решение от 11.11.2010 о признании членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма



Р Е Ш Е Н И Е

ИменемРоссийской Федерации

11 ноября 2010 годаг.Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе

председательствующего Семеновой Т.Е.,

при секретаре Петуховой Д.А.,

с участием истца Зиминой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1079/10 по иску Зиминой Ольги Алексеевны, действующей от своего имени, а также от имени и в интересах несовершеннолетнего Зимина Ильи Сергеевича, к администрации м.о. Киреевский район, ООО «Партнер» о признании членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

в ДД.ММ.ГГГГ году на основании обменного ордера № от ДД.ММ.ГГГГ Вахромеева А.И. вселена в <адрес> (впоследствии нумерация уточнена, квартире присвоен №) в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Вахромеева А.И. зарегистрирована на данной жилой площади по постоянному месту жительства, а ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета в связи со смертью, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ. На ее имя в ООО «Партнер» открыт лицевой счет на квартиру.

В настоящее время на регистрационном учете по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ состоят Зимина О.А. (внучка Вахромеевой А.И.) и несовершеннолетний Зимин И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын Зиминой О.А.).

Зимина О.А. обратилась в суд с иском к администрации м.о. Киреевский район, ООО «Партнер» о признании ее членом семьи нанимателя указанного выше жилого помещения по договору социального найма – Вахромеевой А.И., в обоснование своих требований указав, что после смерти последней она (истец), желая приватизировать данную квартиру, обратилась в ООО «Партнер», работниками которого ей было устно разъяснено, что она и ее сын не являются членами семьи нанимателя, в связи с чем с ней не может быть заключен договор социального найма и, соответственно, договор передачи жилья в собственность. Между тем, она и сын с ДД.ММ.ГГГГ года постоянно проживала в указанной квартире совместно с Вахромеевой А.И. в качестве членов ее семьи, вели с ней совместное хозяйство, после ее смерти также продолжили проживать в квартире, оплачивать коммунальные услуги. Полагает, что ее и сына следует включить в договор социального найма вышеуказанного жилого помещения, считая ее нанимателем.

В судебном заседании истец свои требования поддержала по изложенным выше основаниям, уточнив, что, по сути, просит признать ее и сына членами семьи нанимателя Вахромеевой А.И., подлежащими включению в договор социального найма жилого помещения, а ее – также обладающей право требовать признания нанимателем по такому договору. В дополнение к изложенному в исковом заявлении истец пояснила, что ее права на квартиру, а также права несовершеннолетнего, как членов семьи нанимателя, никем не оспаривались и не оспариваются. Как пояснили ей работники ООО «Партнер», отказ в заключении с ней договора социального найма связан только с тем, что она не состоит в ближайшей степени родства с нанимателем. Ей на праве собственности принадлежит жилой <адрес>, а также земельный участок, которые приобретены ею по иным, нежели приватизация, основаниям. В указанном жилом доме она и сын не проживают, в нем зарегистрирован ее супруг Зимин С.Н.

Ответчик – администрация м.о. г.Киреевска Тульской области – своего представителя в суд не направил, будучи извещенным о дне, времени и месте проведения судебного заседания, в своем письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что исковые требования признает.

Ответчик – ООО «Партнер» (в лице представителя) в суд также не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался, о причинах неявки суду не сообщено.

Третье лицо – Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству в лице территориального отдела по Киреевскому району – в суд своего представителя не направило, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, в своем письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.5 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Принимая во внимание, что жилищные правоотношения носят длящийся характер, и в данном случае, возникнув до введения в действие указанного Кодекса, продолжаются до настоящего времени, а также с учетом времени возникновения данного спора, суд руководствуется также нормами ЖК РФ, вступившего в силу 01.03.2005 года.

Ст. 54 ЖК РСФСР, действовавшего на момент вселения Тимонина А.И. с семьей в спорное жилое помещение, предоставляла нанимателю вправо в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, иных родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц с письменного согласия всех совершеннолетних членов семьи.

Ст.53 данного Кодекса, предоставляющая таким членам семьи нанимателя равные с ним права и обязанности в отношении жилого помещения, относила к ним супруга нанимателя, их детей и родителей, иных родственников, нетрудоспособных иждивенцев, и устанавливала, что иные лиц могли быть признаны членами семьи нанимателя только в исключительных случаях и если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.

Установленные судом обстоятельства, помимо объяснении истца и названных документов, подтверждаются свидетельствами о рождении Дубоносовой О.А., Зимина И.И., иными материалами дела, доказательств обратному не представлено.

Как видно из поименованного выше обменного ордера, Вахромеева А.И. первоначально вселялась в приобретенную в порядке обмена квартиру одна.

В поквартирной карточке, а также выписке из домовой книги, как следует из содержания данных документов, указано, что истец вселялась в квартиру в качестве внучки нанимателя, Зимин И.И. – в качестве правнука. В указанном кровном родстве, как установил суд, они, действительно, состоят с нанимателем.

Истец пояснила и доказательств обратному не имеется, что с момента регистрации в квартире бабушки она с сыном фактически проживала с ней одной семьей, что подтверждается также справкой ООО «Партнер» о составе семьи, проживающей в <адрес>.<адрес> по <адрес>, выпиской из лицевого счета на данную квартиру.

По сообщениям ответчиков (письмо администрации м.о. г.Киреевск от 29.10.2010 года №1862 и поименованная справка о составе семьи), договоров найма на указанную жилую площадь не заключалось.

Учитывая, что доказательств обратному не представлено, на основании изложенного выше суд приходит к выводу о том, что истец и ее несовершеннолетний сын вселены в <адрес> по <адрес> нанимателем – Вахромеевой А.И. в качестве членов ее семьи, с момента вселения проживали в квартиры, осуществляли прочие права и несли обязанности в отношении данного жилого помещения, наравне с нанимателем, тем самым, на законном основании приобрели право пользования данным жилым помещением.

В соответствии со ст.5 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Принимая во внимание, что жилищные правоотношения носят длящийся характер, и в данном случае, возникнув до введения в действие указанного Кодекса, продолжаются до настоящего времени, а также с учетом времени возникновения данного спора, суд руководствуется также нормами ЖК РФ, вступившего в силу 01.03.2005 года.

Ст. 69 ныне действующего ЖК РФ относит к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма проживающих совместно с ним его супруга, детей и родителей. В силу данной статьи, другие родственники, признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

По смыслу данной правовой нормы, родственники нанимателя последующих за родителями, детьми и супругами степеней родства признаются таковыми, если установлено, что они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Из положений статьи 69 ЖК РФ и части 1 статьи 70 ЖК РФ следует, что лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.

В силу п.3 ст. 69 ЖК РФ, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

Из установленных обстоятельств следует, что по вступлении в законную силу ЖК РФ договор найма в соответствии с требованиями данного Кодекса с Вахромеевой А.И. оформлен не был.

Как следует из объяснений истца, материалов дела и доказательств обратному не имеется, после смерти Вахромеевой А.И. Зимина О.А. и ее сын продолжали постоянно проживать в квартире, оплачивать коммунальные услуги, найм жилья, их право пользования квартирой никем не оспаривалось и не оспаривается. Прочих обстоятельств, свидетельствующих о том, что данное право ими утрачено, не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец и ее сын в соответствии со ст. 69 ЖК РФ являются членами семьи умершего наймодателя Вахромеевой А.И. и, соответственно, лицами, подлежащими включению в договор найма.

В данном случае наниматель в лице администрации м.о.г.Киреевск заявленные требования признал, тем самым выразив согласие на включение истца и ее сына в договор найма жилого помещения.

Изложенное дает суду достаточно оснований для удовлетворения требований истца в соответствующей части.

Согласно ч. 2 ст. 82 ЖК РФ дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.

По смыслу данной правовой нормы, для признания члена семьи нанимателем в таком случае необходимо согласие наймодателя.

Истец в суде указала на наличие препятствий в оформлении на ее имя договора социального найма, но об обязании ответчиков заключить с ней такой договор требования перед судом не ставит. Суд установил, что договора социального найма на указанную выше квартиру, в форме, соответствующей требованиям закона, не заключено.

В суде истец уточнила, что в своем иске просит признать ее и сына членами семьи нанимателя Вахромеевой А.И., подлежащими включению в договор найма жилого помещения и обладающей право требовать признания ее нанимателем по договору социального найма на <адрес>.

Таким образом, полагая, что изложенные в исковом заявлении требования о включении истца в договор найма жилого помещения, считая ее нанимателем, не обладают самостоятельным характером, приходит к выводу, что права и законные интересы истца и ее сына, о защите которых ставится вопрос перед судом, получат надлежащую защиту путем признания данных лиц членами семьи умершего наймодателя Вахромеевой А.И., подлежащими включению в договор социального найма.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Зиминой Ольги Алексеевны – удовлетворить.

Признать Зимину Ольгу Алексеевну,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Зимина Илью Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, членами семьи нанимателя <адрес> - Вахромеевой Анастасии Ивановны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, подлежащими включению в договор социального найма.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: