РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2010 года город Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Лазукиной Т.А.,
с участием истца Радиной Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1064/2010 по иску Радиной Натальи Григорьевны к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о признании права на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, как ветерану труда,
у с т а н о в и л:
Радина Н.Г. обратилась в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района», в котором просит признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки в связи с присвоением звания «Ветеран труда» и обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» принять решение о предоставлении ей мер социальной поддержки в форме ежемесячной денежной выплаты, со дня обращения с заявлением о присвоении указанного звания, то есть, с 16.07.2010 года. В обоснование заявленных требований указала, что с Дата обезличена года является пенсионером органов внутренних дел, с Дата обезличена года ей назначена пенсия за выслугу лет. Дата обезличена года Радиной Н.Г. присвоено звание «Ветеран труда». В связи с чем, также имеет право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты как ветерану труда.
Решением Киреевского районного суда Тульской области от 02.09.2010 года, вступившим в законную силу 20.09.2010 года удовлетворены исковые требования Радиной Н.Г. о признании незаконным отказа директора ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» за №1479 от 21.07.2010 года в предоставлении ей других мер социальной поддержки с возложением на ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» обязанности предоставить ей с 16 июля 2010 года, как Ветерану труда, меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных расходов, предусмотренные Законом Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
16 июля 2010 года ею подано заявление в отдел социальной защиты населения Киреевского района Тульской области о предоставлении мер социальной поддержки как Ветерану труда, в чем ей было отказано за отсутствием правовых оснований.
В судебном заседании истец Радина Н.Г. исковые требования поддержала по основаниям, приведенным выше, дополнительно указав, что ранее с требованиями о признании за ней права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, как Ветерану труда, в суд не обращалась, поскольку не знала о наличии права на ее получение.
Ответчик - ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» (в лице представителя) - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, от указанного ответчика поступило письменное отношение с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно представленным им письменным возражениям, иска не признает, полагая, что правовых оснований для предоставления истцу требуемых мер социальной поддержки до достижения возраста, дающего право на пенсионное обеспечение, не имеется.
На основании ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет. Поэтому определенные законом Тульской области меры социальной поддержки заявители могут реализовать при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию. Мера социальной поддержки в соответствии со ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. №493-ЗТО в форме ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) как Ветерану труда, предоставляется с учетом ст.3 данного закона. Поскольку круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии со ст.22 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» должен совпадать с кругом лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 г. №493-ЗТО все меры социальной поддержки заявители могут реализовать при достижении ими соответствующего возраста. Вместе с тем истец была проинформирована о возможности снижения пенсионного возраста по старости, которое реализуется Пенсионным фондом РФ с учетом имеющихся законодательных возможностей.
Третье лицо - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Киреевском районе Тульской области (в лице представителя) - в суд не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом; о причинах неявки суду не сообщено.
На основании ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. «ж» ч.1, ч.2 ст.72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
В соответствии со ст.22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31.12.2004 г.), а при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31.12.2004 г. (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ст.1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 г.
Настаивая на удовлетворении требований о предоставлении мер социальной поддержки, истец сослалась на то, что является пенсионером органов внутренних дел, Дата обезличена года ей выдано удостоверение - «Ветеран труда», а поэтому также имеет право, как Ветеран труда, на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, как Ветерану труда, в чем ей было неправомерно отказано.
Проверяя состоятельность заявленных истцом требований, суд установил, что изложенные ею обстоятельства подтверждаются копиями удостоверений Номер обезличен от Дата обезличена года - пенсионера УВД по Тульской области и серии Номер обезличен Номер обезличен от Дата обезличена г. - «Ветеран труда», - исследованными в судебном заседании.
Кроме того, эти обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением суда от 02.09.2010 года, и в силу 61 ГПК РФ с учетом состава лиц, участвовавших в деле ранее, в настоящем судебном заседании доказыванию и оспариванию не подлежат.
Как следует из материалов дела и объяснений истца, Радина Н.Г. в установленном порядке 16.07.2010 г. обратилась в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Письмом ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» от 21.07.2010 г. Радиной Н.Г. отказано в предоставлении соответствующих мер социальной поддержки.
Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г. установлены ст.3 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО (в ред. Законов Тульской области от 31.10.2006 г. № 745-ЗТО, от 26.11.2008 г. № 1145-ЗТО, от 31.10.2009 г. № 1352-ЗТО).
Как следует из указанной нормы Закона, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 г., при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;
2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.
Ст.7 указанного закона предоставляет ветеранам труда право на получение социальной поддержки в форме ежемесячной денежной выплаты со дня обращения с заявлением о присвоении указанного звания.
Таким образом, согласно Закону Тульской области право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с наличием какого-либо определенного возраста или видом пенсии.
По делу установлено, что истец является пенсионером за выслугу лет УВД Тульской области.
Право на получение указанной пенсии у него возникло в июне 2010 г в соответствии со ст.ст.2, 4, 5 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которая назначается на условиях, в порядке и по нормам (статьи 1, 2) Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», - то есть, является лицом, обретшим право на пенсионное обеспечение в силу достижения требуемого для такой категории пенсионеров возраста и выслуги лет.
Вступившим в законную силу решением Киреевского районного суда Тульской области от 02.09.2010 года, вступившим в законную силу 20.09.2010 года удовлетворены исковые требования Радиной Н.Г. о признании незаконным отказа директора ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» за №1479 от 21.07.2010 года в предоставлении ей мер социальной поддержки в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц оплаты за жилое помещение в пределах социальной нормы, а также коммунальных услуг, как Ветерану труда; признании за ней, как Ветераном труда, право на предоставление с 16 июля 2010 года мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренных Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493- ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»; обязании ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» предоставить с 16 июля 2010 года Радиной Н.Г., как Ветерану труда, меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных расходов, предусмотренные Законом Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Исходя из приведенных выше обстоятельств, в том числе и того факта, что истец не является получателем мер социальной поддержки, о признании права на которые ставится вопрос перед судом, в соответствии с положениями других Федеральных законов, и норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, суд, разрешая спор в рамках заявленных истцом требований, считает, что истец с 16.07.2010 г. имеет право на предоставление ему такой меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата.
В частности, в силу ст.7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 г. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 г.
Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда».
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 г. № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 г.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
В ходе судебного разбирательства истцом доказан факт наличия у нее, как Ветерана труда, права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого она обратилась в органы социальной защиты населения 16.07.2010 года, а поэтому ее требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты именно с этой даты в соответствии с п.4, п.8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 г. № 201, подлежат удовлетворению.
Таким образом, из приведенных выше обстоятельств следует, что основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу мер социальной поддержки, в том числе в виде ежемесячной денежной выплаты, послужил тот факт, что Радина Н.Г. не достигла возраста 55 лет, при наличии которого, по мнению ответчиков, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанных льгот.
Между тем, суд считает, что указанная позиция не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Несостоятельными суд считает и доводы, приведенные в письменных возражениях ответчика о том, что истцу не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, предусмотренные положениями ст.3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области», поскольку она не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».
Так, ст.4 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены в том числе и военнослужащие.
В ст.2 названного выше Федерального закона дано понятие термину «военнослужащие» - это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках МВД Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Как следует из статьи 5 указанного выше Федерального закона, где установлены виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению, данной нормой закона предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается гражданам, указанным в п.п.2 п.1 ст.4 данного Федерального закона, то есть военнослужащим, к числу которых относится и истец.
Таким образом, приведенными нормами Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» достоверно подтверждено наличие у истца права на государственное пенсионное обеспечение.
Само по себе назначение истцу пенсии за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует лишь о возможности реализации истцом указанного выше права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона Российской Федерации, что основано на положениях ст.ст.1 и 8 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд не может рассматривать указанный факт как обстоятельство, исключающее право истца на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области» и другими региональными нормативными правовыми актами.
Изложенное свидетельствует о том, что ответчиком ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для Ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.
Принимая во внимание, что истец имеет право на получение пенсии в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», является Ветераном труда, жителем г.Киреевска Тульской области и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, органами социальной защиты ей неправомерно было отказано в предоставлении названных выше льгот, суд считает, что требования Радиной Н.Г. о назначении ей с 16.07.2010 г. ежемесячной денежной выплаты, как Ветерану труда, подлежат удовлетворению с возложением этой обязанности на ГУ ТО «УСЗН Киреевского района»
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Радиной Натальи Григорьевны удовлетворить.
Признать за Радиной Натальей Григорьевной право на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), в связи с присвоением звания «Ветеран труда», предусмотренной Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» назначить Радиной Наталье Григорьевне как Ветерану труда ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), начиная с 16 июля 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: