РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2010 годагород Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Назарова В.В.,
при секретаре Синяевой И.А.,
с участием представителя ответчика ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» – Корявцевой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Протопопова Николая Александровича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на получение указанного звания и его присвоении,
у с т а н о в и л:
Протопопов Н.А. обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в присвоении ему звания «Ветеран труда», признать его право на получение указанного звания со дня обращения в органы соцзащиты – с ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика вынести решение о присвоении ему данного звания.
В обоснование заявленных требований Протопопов Н.А. указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», предоставив все необходимые документы. Однако ДД.ММ.ГГГГ в присвоении указанного звания ему было отказано, поскольку продолжительность его трудового стажа не соответствует требованиям Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». Он награжден ведомственными медалями «За отличия в службе 2й степени», «За службу 3й степени» и имеет трудовой стаж за выслугу лет <данные изъяты> месяцев в льготном исчислении, в связи с чем имеются предусмотренные законом основания для присвоения ему звания «Ветеран труда».
В судебное заседание истец Протопопов Н.А. не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» по доверенности – Корявцева Н.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что в соответствии с ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Необходимость соблюдения указанных условий для присвоения звания «Ветеран труда» установлена также Законом Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». Таким образом, помимо документов, подтверждающих награждение истца, ему также необходимо иметь трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Согласно ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» трудовым стажем, учитываемым при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, является суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Таким образом, трудовой стаж не может быть льготным. В силу Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. О наличии трудового стажа в данном случае речь не идет, тогда как наличие стажа не менее 25 лет является необходимым условием для присвоения звания «Ветеран труда».
Представитель третьего лица Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, аналогичные по своему содержанию возражениям ответчика, также просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица Департамента социального развития Тульской области.
Выслушав возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Протопопов Н.А. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, что подтверждается соответствующей справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной УФСИН России по Тульской области, из которой следует, что на ДД.ММ.ГГГГ трудовой стаж истца составляет в календарном исчислении <данные изъяты> дней; в льготном исчислении 23 года 07 месяцев 28 дней; общий трудовой стаж в календарном исчислении составляет <данные изъяты> дней
Наличие указанного трудового стажа подтверждается также записями в трудовой книжке Протопопова Н.А.
Как усматривается из наградных удостоверений, выданных истцу, последний награжден на основании приказов начальника УФСИН России по Тульской области медалями «За службу 3й степени» (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ), «За отличие в службе 2й степени» (приказ №-лс от ДД.ММ.ГГГГ)
Таким образом, Протопопов Н.А. награжден медалями, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», что ответчиком не оспаривалось.
ДД.ММ.ГГГГ Протопопов Н.А. обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы, однако письмом ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» от ДД.ММ.ГГГГ г. истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по тем основаниям, что у него отсутствует трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии (25 лет для мужчин) и необходимый для присвоения звания «Ветеран труда».
Между тем, суд полагает, что указанная позиция, поддержанная в судебном заседании представителем ГУ ТО «УСЗН Киреевского района», является несостоятельной и не основанной на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются, в том числе лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
22.08.2004 г. в данный Закон были внесены изменения, согласно которым порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (п.4 ст.7 Закона).
Таким образом, указанные полномочия были делегированы федеральным законодателем субъектам РФ.
В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области был принят Закон Тульской области № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», исходя из положений п.1 ст.1 которого, условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:
1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Как предусмотрено п.3 ст.2 данного Закона лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Таким образом, Закон Тульской области № 797-ЗТО не изменил правовых оснований и условий присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах».
Как установлено п.2 Постановления Администрации Тульской области от 08.05.2007 г. № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.
В соответствии со ст.1 Закона Тульской области № 797-ЗТО условиями присвоения звания «Ветеран труда» является наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Право на пенсию согласно ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» имеют граждане РФ при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Статьей 4 данного Закона установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены, в том числе и военнослужащие.
Согласно ст.5 Закона назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия.
Пенсия за выслугу лет назначается гражданам, указанным в подп.1, 2, 6 и 7 п.1 ст.4 настоящего Федерального закона, то есть: федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, гражданам из числа космонавтов, гражданам из числа работников летно-испытательного состава, к числу которых относится и истец, являясь военнослужащим, поскольку в силу ст.2 названного Закона сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы приравнены к военнослужащим.
Как предусмотрено ст.8 данного Закона, пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим назначается в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Исходя из положений данного Закона РФ (в последней редакции), право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в ст.1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;
б) лица, указанные в ст.1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» ч.1 настоящей статьи, в общий трудовой стаж включаются:
а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Протопопов Н.А. является действующим работником УФСИН России по Тульской области и имеет право на пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной УФСИН России по Тульской области.
Таким образом, приведенными нормами Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» достоверно подтверждено наличие у истца права на получение государственного пенсионного обеспечения.
При этом, само по себе право истца на пенсию по выслуге лет в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует о возможности реализации истцом вышеуказанного права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона РФ, что основано на положениях статей Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ.
В связи с этим, суд не может рассматривать указанное обстоятельство, как исключающее право истца на присвоение звания «Ветеран труда».
Изложенное свидетельствует о том, что ответчиком ошибочно истолкованы положения ранее указанных норм материального права, что привело к неправомерному и безосновательному ограничению прав истца на присвоение звания «Ветеран труда».
Статьи 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Таким образом, Протопопов Н.А. на момент обращения в органы социальной защиты населения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имел необходимый трудовой стаж и был награжден ведомственными наградами, что в совокупности дает ему право на присвоение звание «Ветеран труда».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отказ ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» в присвоении Протопопову Н.А. звания «Ветеран труда» не соответствует требованиям закона.
Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 г. № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги.
В соответствии с данным регламентом, результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане РФ, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда».
Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган Департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда».
В связи с этим суд полагает необходимым обязать ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» выдать истцу удостоверение «Ветеран труда».
В то же время, поскольку обращение Протопопова Н.А. было рассмотрено ответчиком в установленном порядке, в связи с чем имеется спор о праве истца на присвоение звания «Ветеран труда», разрешаемый в судебном порядке, право на выдачу удостоверения истец приобретает после вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Протопопова Николая Александровича удовлетворить в части.
Признать за Протопоповым Николаем Александровичем право на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» присвоить Протопопову Николаю Александровичу звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней.
Судья