решение от 22.12.2010 о признании права пользования жилым помещением на условиях договора найма (социального найма)...



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2010 годагород Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе

председательствующего Семеновой Т.Е.,

при секретаре Лазукиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1307/10 по иску Киреевой Анастасии Николаевны к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области, администрации муниципального образования Богучаровское Киреевского района Тульской области о признании права пользования жилым помещением на условиях договора найма (социального найма), признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Киреева А.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области, администрации муниципального образования Богучаровское Киреевского района Тульской области о признании за ней права пользования жилым помещением – частью жилого дома за №, лит.А, общей площадью 95,2 кв.м., в том числе жилой площадью 49, 5 в.м., с пристройкой лит.а, площадью 20,3 кв.м. по <адрес> на условиях договора найма жилого помещения по состоянию на 01.01.2002 года и на условиях договора социального найма – с 01.03.2005 года, признании за ней права собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование заявленных требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время постоянно проживает, а с ДД.ММ.ГГГГ - состоит на регистрационном учете по месту жительства в жилом помещении – части жилого дома (<адрес>), лит.А, общей площадью 95,2 кв.м., в том числе жилой площадью 49,5 кв.м, с пристройкой лит.а, площадью 20,3 кв.м., расположенном в двухэтажном крупнопанельном жилом <адрес>, 1992 года постройки, по <адрес> <адрес>. Документы (в том числе, ордер), подтверждающие факт предоставления указанного жилого помещения, не сохранились. В данном жилом помещении на регистрационном учете по месту жительства также состоят и проживают мать истца – Киреева В.М. и брат – Киреев И.Н. Названные лица не возражают против оформления только за истцом права собственности на занимаемое ими жилое помещения в порядке приватизации. Договор социального найма с ней (истцом) не заключался в связи с отсутствием ордера, дающего право занимать указанное жилое помещение. Иного жилья на каком-либо вещном праве она не имеет. В виду отсутствия документов, подтверждающих ее право на указанный объект недвижимого имущества, она лишена возможности реализовать свое право приобрести жилое помещение в собственность в порядке приватизации.

Истец Киреева А.Н. в суд не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена, в своем письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Ответчики – администрация муниципальное образование Киреевский район Тульской области и администрация муниципального образования Богучаровское Киреевского района Тульской – своих представителей в суд не направили, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены, в своих заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, указали, что исковые требования признают.

Третьи лица – Киреева В.М. и Киреев И.Н. – в суд не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены, представили письменные заявления с просьбами о рассмотрении дела в их отсутствие, с указанием о том, что не возражают против удовлетворения исковых требований.

На основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Киреева А.Н. - с ДД.ММ.ГГГГ, Киреева В.М. (мать истца) - с ДД.ММ.ГГГГ, Киреев И.Н. (брат Киреевой А..Н.) - с ДД.ММ.ГГГГ состоят на регистрационном учете в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

По данным, отраженны в справке-паспорте на объект, расположенный по данному адресу, права на него не зарегистрированы.

Иного жилья на праве собственности за Киреевой А.Н. не зарегистрировано.

Установленные обстоятельства, подтверждаются выпиской из домовой книги, копиями паспортов Киреевой А.Н., Киреевой В.М. и Киреева И.Н. с отметками УФМС РФ по ТО о регистрации, справками с места жительства, иными документами, исследованными в судебном заседании. Доказательств обратному суду не предоставлено.

Разрешая заявленные требования в пределах, установленных ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд исходит из следующего.

Ч.1 ст.40 Конституции РФ гласит: Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст.5 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего с 24.06.1983 г., жилищный фонд включал в себя: государственный фонд, общественный фонд, фонд жилищно-строительных кооперативов, индивидуальный фонд, а также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям.

Исходя из положений ст.ст.50, 51 ЖК РСФСР, пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер.

Ст.47 ЖК РСФСР устанавливалось, что на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдавал гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

По смыслу приведенных положений закона, основанием для заключения договора найма жилого помещения являлся ордер, выданный на основании решения местного исполкома.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение должно быть пригодно для постоянного проживания граждан

ЖК РФ к жилым помещениям относит: жилой дом, часть жилого дома, квартиру, часть квартиры, комнату, - причем жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ст. 16 ЖК РФ).

Из приведенных правовых норм следует, что жилым домом (частью) признается изолированная постройка (строение) (часть строения), предназначенная для проживания людей и отвечающая соответствующим строительным, техническим, противопожарным, санитарно-гигиеническим требованиям.

Как видно из справки №4775, выданной администрацией м.о.Богучаровское Киреевского района Тульской области 22.10.2010 года, и доказательств обратному не имеется, документы на выделение жилья по адресу: <адрес>, - в архиве администрации м.о.Богучаровское Киреевского района Тульской области не сохранились. Факт отсутствия таких документов подтверждается данными справки-паспорта на спорный объект, сообщением Управления Росреестра от 28.09.2010 года об отсутствии зарегистрированных прав на него. Такое положение дел в силу приведенных выше норм права исключало заключение между истцом и жилищно-эксплуатационной организацией, а в дальнейшем - управляющей организацией, договора найма (социального найма).

Согласно положениям Федерального закона РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Жилищный кодекс РФ исключил ранее предусмотренный ЖК РСФСР порядок предоставления гражданам жилых помещений на условиях найма, установив иной порядок предоставления жилых помещений, относящихся к государственному или муниципальному жилищному фонду – на условиях социального найма (ст.60 ЖК РФ).

Возможность заключения договора найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования – договора социального найма – предусматривается также ст. 672 ГК РФ, п.3 которой установлено, что договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством.

Помимо того, частью 1 ст.63 ЖК РФ предусмотрено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Факт отсутствия таких решений, принятых по вступлении в законную силу ЖК РФ, на спорную часть дома доказан поименованной выше справкой об отсутствии сведений о выделении истцу вышеуказанной квартиры, и доказательств обратному не имеется.

Между тем, как следует из письменных материалов дела, и в частности подтверждается, справками администрации м.о.Богучаровское Киреевского района Тульской области от 22.10.2010 года о составе семьи, проживающей в данном жилом помещении, Киреева А.Н., Киреева В.М. и Киреев И.Н. проживали здесь, - то есть фактически осуществляли права и исполняли обязанности нанимателей жилого помещения, установленные ст.ст.51, 53, 55 ЖК РСФСР (с 01.03.2005 г. – ст.67 ЖК РФ).

Обстоятельств, свидетельствующих об обратном, судом не установлено.

Документально подтвержденных сведений о принадлежности указанного жилого помещения к индивидуальному жилому фонду, либо фонду жилищно-строительных кооперативов, либо его отнесения к государственно-колхозным или иным государственно-кооперативным объединениям, у суда не имеется.

Из письменных материалов дела (справок администрации м.о. Богучаровское Киреевского района Тульской области, сообщений Управления Росреестра и органа технической инвентаризации об отсутствии сведений о правах на недвижимое имущество) суд также установил, что иного жилья на каком-либо вещном праве за Киреевой А.Н., Киреевой В.М. и Киреевым И.Н. не зарегистрировано, ранее в приватизации они не участвовали. Доказательств обратному не представлено.

Совокупность приведенных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что Киреева А.Н. и члены ее семьи фактически владели и пользовались частью жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, - на условиях договоров найма жилого помещения, а с 01.03.2005 г. – на условиях договоров социального найма, а указанные договора не были заключены с ними по независящим от воли сторон обстоятельствам. Отсутствие надлежащего оформления соответствующих правоотношений применительно к рассматриваемому случаю не может рассматриваться в качестве основания к отказу в признании за истцом заявленных жилищных прав.

Разрешая требования истца о признании за ним права собственности на вышеуказанное жилое помещение в порядке приватизации, суд исходит вышеизложенного и нижеследующего.

Согласно ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

На основании ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» №1541 - 1 от 04.07.1991г., граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 6 данного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статей 7 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст. 11 указанного Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

Суд установил, что истец владеет спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, ранее не участвовала в приватизации, - то есть, сохранила право на однократную приватизацию, иного жилья на праве собственности (другом вещном праве) не имеет, занимаемое ею жилье отнесено к муниципальному жилищному фонду.

С учетом требований, установленных Законом РФ «О приватизации жилищного фонда» применительно к рассматриваемому делу каких-либо оснований для ограничения права истца на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации не установлено.

Учитывая, что Киреева В.М. и Киреев И.Н. в своих письменных заявлениях указали, что согласны с заявленными требованиями, тем самым, выразив нежелание участвовать в приватизации, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования истца о признании за ней права собственности на часть жилого дома в порядке приватизации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Киреевой Анастасии Николаевны – удовлетворить.

Признать за Киреевой Анастасией Николаевной право пользования на условиях договора найма жилого помещения по состоянию на 01.01.2002 года, а с 01.03.2005 года – на условиях договора социального найма жилого помещения - частью жилого <адрес>), состоящей из: строения - лит.А, общей площадью 95.2 кв.м., в том числе жилой площадью - 49.5 кв.м., пристройки - лит.а, площадью 20,3 кв.м, - расположенной по <адрес> <адрес>.

Признать за Киреевой Анастасией Николаевной право собственности на часть жилого <адрес>), состоящую из: строения - лит.А, общей площадью 95.2 кв.м., в том числе жилой площадью - 49.5 кв.м., пристройки - лит.а, площадью 20,3 кв.м, - расположенную по <адрес> <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: