РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2010 годагород Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Петуховой Д.А.,
c участием представителя истца по доверенности – Головиной Е.Г.,
представителя ответчика – администрации м.о. Киреевский район – по доверенности Амочкиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Швенка Романа Петровича, действующего в своих интересах, от имени и в интересах несовершеннолетней Козыревой Елизаветы Романовны, к администрации м.о. Киреевский район Тульской области, администрации м.о. Приупский Киреевского района о признании права на предоставление вне очереди равноценного благоустроенного жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение вне очереди на условиях договора социального найма,
у с т а н о в и л:
Швенк Р.П., действуя также от имени и в интересах своей несовершеннолетней дочери Козыревой Е.Р., обратился в суд с иском к администрации м.о. Киреевский район Тульской области, администрации м.о. Приупский Киреевского района Тульской области: просит признать за ним и несовершеннолетней дочерью право на получение вне очереди равноценного благоустроенного жилого помещения, состоящего не менее чем из двух комнат, на условиях договора социального найма в соответствии с постановлением администрации Тульской области №588 от 24.09.2008 года «Об утверждении областной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда, с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 годы», Постановлением администрации Тульской области №150 от 28.03.2008 года «Об утверждении Положения о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилом фонде»; обязать администрацию м.о. Киреевский район Тульской области и администрацию м.о. Приупский Киреевского района предоставить ему вне очереди равноценное благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма, состоящее не менее чем из двух комнат.
В обоснование своих требований истец указал, что в ДД.ММ.ГГГГ году на условиях договора найма жилого помещения ему была предоставлена <адрес>, общей площадью 31.8 кв.м, состоящая из двух жилых комнат и кухни, в доме барачного типа № по <адрес> в <адрес>, где он и дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоят на регистрационном учете по месту жительства. Он является <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ в результате произошедшего в доме пожара сгорела и обрушилась кровля, обгорели стены, его квартира выгорела полностью с имуществом. Данный дом постановлением главы администрации м.о. Киреевский район №787 от 10.09.2001 года включен в список домов, непригодных для постоянного проживания, а он (истец) поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации м.о. Приупский Киреевского района. В июле 2010 года ему было предложено собрать и представить в администрацию новый пакет документов для постановки на очередь на предоставление жилья и переселение из ветхого жилищного фонда, после чего 20.09.2010 года он снова подал заявление о постановке на такой учет в органе местного самоуправления. Письмом от 10.09.2010 года администрации м.о. Приупский Киреевского района ему было сообщено, что документы представлены не в полном объеме, а письмом от 21.09.2010 года – о том, что на территории м.о. Приупский не ведется строительство жилья и собственного пригодного для проживания жилья не имеется.
В судебное заседание истец Швенк Р.П. не явился, будучи извещенным о дне, времени и месте рассмотрения дела. Действующий от его имени представитель по доверенности – Головина Е.Г. поддержала требования своего доверителя к администрации м.о. Киреевский район, пояснив, что в настоящее время Швенк Р.П. с дочерью проживает в съемном жилом помещении. Ввиду имеющегося у него заболевания он может передвигаться только на инвалидной коляске. Она подтвердила, что в октябре 2010 года Швенк Р.П. поставлен на учет в администрации м.о. Приупский в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также в очередь «внеочередников» за номером 205. Между тем, администрации м.о. Приупский администрацией района жилищный фонд не передан, своего жилья у данного муниципального образования нет, все фактически имеющееся жилье является ветхим. По этим основаниям требований к администрации м.о. Приупский она в судебном заседании не поддержала. Считает, что права Швенка Р.П. могут быть защищены только с обязанием предоставить жилье администрации района.
Представитель ответчика - администрации м.о. Киреевский район Тульской области – по доверенности Амочкина О.Н. в суде возражала против удовлетворения иска. В обоснование своей позиции представитель данного ответчика указала, что истец, действительно состоящий на регистрационном учете в ветхом жилье с ДД.ММ.ГГГГ года, только в октябре 2010 года встал на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по этому основанию, - то есть, в установленном законом порядке признан нуждающимся в жилье в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным требованиям. В соответствии с ЗТО №722-ЗТО, граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в получении жилья вне очереди, включаются в списки в книге №1, куда записан и истец. Списки формируются в хронологическом порядке. Удовлетворение требований истца приведет к нарушению прав лиц, ранее вставших на очередь «внеочередников». С момента постановки на такой учет у органа местного самоуправления возникла обязанность по предоставлению Швенку Р.П. жилого помещения. Корреспондирующего этой обязанности права истца никто не оспаривает.
Муниципальный жилищный фонд в настоящее время передан м.о. Киреевский район Тульской области в собственность поселений. Поселению Приупский жилищный фонд не передан по причине полной ветхости. Не являющийся ветхим жилищный фонд поселения уже передан администрацией района иным гражданам по договорам социального найма, свободного фонда не имеется.
Организация строительства нового жилья относится к вопросам местного значения поселений, так что администрация района не обладает полномочиями по строительству нового жилья, а вторичное – по его освобождении - должна распределять согласно очередности.
В список лиц, подлежащих переселению в рамках указываемой истцом целевой программы, в частности, в дом по <адрес>, истец не включен. Включить его в этот список администрация района также не полномочна, поскольку списки формируются и утверждаются главой администрации поселения. По таким основаниям полагает, что права истца не нуждаются в защите, и удовлетворение его требований повлечет нарушение принципа разделения властей с подменой судебным постановлением решения органа местного самоуправления.
Ответчик – администрация м.о. Приупское Киреевского района Тульской области – своего представителя в суд не направил, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суду не сообщено.
На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося истца и представителя ответчика.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ года Швенк Р.П., являющийся <данные изъяты>, был зарегистрирован и проживал в жилом помещении – <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ на регистрационном учете по данному адресу состоит также дочь Швенка Р.П. – Козырева Е.Р., рожденная в ДД.ММ.ГГГГ году от брака с Козыревой К.В., ныне расторгнутого. На имя Швенка Р.П. с составом семьи два человека – он и дочь - на данное жилое помещение открыт лицевой счет. При этом из выписи из лицевого счета усматривается, что фактически площадь занимаемого ими жилого помещения составляет 31.7 кв.м.
Постановлением и.о. главы администрации м.о. Киреевский район №787 от 10.09.2001 года утвержден список домов, непригодных для постоянного проживания, в числе которых значится <адрес>. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в квартире Швенка Р.П. в результате пожара сгорела и обрушилась кровля, погорело потолочное перекрытие, однако до настоящего времени он значится состоящим на регистрационном учете с дочерью по данному адресу. Иных прав на жилье за Швенком Р.П. и Козыревой Е.Р. не зарегистрировано.
Постановлением главы администрации м.о. Приупское Киреевского района №151 от 20.10.2010 года Швенк Р.П. включен в общий список нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, под номером 205.
Данные обстоятельства, помимо названных документов, подтверждаются выпиской из домовой книги, поквартирной карточкой, карточками регистрации, паспортом истца, свидетельством о рождении Козыревой Е.Р., иными материалами дела, исследованными в судебном заседании, и сторонами не оспариваются.
Определяя основания пользования истцом указанным выше жилым помещением, суд исходит из установленных обстоятельств и нижеследующего.
В соответствии со ст.5 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Принимая во внимание, что жилищные правоотношения носят длящийся характер, и в данном случае, возникнув до введения в действие указанного Кодекса, продолжаются до настоящего времени, а также с учетом времени возникновения данного спора, суд руководствуется также нормами ЖК РФ, вступившего в силу 01.03.2005 года.
В силу ст.ст.50, 51 ЖК РСФСР, пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения между наймодателем и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер.
Ст. 54 ЖК РСФСР, действовавшего на момент вселения истца в спорное жилое помещение, предоставляла нанимателю вправо в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, иных родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц с письменного согласия всех совершеннолетних членов семьи.
По смыслу приведенных положений закона, основанием для заключения договора найма жилого помещения являлся ордер. Представитель истца пояснил, что подтверждается архивной справкой (л.д. 23), ордер истцу не выдавался.
Между тем, с учетом того, что право пользования Швенка Р.П. квартирой никем не оспорено и поныне не прекращено, установленные обстоятельства дают суду основания утверждать, что названная квартира предоставлена истцу именно на основании договора найма (в настоящее время – социального найма).
Как следует из ч.1 ст.70 ЖК РФ, наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя – других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.
Руководствуясь данной правовой нормой, суд находит установленным, что, будучи вселенной истцом в качестве члена его семьи и проживая с ним совместно, несовершеннолетняя Козырева Е.Р. обрела равные с нанимателем права в отношении данной жилой площади.
Таким образом, суд установил, что истец и его дочь до настоящего времени действительно проживают (состоят на регистрационном учете по месту жительства) на условиях договора социального найма в жилом помещении, признанном непригодным для проживания.
Ст. 49 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Из установленных судом обстоятельств явствует, что в ходе производства по данному делу – в октябре 2010 года – истец впервые в порядке, установленном жилищным законодательством, принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями жилищного законодательства, номер его очереди органом местного самоуправления установлен - 205.
В силу ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с пп.1 п.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
По смыслу приведенных правовых норм, предоставление жилого помещения вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. ЖК РФ право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Потому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете на улучшения жилищных условий и времени принятия на учет, то есть, внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди.
Как установил суд, до настоящего времени благоустроенное равнозначное жилое помещение истцу не предоставлено, следовательно, его право на получение жилья вне очереди, хотя бы и не оспаривается, но фактически не реализовано. По таким основаниям доводы представителя ответчика о том, что в рассматриваемом случае отсутствует какое-либо нарушение прав истца несостоятельны.
Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не означает, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку.
Статьей 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В выписке из лицевого счета, поквартирных карточках, количество занимаемых Швенком Р.П. комнат не указано. Из его объяснений, плана строения (л.д.11) видно, что фактически <адрес> в <адрес> состояла из двух жилых комнат. Это обстоятельство ответчиками не оспорено и доказательств обратному не представлено.
Следовательно, Швенк Р.П. обладает правом на предоставление вне очереди благоустроенного жилого помещения, состоящего не менее, чем из двух комнат. Таким образом, его право подлежит защите путем обязания органа местного самоуправления предоставить ему такое жилое помещение вне очереди на условиях социального найма.
Представитель истца адресует свои требования к администрации м.о. Киреевский район.
Ст. 7 Устава м.о. Киреевский район относит к вопросам местного значения в частности владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение бюджета Киреевского муниципального образования, содержание и использование муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 7-1 Устава, органы местного самоуправления отдельных городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Киреевский район, вправе заключать соглашение с органами местного самоуправления муниципального образования Киреевский район о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, представляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального образования Киреевский район.
Одновременно ст. 14 Устава относит к вопросам местного значения поселения владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Из письма администрации данного муниципального образования, объяснений представителя ответчика – администрации м.о. Киреевский район, следует, что жилищный фонд м.о.Приупский администрацией м.о. Киреевский район не передавался ввиду ветхости, строительство нового жилья не ведется, собственного пригодного жилья у поселения не имеется.
Каких-либо доказательств тому, что соответствующие полномочия по предоставлению жилья в полном объеме переданы администрации поселения Приупский и могут быть ею реализованы, суду не представлено.
Наличие у администрации м.о. Киреевский район полномочий по распределению жилья поселений, ранее не переданного в собственность этих муниципальных образований, представитель администрации м.о. Киреевский район в суде по сути не оспаривал.
Доводы представителя администрации м.о. Киреевский район о том, что строительство жилья администрацией района не ведется (помимо дома-новостройки), свободные жилые помещения также отсутствуют, денежных средств на приобретение жилья нет, в связи с чем на данный орган не может быть возложена обязанность по предоставлению жилья Швенк Р.П., не основаны на законе.
Проанализировав приведенные положения жилищного законодательства, Устава м.о. Киреевский район, установленные обстоятельства, принимая во внимание положения ст.ст. 17, 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд приходит к выводу, что вопрос по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в ветхом жилье на территории м.о. Приупский, находится в пределах компетенции администрации муниципального образования Киреевский район.
Таким образом, разрешая требования Швенка Р.П. в пределах, установленных ч.3 ст. 196 ГПК РФ, учитывая, что требований к администрации м.о. Приупский истец (в лице представителя) в суде не поддержал, суд находит требования Швенка Р.П. об обязании администрации м.о. Киреевский район предоставить емувне очереди равноценное благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма, состоящее не менее чем из двух комнат, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования истца о признании за ним права на получение жилого помещения в рамках Областной целевой Программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002-2012 годы», суд исходит из следующего.
Основанием для обращения истца в суд с таким требованием явилось, в том числе, несоблюдение в отношении него положений указанной Программы.
В целях реализации этой программы постановлением администрации Тульской области от 28.03.2008 г. № 150 утверждено Положение о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, которое устанавливает порядок и определяет единые условия предоставления благоустроенных жилых помещений гражданам, переселяемым в рамках Программы из занимаемых по договорам социального найма жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, а также обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений при принятии решения органом местного самоуправления Тульской области о сносе дома.
В соответствии с п.2 Положения о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, основанием для переселения граждан из жилого дома в рамках Программы является правовой акт органа местного самоуправления Тульской области о признании его по состоянию на 01.01.2002 года непригодным для постоянного проживания в установленном порядке.
Согласно п. 5 указанного Положения, право на предоставление жилого помещения в рамках Программы имеют граждане, в частности, состоящие по состоянию на 01.01.2002 годана регистрационном учете по месту жительства и проживающие в жилых помещениях, занимаемых по договорам социального найма, расположенных в доме, подлежащем отселению в рамках Программы, и не имеющие другого благоустроенного жилья на праве собственности и по договору социального найма; сохранившие в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации право пользования жилым помещением, занимаемым ими по договору социального найма, расположенным в доме, подлежащем отселению в рамках Программы.
Из приведенных норм и установленных судом обстоятельств следует, что в данном случае условия для предоставления Швенку Р.П. жилья в рамках Программы наличествуют: он состоял на регистрационном учете на 01.01.2002 года по месту жительства в жилом помещении, признанном актом органа местного самоуправления непригодным для проживания, иного жилья на каком-либо основании не приобрел.
П. 4. Положения установлено, что в рамках Программы гражданам могут быть предоставлены не только вновь выстроенные за счет средств бюджетов различных уровней в качестве социального жилья, но и следующие жилые помещения:
освободившиеся в результате прекращения предыдущего договора найма;
полученные муниципальным образованием Тульской области от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка, подключения к инженерной инфраструктуре;
приобретенные на вторичном рынке недвижимости.
Программа, как показывает анализ ее содержания и нормативных актов, на основании которых она разработана и утверждена, носит долговременный характер, является ныне действующей, и то обстоятельство, что Швенк Р.П. в данный момент не включен в списки переселяемых в дом-новостройку, строящийся на территории Киреевского района в рамках Программы, не исключает распространение на него ее действия. Следовательно, истец является носителем объективного права на получение жилья в рамках Программы.
Вопроса об обязании кого-либо из ответчиков предоставить конкретное жилье, строящееся либо иное имеющееся, непосредственно в рамках Программы истец перед судом не ставит, потому удовлетворение его требования в соответствующей части не повлечет вмешательства в деятельность органов местного самоуправления. Признание за истцом указанного выше права само по себе не предполагает возникновения у поименованного органа местного самоуправления каких-либо дополнительных обязанностей. Удовлетворение его требований в этой части предполагает, что это право может быть реализовано им с соблюдением установленной законом процедуры.
Ввиду изложенного доводы администрации м.о. Киреевский район в соответствующей части суд находит несостоятельными.
По таким основаниям суд полагает, что в данной части жилищные права истца также подлежат защите путем признания за ним права на получении вне очереди равноценного благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма, состоящего не менее чем из двух комнат, в соответствии с постановлением администрации Тульской области №588 от 24.09.2008 года, а также Постановлением администрации Тульской области №150 от 28.03.2008 года «Об утверждении Положения о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилом фонде».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Швенка Романа Петровича - удовлетворить.
Обязать администрацию м.о. Киреевский район Тульской области предоставить Швенку Роману Петровичу вне очереди равноценное благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма, состоящее не менее чем из двух комнат.
Признать за Швенком Романом Петровичем с дочерью, Козыревой Елизаветой Романовной, право на получении вне очереди равноценного благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма, состоящего не менее чем из двух комнат, в соответствии с постановлением администрации Тульской области №588 от 24.09.2008 года «Об утверждении областной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда, с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 годы», Постановлением администрации Тульской области №150 от 28.03.2008 года «Об утверждении Положения о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилом фонде».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий