решение от 20.10.2010 о понуждению к исполнению полномочий в сфере обращения с отходами



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 октября 2010 года г. Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе

председательствующего Семеновой Т.Е.,

при секретаре Лазукиной Т.А.,

с участием помощника Киреевского межрайонного прокурора - Сергеевой Н.С.,

представителя ответчика - главы администрации м.о. Липки Сафронова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1006/10 по иску Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации м.о. г.Липки Киреевского района о понуждении к исполнению полномочий в сфере обращения с отходами,

установил:

Киреевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации м.о. г.Липки Киреевского района о понуждении к исполнению полномочий в сфере обращения с отходами, а именно, обязании разработать нормативный правовой акт, регулирующий организацию сбора и вывоз бытовых отходов на территории м.о. г.Липки и направлении его на утверждение представительному органу муниципального образования, организации вывоза жидких отходов на территории муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.

В обоснование свих требований прокурор указал, что в ходе проверки установлено следующее. В муниципальном образовании не организован вывоз жидких бытовых отходов, в том числе, из индивидуальных выгребных резервуаров по ... ..., имеют место факты, когда ввиду переполнения индивидуальных выгребных резервуаров вытекают нечистоты на рельеф местности, тем самым нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду. Специализированного муниципального предприятия по сбору жидких бытовых отходов, техники для данного вида работ, не имеется, не заключены договора с предприятиями иных форм собственности, отсутствует правовая основа в этой сфере правоотношений. В адрес ответчика вынесено соответствующее представление об устранении нарушений законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора Сергеева Н.С. иск поддержала по изложенным в нем основаниям, дополнительно указав, что поводом для проведения прокурорской проверки вились обращения жителей г.Липки. До настоящего времени со стороны администрации м.о. Липки надлежащих мер по устранению допущенных нарушений, изложенных в представлении, не предпринято. Полагает, что в целях устранения нарушений ответчику следует, помимо разработки конкретного правового акта, либо создать муниципальное предприятие, которое будет заниматься вывозом отходов, либо заключить договор со сторонней организацией, в частности, ООО «ВостокСервис», а также разрешить вопрос о приобретении и передаче соответствующей техники в пользование (хозяйственное ведение) данных организаций.

Ответчик в лице Главы м.о. г.Липки Киреевского района - Сафронов А.И. в судебном заседании просил разрешить спор на усмотрение суда, указав, что ранее соответствующие услуги населению оказывало МУП «Коммунальное хозяйство» по утвержденным тарифам с отнесением на жителей расходов по оплате данных услуг. Оказание услуг прекращено в связи с выходом из строя ассенизаторской машины, которая находилась в хозяйственном ведении МУП «Коммунальное хозяйство». Ремонт машины невозможен, приобретение новой - затруднительно ввиду отсутствия бюджетных средств. В целях осуществления вывоза отходов администрация заключила временное устное соглашение с ООО «ВостокСервис», которое по заявкам граждан оказывает необходимые услуги. С ООО «ВостокСервис» возможно заключение соглашения на оказание таких услуг в установленном законом порядке, однако, полагает, что граждан в таком случае не будут устраивать цены за услуги. Планируется разрешение вопроса о приобретении ассенизаторской автомашины с последующим предложением передать ее в пользование организациям для оказания муниципальному образованию соответствующих услуг, а также разработка нормативно-правового акта.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды».

Соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 15 того же Федерального закона организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относит к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подпунктом 1 пункта 1 статьи 14, подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Судом установлено, что согласно уставу администрации м.о.г.Липки (ст.7), зарегистрированному ГУ Минюста РФ по Центральному федеральному округу 23.05.2006 года, к вопросам местного значения относится, в частности, организация сбора и вывоз бытовых отходов.

06.04.2010 года в адрес главы администрации м.о. г.Липки Киреевского района Киреевским межрайонным прокурором вынесено представление, которым указанному органу местного самоуправления предписывалось: незамедлительно организовать на территории м.о. сбор жидких бытовых отходов, разработать нормативный правовой акт, регулирующий организацию сбора и вывоза мусора.

Согласно объяснениям Сафронова А.И., отобранным зам.Киреевского межрайонного прокурора от 06.09.2010 года, временно выход, вывоз отходов в частности по ул.Спортивная осуществляется по заявкам жителей ООО «ВостокСервис», отказов в выполнении заявок не было, жителей не устраивает цена за услуги. Договора с данной организацией не имеется.

В материалах дела имеется письмо главы администрации м.о. г.Липки от 02.09.2010 года в адрес прокурора, которым сообщено, что ранее вывозом жидких бытовых отходов ранее занималось МУП «Липковское коммунальное хозяйство», которое находится в стадии банкротства, а в даны момент вывозом отходов занимается ООО «ВостокСервис» п.Бородинский.

Оценив всю совокупность доказательств по делу, суд приходит к выводу, что вышеуказанные вопросы местного значения не решаются администрацией м.о. г.Липки Киреевского района, тогда как их своевременное решение требуется в целях предотвращения нарушения либо возникновения угрозы нарушения прав жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду.

Доказательств тому, что бездействие ответчика обусловлено независящими от него обстоятельствами, не представлено.

С целью защиты прав лиц, в интересах которых подан настоящий иск, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность организовать вывоз жидких отходов на территории муниципального образования в соответствии с действующим законодательством законны.

С учетом конкретных обстоятельств данного дела, руководствуясь принципами разумности и справедливости, срок исполнения данных обязательств суд считает целесообразным определить до 01.12.2010 года.

Что касается требований об обязании ответчика разработать нормативно-правовой акт, то согласно ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Ст. 12 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования. Эти акты, в силу ч.3 ст.7 названного закона, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

В свете изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора в рассматриваемой части противоречат принципу недопустимости произвольного вмешательства органов государственной, судебной власти в правотворческую деятельность муниципальных образований, в том числе в рассматриваемой сфере, в связи с чем удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать администрацию м.о. г.Липки Киреевского района в срок до 01.12.2010 года организовать вывоз жидких бытовых отходов на территории м.о. г.Липки Киреевского района Тульской области в соответствии с действующим законодательством.

В удовлетворении требований Киреевского межрайонного прокурора в остальной части - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: