством выполняемых подрядчиком работ по муниципальному контракту Номер обезличен от Дата обезличена года;
обязать общество с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» в срок до Дата обезличена года исполнить муниципальный контракт Номер обезличен от Дата обезличена года, а именно: установить пластиковые оконные конструкции профиля WINTECH с заполнением 4/12/4/12/4 (двухкамерные стеклопакеты), белого цвета, в количестве 14 штук;
обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Киреевский лицей» администрации муниципального образования Киреевский район в срок до Дата обезличена года принять результаты выполненной обществом с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» работы по исполнению муниципального контракта Номер обезличен от Дата обезличена года.
По приведенным выше основаниям суд находит неправильными доводы представителя ответчика - ООО «Гарант-Строй» Чурилкина М.Ю. в обоснование возражений относительно заявленного иска.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с ООО «Гарант-Строй» в доход государства следует взыскать государственную пошлину в размере 4000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй», не выполнившего в полном объеме работы по муниципальному контракту Номер обезличен от Дата обезличена года.
Признать незаконными действия администрации муниципального общеобразовательного учреждения «Киреевский лицей» администрации муниципального образования Киреевский район, не осуществившей надлежащий контроль за ходом и качеством выполняемых подрядчиком работ по муниципальному контракту Номер обезличен от Дата обезличена года.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» в срок до Дата обезличена года исполнить муниципальный контракт Номер обезличен от Дата обезличена года, а именно: установить пластиковые оконные конструкции профиля WINTECH с заполнением 4/12/4/12/4 (двухкамерные стеклопакеты), белого цвета, в количестве 14 штук.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Киреевский лицей» администрации муниципального образования Киреевский район в срок до Дата обезличена года принять результаты выполненной обществом с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» работы по исполнению муниципального контракта Номер обезличен от Дата обезличена года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» в доход государства государственную пошлину в размере 4000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: Д.Н.Феоктистов