7 октября 2010 года г. Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Ломакина В.В.,
при секретаре Хромовой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1000/10 по иску Щербина Валерия Владимировича к ответчику ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о признании незаконным отказа в предоставлении социальной нормы поддержки ветеранов труда и о предоставлении льгот, как ветерану труда,
установил:
Щербин В.В. обратился в суд по следующим основаниям. Он является пенсионером органов внутренних дел, имеет удостоверение ветерана труда, в связи с чем, он имеет право на льготы, которые предусмотрены в законе Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО. 27.05.2010 года Щербин В.В. обратился с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района», которое отказало ему в этом в связи с тем, что он не достиг возраста 60 лет. Истец считает отказ незаконным, поскольку российское законодательство не связывает предоставление льгот ветеранам труда с достижением возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, то есть 60 лет. Он является пенсионером, как сотрудник органов внутренних дел, и именно на этом основании он является ветераном труда.
Просит суд: признать незаконным отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в предоставлении Щербину Валерию Владимировичу мер социальной поддержки ветерана труда по назначению ежемесячных денежных выплат в соответствии с законом Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»; обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» назначить Щербину Валерию Владимировичу ежемесячную денежную выплату, предусмотренную подпунктом 2 п.4 ст.7 закона Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и ежемесячную денежную выплату, предусмотренную п.2 ст.3 закона Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с 6 июля 2010 года.
В судебное заседание Щербин В.В. не явился, в письменном заявлении в адрес суда просил рассмотреть гражданское дело без его участия, исковые требования поддерживает.
Ответчиком ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствии их представителя и письменное возражение относительно заявленных требований, в котором поясняют, что Щербину В.В. отказано в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку кроме наличия самого звания «Ветеран труда» необходимо соблюдение ещё одного условия - ветеран труда должен достигнуть возраста 60 лет, установленного законом о трудовых пенсиях, что предусмотрено законом «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28.12.2004г. №493-ЗТО.
3-лицо - Департамент социального развития Тульской области в судебное заседание своих представителей не направил, представил письменное заявление с просьбой рассмотреть дело без их участия и письменное возражение относительно заявленных требований, в котором также поясняют, что Щербину В.В. отказано в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку он не достиг возраста 60 лет.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца, ответчика, 3-лица.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, устанавливает Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ (далее - базовый закон).
Из представленного истцом Щербиным В.В. удостоверения Номер обезличен, выданного 27.08.2008 года УВД Тульской области, следует, что Щербину Валерию Владимировичу назначена пенсия за выслугу лет с 13.08.2008г., как младшему лейтенанту милиции.
Истцом также представлено удостоверение серии Т-II Номер обезличен с отметкой «Ветеран труда», выданное 06.07.2010г. ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района», из которого следует, что Щербин В.В. имеет права и льготы, предоставленные на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах».
Данные доказательства приводят суд к выводу о том, что по состоянию на 6 июля 2010 года Щербину В.В. было присвоено звание «Ветеран труда», и с этого времени он имел право на предоставление льгот, предусмотренных ст.22 закона «О ветеранах».
Льготы, предоставляемые ветеранам труда, установлены в ст.22 закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ. По состоянию на 06.07.2010г. (день выдачи Щербину В.В. удостоверения «Ветеран труда») ст.22 действовала в редакции закона «О внесении изменений и дополнения в статьи 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах» от 08.08.2001г. №124, и предусматривала, в частности оплату в размере 50% общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъектов РФ, - подпункт 6 п.2 данной статьи; оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, - подпункт 7 п.2 данной статьи.
Указанные льготы, согласно абз.1 п.2 ст.22 базового закона, должны предоставляться лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», то есть условиями предоставления льгот являются: а) наличие звания «Ветеран труда»; б) ветерану труда должна быть назначена пенсия по любому основанию, предусмотренному пенсионным законодательством, а не по возрасту (по старости).
Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990г. №340-1 признан утратившим силу Федеральным законом от 17.12.2001г. №173-ФЗ. С 01.01.2002г. основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение регулируются законом от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и законом от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Как следует из вышеуказанного удостоверения Номер обезличен Щербину В.В. с 13 августа 2008 года назначена пенсия за выслугу лет, как младшему лейтенанту милиции. Следовательно, Щербин В.В. является пенсионером на основании закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993г. №4468-1, поскольку такого рода пенсии предусмотрены законом от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Всеми указанными законами («О государственных пенсиях в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей») предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается в зависимости от наличия специального стажа работы (службы) и может быть назначена независимо от возраста, как в данном случае для Щербина В.В., который служил в органах внутренних дел.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Щербин В.В. по состоянию на 06.07.2010 года (дня выдачи удостоверения «Ветеран труда») имел право на льготы, установленные, в том числе, в подпунктах 4,6 и 7 п.2 ст.22 базового закона, поскольку он являлся ветераном труда и ему была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении.
Согласно ст.22 базового закона в редакции закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Данная норма вступила в действие с 01.01.2005г., в силу ст.155 закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, прежний порядок предоставления льгот, предусмотренных ст.22 базового закона, сохранялся до принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ.
В Тульской области новый порядок предоставления указанных льгот установлен законом Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Согласно ст.3 данного закона, ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004г., при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Тульской области, - п.1 данной статьи; оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, - п.2 данной статьи, то есть условия предоставления данных мер социальной поддержки точно совпадают с условиями предоставления соответствующих льгот, установленных в базовом (Федеральном) законе, за исключением указания на факт достижения возраста, дающего право на назначение пенсии.
Такое дополнительное условие, влекущее ограничение круга лиц категории «Ветеран труда», имеющих право на предоставление аналогичных льгот, по сравнению с нормами законодательства Российской Федерации противоречит положениям ст.153 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ. В соответствии с п.1 данной статьи, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права. Согласно п.2 данной статьи, при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия социальных выплат, гарантии и компенсации не могут быть ниже тех, которые предоставлялись соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004г., а условия предоставления льгот в натуральной форме не могут быть ухудшены.
В соответствии с Федеральным законом, данное право не может быть ограничено законодательством субъекта Российской Федерации, в данном случае, - законом Тульской области.
В соответствии с подпунктом 2 п.1 ст.7 закона Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО, ветераны труда имеют право на ежемесячную денежную выплату, причем в законе не содержится каких-либо дополнительных условий, достаточно наличия самого статуса гражданина - «Ветеран труда». Следовательно, Щербин В.В. имеет право на предоставление указанной меры социальной поддержки и в соответствии с законом Тульской области в размере, установленном в подпункте 2 п.4 указанной статьи.
Законом от 31.10.2009 года №1352-ЗТО в закон Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО внесены изменения, согласно которым с 01.01.2010 года оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Тульской области, заменена на ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области (п.1 ст.3 закона №493-ЗТО), а льгота по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг заменена на ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение в пределах установленных нормативов (п.2 ст.3 закона №493-ЗТО).
Следовательно, Щербин В.В. с 06.07.2010 года имеет право на указанные ежемесячные денежные выплаты.
В целях реализации закона Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО, постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005г. №201 был утвержден Порядок назначения и предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям жителей Тульской области (далее, - Порядок).
В соответствии с п.4 Порядка, граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту жительства.
Согласно п.8 Порядка, ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днём обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Щербин В.В. впервые обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» (орган социального развития по месту своего жительства) 27 мая 2010 года, что следует из объяснения истца и подтверждается представленным письмом ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района».
Поскольку Щербину В.В. звание «Ветеран труда» было присвоено 06.07.2010 года, и к моменту подачи указанного заявления он не имел права на назначение ежемесячных денежных выплат, данные выплаты должны быть назначены с 06.07.2010 года.
Таким образом, иск в части требования о возложении обязанности назначить с 06.07.2010 года ежемесячные денежные выплаты, установленные в законе Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», подлежит удовлетворению.
Данная обязанность должна быть исполнена ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» (ранее, - Киреевским комитетом социальной защиты населения), поскольку именно территориальные органы Департамента социального развития Тульской области осуществляют предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, в соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005г. №201.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению полностью.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Щербина В.В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в предоставлении Щербину Валерию Владимировичу мер социальной поддержки ветерана труда по назначению ежемесячных денежных выплат в соответствии с законом Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» назначить Щербину Валерию Владимировичу ежемесячную денежную выплату, предусмотренную подпунктом 2 п.4 ст.7 закона Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и ежемесячную денежную выплату, предусмотренную п.2 ст.3 закона Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с 6 июля 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд, через Киреевский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.
Председательствующий: