Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2010 года город Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Феоктистова Д.Н.,
при секретаре Лазаренко С.А.,
с участием:
истицы Селяниной Л.П.,
представителя истицы Сальковой С.А.,
представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области Виноградовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1076/2010 по иску Селяниной Ларисы Петровны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Киреевском районе Тульской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, признании права на досрочную трудовую пенсию,
у с т а н о в и л :
Селянина Л.П. обратилась в суд с указанным иском по следующим основаниям.
Её профессиональная деятельность, начавшаяся Дата обезличена года, связана с педагогическим трудом.
Дата обезличена года она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости как педагогическому работнику в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в чём решением ответчика от Дата обезличена года ей было отказано.
Ответчиком к зачёту в специальный стаж не приняты следующие периоды:
с Дата обезличена года по Дата обезличена года - работа в должности старшей пионервожатой;
с Дата обезличена года по Дата обезличена года - время нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет.
Будучи не согласной с указанным решением, истица в своём иске просит:
признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда в Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику;
признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику;
обязать ответчика включить в её специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости как педагогическому работнику вышеназванные периоды времени и назначить ей пенсию с момента обращения к ответчику с соответствующим заявлением, то есть с Дата обезличена года.
Истица Селянина Л.П. и её представитель Салькова С.А. в суде исковые требования поддержали в полном объёме.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области со-
гласно доверенности Виноградова Е.Н. в судебном заседании иск не признала, считая законным обжалуемое истицей решение, в связи с чем просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьёй 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» № 340-I от 20 ноября 1990 года предусматривалось право педагогических работников на досрочное назначение им трудовой пенсии.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ допускает сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона » от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 данного закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.
Судом установлено, что истица Селянина Л.П. работала:
с Дата обезличена года по Дата обезличена года старшей пионервожатой в Киреевской средней школе № 6 Тульской области;
с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности учителя указанного учебного заведения, неоднократно переименовывавшегося (в настоящее время - муниципальное общеобразовательное учреждение «Киреевская средняя общеобразовательная школа № 6» администрации муниципального образования Киреевский район.
При этом истица с Дата обезличена года по Дата обезличена года включительно находилась в отпуске по уходу за ребёнком.
Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком и подтверждаются записями в трудовой книжке Селяниной Л.П., а также имеющимися в деле льготно-уточняющими справками.
Дата обезличена года Селянина Л.П. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, в чём решением комиссии указанного Управления от Дата обезличена года ей было отказано на том основании, что работа в должности старшей пионервожатой (с Дата обезличена года по Дата обезличена года), как и время её нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет (с Дата обезличена года по Дата обезличена года) не зачитывается в стаж работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Данные доводы ответчика суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Постановлением Совета министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 был установлен перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет. В данный перечень входит работа учителем начальных, семилетних, восьмилетних и средних школ независимо от их наименования, а также воспитатели детских садов и объединенных яслей-садов.
Тем же Постановлением Совмина СССР № 1397 было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, согласно которому работа в школах в качестве штатных пионервожатых засчитывается в стаж работы учителей.
Действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, сохранены права преподавателей школ и воспитателей детских садов всех наименований на досрочную пенсию по старости в соответствие со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С учётом изложенного, суд находит исковые требования Селяниной о включении в специальный стаж периода её работы в должности старшей пионервожатой подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
То обстоятельство, что действующим в настоящее время Списком, на который ссылается ответчик, работа истицы старшей пионервожатой, имевшая место в 1985 - 1987 годах не засчитывается в льготный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не может служить основанием к ограничению пенсионных прав истицы, поскольку акты закона не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после ведения их в действие.
Конституционный суд Российской Федерации в своём Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П подтвердил свою позицию о том, что у граждан сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствие с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Следовательно, период работы Селяниной Л.П. в должности старшей пионервожатой с Дата обезличена года по Дата обезличена года подлежит включению в специальный трудовой стаж истицы.
Также суд находит подлежащими удовлетворению и требование Селяниной Л.П. о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости как педагогическому работнику период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет - с Дата обезличена года по Дата обезличена года.
К данному выводу суд приходит по следующим основаниям.
Нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в области пенсионного обеспечения, к числу которых относятся Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 5), утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, предусмотрено включение в льготный стаж периодов ежегодных оплачиваемых отпусков, в том числе и дополнительных.
Нормами Трудового кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 1 февраля 2002 года, предусмотрены особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями, к числу которых законодатель отнёс и отпуск по уходу за ребёнком.
В частности, согласно статье 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.
На период отпуска по уходу за ребёнком за работником сохраняется место работы (должность).
Отпуска по уходу за ребёнком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения пенсии по старости).
Такие же по своей сути положения, исключающие возможность зачёта в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, содержались в статье 167 ранее действовавшего Кодекса законов о труде Российской Федерации в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР».
Однако до вступления в действие указанного Закона «О внесении изменений и дополнений в статью 167 КЗоТ РСФСР», то есть до 6 сентября 1992 года, периоды нахождения женщин в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет включались в льготный стаж при установлении им пенсии за выслугу лет.
В связи с этим с целью единообразного решения в правоприменительной практике вопросов, касающихся включения в льготный стаж при установлении пенсии за выслугу лет периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, Минтруда России своим постановлением от 22 мая 1996 года № 29 (в редакции постановления Минтруда от 1 октября 1999 года № 36) утвердило согласованное с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации Разъяснение «О применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».
Как следует из пункта 21 указанного Разъяснения, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребёнком до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона российской Федерации от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».
Причём, данное Разъяснение, не утратившее юридическую силу на момент разрешения судом спора, не содержит положений, ограничивающих возможность включения в специальный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребёнком до 6 октября 1992 года в зависимости от времени обращения за назначением льготной пенсии.
Минтруда России своим письмом от 21 июля 2003 года № 717-АП по вопросу досрочного назначения женщинам трудовой пенсии по старости с учётом периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком подтвердил изложенную в пункте 21 Разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 года № 5 позицию о включении в стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребёнком до 6 октября 1992 года, с учётом которого досрочно должна назначаться трудовая пенсия по старости, в том числе и педагогическим работникам.
Изложенный в названных выше нормативных правовых актах подход Минтруда России к решению вопроса о включении в стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребёнком до 6 октября 1992 года при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени её назначения обеспечивает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, что является необходимым для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты, что согласуется с положениями статей 1, 2, 6, 15, 17-19, 39, 55 Конституции Российской Федерации и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отражённой в ряде принятых им актов.
При этом суд полагает, что поскольку Селянина Л.П. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, когда законодательно была предусмотрена возможность включения в специальный стаж времени нахождения в отпуске по уходу за ребёнком, с учетом положений пункта 1 статьи 4 ГК РФ, в соответствии с которым акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж в полном объёме.
В свете приведённых выше правовых норм доводы представителя ответчика признаются судом несостоятельными, исковые требования истицы о признании за ней права на назначение пенсии на льготных условиях суд находит законными, обоснованными и потому подлежащими удовлетворению, поскольку с учётом времени работы истицы в должности старшей пионервожатой и времени её нахождения в отпуске по уходу за ребёнком её педагогический стаж составляет 25 лет.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Селяниной Ларисы Петровны удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области от Дата обезличена года в назначение досрочной пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области включить в стаж работы Селяниной Ларисы Петровны, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости:
период её работы в должности старшей пионервожатой с Дата обезличена года по Дата обезличена года;
период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трёх лет с Дата обезличена года по Дата обезличена года.
Признать за Селяниной Ларисой Петровной право на досрочную пенсию по старости как педагогическому работнику.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области досрочно назначить Селяниной Ларисе Петровне трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику с Дата обезличена года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: Д.Н.Феоктистов