РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2010 годаг. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Лазукиной Т.А.,
с участием представителя истца по доверенности Захарова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1216/10 по иску Колыхалова Александра Ивановича к Межрайонной инспекции ФНС России №7 по Тульской области, администрации м.о. Киреевский район Тульской области, администрации м.о. г.Липки Киреевского района Тульской области о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования по закону,
установил:
на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с исполкомом Липковского горсовета, и соответствующего решения данного органа власти от ДД.ММ.ГГГГ, Колыхалову И.П. в бессрочное пользование под строительство индивидуального жилого дома предоставлен земельный участок, значащийся под номером №, по ул. <адрес>.
В 1959 году в период брака с Колыхаловой Е.П. на выделенном участке Колыхаловым И.П. возведен жилой дом, который в настоящее время имеет адрес: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Колыхалов И.П. умер. Постоянно и по день смерти он проживал в указанном выше жилом доме с сыном, Колыхаловым А.И., и женой, Колыхаловой Е.П.
ДД.ММ.ГГГГ умерла Колыхалова Е.П., постоянно по день смерти проживавшая здесь же с сыном, Колыхаловым А.И., который в настоящее время зарегистрирован по данному адресу один.
Никто из наследников умерших до настоящего времени к нотариусу с заявлением о принятии наследства (выдаче свидетельства о праве на наследство) не обратился, наследственные дела не заведены.
ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы администрации Липковского горсовета № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Колыхалова И.П. выдано свидетельство о праве собственности, бессрочного (постоянного) пользования землей №, на земельный участок, площадью 600 кв.м, по адресу: <адрес>.
В настоящее время земельный участок состоит на учете в государственном кадастре недвижимости, как предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, относящийся к землям населенных пунктов, имеющий указанные выше площадь и адрес. Правообладателем участка значится Колыхалов И.П. Границы участка в установленном порядке не определены.
Право собственности на жилой дом, а также земельный участок, в порядке, установленном ныне действующим законодательством, не зарегистрированы.
Первоначально Колыхалов А.И. обратился в суд с иском об установлении факта владения и пользования Колыхаловой Е.П. указанным выше земельным участком на праве собственности, признании за ним права собственности на участок и расположенный на нем жилой дом в порядке наследования по закону.
В ходе производства по делу истец, воспользовавшись положениями ст. 39 ГПК РФ, изменил свои требования: в уточненном исковом заявлении от 29.11.2010 года просил признать за ним право собственности на указанные выше объекты недвижимого имущества. В обоснование своих требований истец указал, что Колыхалова Е.П. фактически приняла наследство после смерти мужа, а он (истец) фактически также принял наследство после смерти матери, проживая в спорном жилом доме, неся расходы по его содержанию. Других наследников у его (истца) родителей не имеется. В свидетельстве о праве собственности на земельный участок в качестве правообладателя ошибочно указан его отец, умерший к моменту выдачи данного документа. На самом деле участком на праве собственности владела и пользовалась Колыхалова Е.П.
Истец в суд не явился, в своем письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. Действующий от его имени на основании доверенности представитель Захаров Д.А. уточненные исковые требования своего доверителя поддержал по изложены выше основаниям.
Ответчики – МРИ ФНС России №7 по Тульской области, администрация м.о. Киреевский район Тульской области, администрация г.Липки Киреевского района Тульской области – своих представителей в суд не направили, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены, в своих письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Ст. 527 ГК РСФСР, действовавшего на момент открытия наследства после смерти Колыхалова И.П., предусматривалось, что наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
Согласно ст. 532 ГК РСФСР, при наследовании по закону наследниками в равных долях являются в первую очередь - дети, супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.
Как устанавливалось ст. 546 ГК РСФСР, для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
Из установленных судом обстоятельств и приведенных правовых норм следует, что в случае смерти Колыхалова И.П. имело место наследование по закону, при этом Колыхалов А.И. и Колыхалова Е.П. являлись единственными его наследниками первой очереди, принявшими наследство и обладающими правом наследования. Доказательств обратному не представлено.
В силу ст. 1111 ГК РФ, наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
В соответствии со ст. 1141 ГК РФ, наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников по праву представления.
К наследникам по закону первой очереди ст.1142 ГК РФ относит детей, супруга и родителей наследодателя.
В силу ст.ст. 1152, 1153 ГК PФ для приобретения наследства наследник должен его принять, в частности, путем подачи по месту открытия наследства нотариусу заявления о принятии наследства либо о выдаче свидетельства о праве на наследство. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник, вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц.
Из данных правовых норм, действовавших на день открытия наследства после смерти Колыхаловой Е.П., и установленных обстоятельств следует, что в случае смерти Колыхаловой Е.П. имело место наследование по закону и ее единственным наследником первой очереди, обладающим правом наследования и принявшим наследство является истец.
В силу п.4 ст. 1152 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (аналогичную норму содержала ст. 546 ГК РСФСР).
Определяя состав наследственного имущества, суд исходит из следующего.
В силу ст. 1112 ГПК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу п. 1 ст. 256 ГК РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Как следует из содержания ст.ст. 33-34 СК РФ, законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Аналогичные правила содержал КоБС РСФСР, действовавший до 1995 года.
Согласно ст. 1150 ГК РФ, принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом. Прежде действовавший ГК РСФСР аналогичной нормы не содержал, однако, ст. 75 Основ законодательства о нотариате предусматривалось, что в случае смерти одного из супругов по письменному заявлению одного из супругов ему выдается свидетельство на половину общего имущества, нажитого во время брака. При этом по общему правилу ст. 39 СК РФ, ст. 256 п.4 СК РФ, доли супругов при определении долей в общем имуществе признаются равными, если договором между супругами не предусмотрено иное (норму аналогичного содержания включала ст. 21 КоБС РСФСР).
Суд установил, что в период брака с Колыхаловой Е.П. Колыхаловым И.П. возведен спорный жилой дом. Факт принадлежности супругам данного дома подтверждается техническим паспортом, справками о составе семьи Колыхалова И.П., Колыхаловой Е.П., иными документами, исследованными в судебном заседании. Доказательств обратному суду не представлено. То обстоятельство, что право собственности на жилой дом не было оформлено ими при жизни в усыновленном законом порядке, не может служить основанием к отказу во включении указанного объекта в состав наследственного имущества.
Изложенное приводит суд к выводу, что после смерти Колыхалова И.П. открылось наследство в виде ? доли в праве на указанный жилой дом, так что в условиях отсутствия законных оснований для отступления от принципа равенства долей наследников одной очереди применительно к данному случаю в порядке наследования Колыхаловой Е.П. и Колыхалову А.И. причиталось по ? доле в праве на жилой дом. Соответственно, на момент смерти Колыхаловой Е.П. ей принадлежали ? доли в праве собственности на жилой дом.
Что касается земельного участка, то, как видно из установленных обстоятельств, на момент предоставления спорного участка в собственность Колыхалов И.П. являлся умершим.
В постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ о его предоставлении указаний на конкретных собственников не содержится. Сведения в земельный кадастр, как видно из выписки из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, внесены ДД.ММ.ГГГГ на основании поименованного свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ.
Суду представлена копия заявления о перерегистрации права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого эти сведения внесены: из текста заявления видно, что оно изначально оформлялось на имя Колыхаловой Е.П. и подписано ею, содержит рукописные исправления.
Изложенное приводит суд к выводу о том, что свидетельство о праве собственности на спорный участок выдано на имя Колыхалова И.П. ошибочно, тогда как настоящим собственником являлась Колыхалова Е.П.
При таких обстоятельствах данный участок подлежит включению в наследственную массу после её смерти.
Следуя изложенным выше выводам относительно наследственных прав истца на имущество родителей, суд полагает возможным признать за ним право собственности на жилой дом и земельный участок, площадью 600 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.
Таким образом, проанализировав установленные по делу обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследовав собранные по делу доказательства, каждое в отдельности и в совокупности с другими доказательствами, оценив их относимость, допустимость и достоверность в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования законны, обоснованны и являются подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Колыхалова Александра Ивановича – удовлетворить.
Признать за Колыхаловым Александром Ивановичем право собственности в порядке наследования по закону на:
жилой дом, общей площадью 29,3 кв.м, жилой – 18.9 кв.м, подсобной – 10.4 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, - с надворными постройками при нем (инвентарный номер №);
земельный участок, площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, - относящийся к землям населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства (кадастровый номер №).
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: