Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е МР О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
27 декабря 2010 годаг.Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Лазукиной Т.А.,
с участием истца – Володина Г.А.,
представителей ответчика – ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе по доверенностям – Поповой И.В., Клепиковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1259/10 по иску Володина Володина Г.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе Тульской области о признании незаконным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии, признании права на досрочную трудовую пенсию как педагогическому работнику,
установил:
Володин Г.А. с августа ДД.ММ.ГГГГ года осуществлял педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года - учителем физического воспитания в <данные изъяты> средней школе №<данные изъяты>;
с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года – учителем физкультуры (руководителя физвоспитания) в Киреевской средней школе №<данные изъяты> (МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа №<данные изъяты>»),
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Володин Г.А. проходил службу в рядах Советской Армии по призыву, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на курсах повышения квалификации.
18.10.2010 года Володин Г.А. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе Тульской области заявлением о назначении пенсии досрочно, в чем решением указанного пенсионного органа от 27.10.2010 года №349 ему было отказано за отсутствием необходимого стажа.
Не согласившись с данным отказом, Володин Г.А. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе Тульской области о признании незаконным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии, признании права на досрочную трудовую пенсию как педагогическому работнику, обязании ответчика включить в его педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – службы в рядах Советской Армии, из расчета один день военной службу за два дня работы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период с момента увольнения в запас из рядов Советской Армии до устройства на работу по специальности, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды нахождения на курсах повышения квалификации, и назначить ему пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Володин Г.А. свои требования поддержал по изложенным выше основаниям.
Представители ответчика - ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе по доверенности – Попова И.В., Клепиковой Н.В. – в суде иск не признали.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
По общему правилу ст. 7 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, отказывая в назначении истцу пенсии досрочно, ответчик исходил из того, что Федеральный закон №173-ФЗ не предусматривает возможности включение в специальный стаж периода службы в Армии, а также периодов прохождения курсов повышения квалификации. Принятый к зачету стаж истца определен в 23 года 4 месяца и 27 дней.
Между тем, положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В указанный период прохождения истцом воинской службы действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы Володина Г.А. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ 2О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
В абзаце 1 пункта 3 статьи 10 Закона содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи 10 Закона "О статусе военнослужащих" предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.
Что касается периода прохождения курсов повышения квалификации, то Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Из изложенного следует, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации также подлежит включению в его стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
По указанным выше основаниям отказа ответчика в назначении пенсии истцу суд не может признать обоснованным.
Как установил суд, первоначальное обращение истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии последовало 18.10.2010 года. Так как на день обращения с учетом указанных выше периодов его специальный стаж составит более 25 лет, на момент обращения он имел право на получение пенсии досрочно. Следовательно, за истцом следует признать право на назначение пенсии досрочно, которому корреспондирует обязанность пенсионного органа назначить такую пенсию с указанной даты.
Таким образом, исковые требования Володина Г.А. суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Володина Володина Г.А. – удовлетворить.
Признать отказ ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе Тульской области о досрочном назначении пенсии Володину Володину Г.А. № от ДД.ММ.ГГГГ – незаконным.
Признать за Володина Г.А. право на досрочную трудовую пенсии как педагогическому работнику.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе Тульской области включить в педагогический стаж Володина Володина Г.А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – службы в рядах Советской Армии, из расчета один день военной службу за два дня работы;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – с момента увольнения в запас из рядов Советской Армии до устройства на работу по специальности;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –нахождения на курсах повышения квалификации
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе Тульской области назначить Володину Володину Г.А. пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: