решение от 10.08.2010 об обязании внеочередного предоставления благоустроен. ж/помещения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2010 года город Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Назарова В.В.,

при секретаре Синяевой И.А.,

с участием истцов Анашкиной Е.И. и Анашкина И.Г. и их представителя в лице адвоката Романовой Н.В., а также представителя ответчика администрации МО г.Липки Киреевского района по доверенности - Провоторовой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анашкиной Евгении Ивановны и Анашкина Ивана Геннадьевича к администрации муниципального образования город Липки Киреевского района Тульской области о признании незаконным постановления главы администрации МО г.Липки Киреевского района Тульской области от Дата обезличена г. Номер обезличен в части исключения Анашкиной Е.И. из списка очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий и признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, об обязании внеочередного предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Анашкина Е.И. и Анашкин И.Г. обратились в суд с иском к администрации МО г.Липки Киреевского района Тульской области, в котором просят обязать ответчика предоставить им в порядке внеочередного переселения из жилого помещения, непригодного для проживания, благоустроенную квартиру, равнозначную по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

Определением Киреевского районного суда от Дата обезличена г. указанное гражданское дело было объединено в одно производство с гражданским делом по иску Анашкиной Евгении Ивановны к администрации МО г.Липки Киреевского района Тульской области о признании незаконным постановления главы администрации МО г.Липки Киреевского района Тульской области от Дата обезличена г. Номер обезличен в части исключения Анашкиной Е.И. из списка очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации МО г.Липки и признания ее с составом семьи из 2 человек нуждающимися в улучшении жилищных условий и восстановлении в списке очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации МО г.Липки Киреевского района Тульской области.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что они являются нанимателями жилого помещения - квартиры Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... ... района ..., занимаемого ими по договору социального найма. Данная квартира была признана непригодной для проживания в соответствии с постановлением главы администрации МО Киреевский район. Истцы неоднократно обращались в администрацию МО г.Липки Киреевского района с заявлением о предоставлении им другого благоустроенного жилого помещения, однако до настоящего времени оно не было им предоставлено. Считают, что они имеют право на внеочередное предоставление им благоустроенного жилого помещения, поскольку занимаемая ими в настоящее время квартира признана непригодной для проживания вследствие неисполнения наймодателем возложенных на него законом обязанностей по содержанию и ремонту принадлежащей ему собственности, в связи с чем они вынуждены обратиться в суд. Кроме того, постановлением главы администрации МО г.Липки от Дата обезличена г. Номер обезличен Анашкина Е.И. была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по причине обеспеченности жилой площадью выше учетной нормы предоставления, что не соответствует требованиям закона.

В судебном заседании истцы Анашкина Е.И. и Анашкин И.Г. исковые требования поддержали по основаниям, приведенным в исках. Анашкина Е.И. пояснила также, что в настоящее время произошло разрушение жилого помещения, в котором она зарегистрирована вместе с сыном, в результате чего проживание в нем является невозможным.

Представитель истцов Анашкиной Е.И. и Анашкина И.Г. по ордеру - адвокат Романова Н.В. просила в судебном заседании исковые требования удовлетворить в полном объеме. Пояснила, что Анашкина Е.И. ранее состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку постановлением главы МО г.Липки Киреевского района от Дата обезличена г. Номер обезличен, предоставленная им по договору социального найма квартира была признана непригодной для проживания. Однако в нарушение требований ст.6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» Анашкина Е.И. была снята с указанного учета на основании постановления главы администрации МО г.Липки от Дата обезличена г. Номер обезличен. Указанные действия не соответствуют требованиям закона, в связи с чем истцы как лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания, приобрели первоочередное право на получение благоустроенного жилого помещения площадью не менее ранее занимаемой.

Представитель ответчика администрации МО г.Липки Киреевского района Тульской области по доверенности - Провоторова Е.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что истица Анашкина Е.И. была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что фактически проживала не по месту регистрации в жилом помещении, непригодном для проживания, а по иному адресу в квартире супруга. Указанное обстоятельство подтверждается соответствующим актом. Кроме того, ранее Анашкина Е.И. уже отказалась от предоставления ей иного жилого помещения.

Представитель третьего лица МУП «Липковское коммунальное хозяйство» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений относительно заявленных требований не представил.

Представитель третьего лица, привлеченного к участию в деле определением судьи, - администрации МО Киреевский район Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался в установленном порядке, о причине неявки в суд не сообщил, возражений относительно заявленных требований не представил.

На основании ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся представителей третьего лица.

Выслушав пояснения истцов и их представителя, а также возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Анашкина Е.И. зарегистрирована по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., ... с Дата обезличена г., Анашкин И.Г. - по тому же адресу с Дата обезличена г., что подтверждается выпиской из домовой книги, а также справкой управляющей жилищной организации - МУП «Липковское коммунальное хозяйство».

Указанное жилое помещение числится в реестре муниципальной собственности МО ..., что подтверждается соответствующей справкой от Дата обезличена г. Номер обезличенА-851, выданной администрацией МО ....

Согласно сведениям государственного регистрирующего органа недвижимого имущества и сделок с ним - Управления Росреестра по Тульской области, право собственности на какое-либо недвижимое имущество за истцами не зарегистрировано.

Как следует из заявления Анашкиной Е.И. на имя главы администрации МО г.Липки, поданного в администрацию Дата обезличена г., заявитель просит внести ее в список граждан, нуждающихся в переселении в составе семьи из 2 человек, в связи с проживанием в ветхом доме.

Из акта, составленного жилищно-бытовой комиссией администрации МО г.Липки в январе 1997 г. усматривается, что по результатам обследования условий проживания истцов в указанном жилом помещении, комиссия пришла к выводу о необходимости выделения им благоустроенного жилья в связи с проживанием в ветхом доме.

В соответствии со ст.29 ЖК РСФСР, действовавшего на момент включения истцов в список нуждающихся в улучшении жилищных условий (в соответствующей редакции), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, в том числе проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

Согласно ст.31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

Как следует из письма председателя комиссии на имя Анашкиной Е.И. от Дата обезличена г., последняя была включена в список учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилья в связи с переселением из ветхого дома.

Таким образом, в январе 1997 г. Анашкина Е.И. и Анашкин И.Г. были в установленном законом порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

Постановлением главы администрации МО Киреевский район Тульской области от Дата обезличена г. Номер обезличен, ... по ... ... района ... был признан непригодным для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, а также санитарных требований.

С 01.03.2005 г. введен в действие Жилищный кодекс РФ, пунктом 3 ч.1 ст.51 которого по-прежнему предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В данном конкретном случае изменение кодифицированного нормативно-правового акта, регулирующего правоотношения в жилищной сфере, не повлекли за собой изменение оснований для признания граждан, проживающих в помещениях, не отвечающих установленным требованиям, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Кроме того, в силу ст.6 Федерального закона РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», аналогичной по своему содержанию положениям ст.55 ЖК РФ, граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

Как усматривается из письма администрации МО г.Липки, в феврале 2010 г. Анашкиной Е.И. предложено предоставить в администрацию новые документы, подтверждающие ее право на получение благоустроенного жилого помещения.

Постановлением главы администрации МО г.Липки Киреевского района от Дата обезличена г. Номер обезличен, Анашкина Е.И. был снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи 2 человека, в связи с обеспеченностью жилой площадью на каждого члена семьи более нормы предоставления (13,5 кв.м.)

Из пояснений представителя ответчика следует, что данный отказ связан с наличием в собственности супруга Анашкиной Е.И. - Анашкина Г.А. жилого помещения - квартиры общей площадью 72,2 кв.м., в которой фактически проживали истцы. Данный факт, по мнению представителя ответчика, подтверждается актом комиссии от Дата обезличена г., согласно которому Анашкина Е.И. длительное время (около 20 лет) по месту регистрации не проживает, а проживает вместе с супругом и сыном по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., ....

Между тем, согласно справке МУП «Липковское коммунальное хозяйство» от Дата обезличена г., жилой дом Номер обезличен по ... ..., был разобран в 2003 г., что по мнению суда является обстоятельством, объективно подтверждающим невозможность проживания истцов по месту их регистрации по независящим от них обстоятельствам.

При этом п.3 ч.1 ст.56 ЖК РФ предусмотрено снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях только в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование.

Кроме того, снимая Анашкину Е.И. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с обеспеченностью жилой площадью более учетной нормы (п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ), ответчик не принял во внимание то обстоятельство, что истица была принята на указанный учет по иному самостоятельному основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ - в связи с проживанием в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Исходя из положений ст.28 ЖК РСФСР, на момент принятия Анашкиной Е.И. на учет, приведенные основания также являлись самостоятельными для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Учитывая приведенные положения жилищного законодательства, суд полагает, что у администрации МО г.Липки отсутствовали какие-либо правовые основания для снятия Анашкиной Е.И. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Тем не менее, разрешая исковые требования в части признания постановления главы администрации МО г.Липки Киреевского района Тульской области от Дата обезличена г. Номер обезличен в части исключения Анашкиной Е.И. из списка очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд приходит к следующему.

Из письма Киреевского межрайонного прокурора Тульской области от Дата обезличена г. в адрес Анашкиной Е.И. следует, что по заявлению последней, прокуратурой была проведена соответствующая проверка, по итогам которой в адрес главы администрации МО г.Липки был вынесен протест об изменении постановления от Дата обезличена г. Номер обезличен в части исключения Анашкиной Е.И. из списка очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением главы администрации МО г.Липки Киреевского района от Дата обезличена г. Номер обезличена, было отменено постановление главы администрации МО г.Липки от Дата обезличена г. Номер обезличен в части исключения Анашкиной Е.И. из списка очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий. Была сохранена прежняя очередность Анашкиной Е.И. в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, суд полагает исковые требования Анашкиной Е.И. в данной части не подлежащими удовлетворению не по мотивам, связанным с их необоснованностью, а по причине самостоятельного устранения ответчиком нарушения прав и законных интересов истицы, до рассмотрения судом настоящего дела по существу.

В силу ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч.1).

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п.1 ч.2).

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5).

В соответствии со ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Исходя из совокупности приведенных норм права, Анашкина Е.И. и Анашкин И.Г., состоящие в настоящее время в списке нуждающихся в жилых помещениях как лица, зарегистрированные в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, действительно приобрели право на предоставление вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, в связи с чем исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.

При этом суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о нежелании Анашкиной Е.И. получать иное жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., ..., поскольку из заявления Анашкиной Е.И. от Дата обезличена г. на имя главы администрации МО г.Липки следует, что указанное жилое помещение не улучшает ее жилищные условия, что также не отрицалось в судебном заседании представителем ответчика.

Предоставление гражданам, нуждающимся в жилых помещениях иного неблагоустроенного либо неравнозначного жилья, не соответствует требованиям ст.ст.87, 89 ЖК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Анашкиной Евгении Ивановны и Анашкина Ивана Геннадьевича удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования город Липки Киреевского района Тульской области предоставить вне очереди Анашкиной Евгении Ивановне и Анашкину Ивану Геннадьевичу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней.

Судья