решение от 02.11.2010 о признании незак-м отказа в предоставлении субсидии на приобретение жилья



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2010 года город Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Назарова В.В.,

при секретаре Синяевой И.А.,

с участием истцов Поликарпова И.Н. и Поликарповой Н.А., а также представителя истцов - Улановой З.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поликарпова Игоря Николаевича и Поликарповой Натальи Александровны, действующих в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних Поликарпова Андрея Игоревича и Поликарпова Александра Игоревича к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на приобретение жилья и признании права на получение соответствующей субсидии в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 г.г.»,

у с т а н о в и л:

Поликарпов И.Н. и Поликарпова Н.А., действующие в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних Поликарпова Андрея Игоревича и Поликарпова Александра Игоревича, обратились в суд с иском к администрации МО Киреевский район Тульской области, в котором просят признать незаконным отказ главы администрации МО Киреевский район Тульской области об их исключении из участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и признать за ними право на участие в данной подпрограмме, а также право на включение в Сводный список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 г.г.» и право на получение соответствующей социальной выплаты для приобретения жилья как молодой семье в рамках реализации данной программы.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что с Номер обезличен г. их семья, состоящая из четырех человек, проживает в общежитии, расположенном по адресу: ..., ..., ..., ..., ...,21, состоящей из двух жилых комнат. В Номер обезличен г. они были поставлены на очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО Киреевский район Тульской области, а затем включены в Сводный список молодых семей, участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2009 г. в соответствии с постановлением администрации Тульской области от 30.04.2009 г. № 290 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 г.г.» на основании списка, предоставленного администрацией МО Киреевский район до Дата обезличена г., в соответствии с которым они были включены в список претендентов Номер обезличен. Их сын - ФИО3 является инвалидом детства. Между тем, в 2009 г. указанная социальная выплата не была предоставлена им в связи с отсутствием необходимых денежных средств. Из письменного ответа Департамента Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике от Дата обезличена г. следовало, что в Сводном списке участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 г.г.», изъявивших желание получить социальную выплату в 2009 г., их семья вошла под номером 5, а в аналогичный список в 2010 г. их семья вошла под номером 2. Однако, письмом главы администрации МО Киреевский район от Дата обезличена г. Поликарпову И.Н. было отказано в предоставлении вышеуказанной социальной выплаты в связи с достижением возраста 36 лет, в связи с чем их семья была также исключена из числа участников данной программы. Со ссылками на нормы ЖК РФ, ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285, полагали данный отказ незаконным, просили признать за ними право на участие в данной программе и получение соответствующей социальной выплаты.

В судебном заседании истцы Поликарпов И.Н. и Поликарпова Н.А. поддержали заявленные требования по основаниям, приведенным в иске.

Представитель истцов по ордеру - адвокат Уланова З.Н. в судебном заседании также поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, приведенным в иске. Пояснила также, что на момент доведения государственным заказчиком Подпрограммы до администрации Тульской области предварительных контрольных цифр, выделенных Тульской области для софинансирования Программы, администрация Тульской области Поликарпову И.Н. не исполнилось 36 лет, в связи с чем семья истцов должна была быть включена в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты.

Представитель ответчика администрации МО Киреевский район Тульской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица Департамента Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменные возражения, в которых просил отказать Поликарповым в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что в связи с достижением истцом Поликарповым И.Н. возраста 36 лет, семья последнего утратила право на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 г.г.». Кроме того, указывали на различие между списком молодых семей-участников долгосрочной целевой программы и списком молодых семей-претендентов на получение соответствующих социальных выплат.

Представитель третьего лица администрации МО г.Киреевск Тульской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил разрешить исковые требования на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Департамента финансов Тульской области, привлеченного к участию в деле определением суда, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Указал на отсутствие правового интереса в связи с тем, что главным распорядителем бюджетных средств в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 г.г.» является Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области.

Представитель третьего лица Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался в установленном порядке, о причине неявки в суд не сообщил.

На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав мнение истцов и их представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 г.г. В состав указанной целевой программы включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации данной подпрограммы.

Согласно п.5 вышеназванных Правил (в редакции Постановлений Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 979, от 10.04.2008 г. № 257) участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с п.17 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в п.15 настоящих Правил, и в десятидневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.

Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в п.5 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в п.15 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета (п.18 Правил).

В силу п.20 Правил государственный заказчик подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, проводит конкурсный отбор (конкурсные отборы) субъектов РФ для участия в реализации подпрограммы в соответствии с условиями участия и оценочными критериями, определенными подпрограммой.

Орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом РФ для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ (п.21 Правил).

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта РФ. Орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта РФ и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта РФ государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы (п.п. 22. 23 Правил).

В целях реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675, в соответствии с Постановлением администрации Тульской области от 27.06.2007 г. № 303, было принято Постановление администрации Тульской области от 30.04.2009 г. № 290, которым была утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 годы».

Разделом 8 данной долгосрочной целевой программы Тульской области установлено, что участником Программы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Также Программой предусмотрено, что органы местного самоуправления, участвующие в реализации Программы, осуществляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверку представленных молодыми семьями документов, формируют списки молодых семей для участия в Программе в планируемом году и представляют их в Департамент по молодежной политике Тульской области.

Департамент Тульской области по молодежной политике на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на предоставление социальных выплат из бюджета области и местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предусмотренных организациями, участвующими в реализации Программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует сводный список молодых семей-участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и утверждает его в установленном порядке.

На основе утвержденного сводного списка молодых семей-участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, Департамент строительства Тульской области формирует заявку на выделение средств федерального бюджета для софинансирования Программы и предоставляет ее государственному заказчику Подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком Подпрограммы.

После доведения государственным заказчиком Подпрограммы до администрации Тульской области предварительных контрольных цифр, выделенных Тульской области для софинансирования Программы, администрация Тульской области утверждает список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка молодых семей-участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и распределения субсидий между муниципальными образованиями, отобранными для реализации Программы.

Социальная выплата предоставляется молодой семье-участнице Программы, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия администрацией Тульской области решения о включении молодой семьи-участницы Программы, изъявившей желание получить социальную выплату в планируемом году, в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, не превышает 35 лет.

Приведенными нормативно-правовыми актами установлен порядок признания молодых семей участниками программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 годы».

Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации МО Киреевский район Тульской области от Дата обезличена г. Номер обезличен семья Поликарповых в составе: Поликарпова Игоря Николаевича, Поликарповой Натальи Александровны, а также Поликарпова Андрея Игоревича и Поликарпова Александра Игоревича признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.

Таким образом, на момент признания истцов Дата обезличена г. участниками Подпрограммы, семья Поликарповых соответствовала условиям, необходимым для такого признания, в том числе условию о том, что возраст обоих супругов не должен превышать 35 лет.

На основании указанного постановления органа местного самоуправления от Дата обезличена г., семья Поликарповых была включена в Список молодых семей-участников Областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2006-2010 г.г.», изъявивших желание получить субсидию в 2009 г. по МО Киреевский район Тульской области под номером 5.

Приказом Департамента Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике от Дата обезличена г. Номер обезличен был утвержден список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2009 г. Семья Поликарповых в данный список включена не была.

В Список молодых семей-участников Областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2006-2010 г.г.», изъявивших желание получить субсидию в 2010 г. по МО Киреевский район Тульской области семья Поликарповых была включена под номером 2.

Приказом Минрегионразвития от Дата обезличена г. Номер обезличен было утверждено распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в 2010 году».

Постановлением главы администрации МО Киреевский район от Дата обезличена г. Номер обезличен семья Поликарповых была исключена из участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в связи с превышением Поликарповым Игорем Николаевичем в планируемом году возраста 35 лет (Дата обезличена года рождения).

Таким образом, истцы были исключены из числа участников программы в связи с несоответствием требованиям о предельном возрасте участников, установленных п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации данной подпрограммы.

При этом семья Поликарповых не была включена в список молодых семей-претендентов на получение соответствующих социальных выплат в 2010 г. в связи с достижением Поликарповым И.Н. возраста 36 лет, то есть предельного возраста, что является необходимым условием для получения соответствующих социальных выплат.

То обстоятельство, что истцы не улучшили свои жилищные условия, не является определяющим для признания молодой семьи участницей подпрограммы, поскольку молодая семья должна соответствовать еще и условиям о возрасте супругов.

При анализе вышеприведенных нормативно-правовых актов в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что первоначальное включение граждан в список молодых семей-участников долгосрочной целевой программы не является правовой гарантией для последующего обязательного включения указанных лиц в список молодых семей-претендентов на получение соответствующих социальных выплат, в случае утраты оснований для такого включения, в том числе в связи с достижением предельного возраста.

При этом, нуждаемость истцов в улучшении жилищных условий, подтверждающаяся общим списком граждан МО г.Киреевск Тульской области, в который семья Поликарпова И.Н. включена под номером 533, сама по себе не являясь единственным основанием для участия в указанной подпрограмме, не препятствует истцам в реализации права на предоставление жилья на общих основаниях, установленных действующим жилищным законодательством.

Доводы представителя истцов о том, что на момент доведения государственным заказчиком Подпрограммы до администрации Тульской области предварительных контрольных цифр, выделенных Тульской области для софинансирования Программы, истец не достиг возраста 36 лет, не имеют для дела какого-либо правового значения, поскольку по смыслу п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, условие о возрасте супругов должно быть соблюдено на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.

При таких обстоятельствах, исковые требования Поликарповых удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Поликарпову Игорю Николаевичу и Поликарповой Наталье Александровне, действующих в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних Поликарпова Андрея Игоревича и Поликарпова Александра Игоревича, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи жалобы в Киреевский районный суд Тульской области.

Судья