РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2011 годагород Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Назарова В.В.,
при секретаре Синяевой И.А.,
с участием истицы Петровой Г.Г. и ее представителя – Сосны П.В., а также представителя ответчика администрации МО Киреевский район Тульской области – Амочкиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Глюсы Гарифуловны к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области и администрации муниципального образования Приупское Киреевского района о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Петрова Г.Г. обратилась в суд с иском к администрации МО Киреевский район Тульской области и администрации МО Приупское Киреевского района, в котором просит обязать ответчиков предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение.
В обоснование заявленных требований истица указала, что зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Постановлением и.о.главы администрации Киреевский район Тульской области № от 10.09.2001 г. указанный жилой дом был отнесен к категории ветхих, непригодных для проживания и включен в областную программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, а она была включена в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, до настоящего времени иное благоустроенное жилье ей не предоставлено. Со ссылками на положения ст.ст.57, 87, 89 ЖК РФ полагала, что у ответчиков возникла обязанность по предоставлению ей вне очереди благоустроенного жилого помещения.
В судебном заседании Петрова Г.Г., а также ее представитель, допущенный судом к участию в деле на основании ч.6 ст.53 ГПК РФ, – Сосна П.В. поддержали исковые требования по основаниям, приведенным в иске.
Представитель ответчика администрации МО Киреевский район Тульской области по доверенности – Амочкина О.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по тем основаниям, что надлежащим ответчиком должна являться администрация МО Приупское Киреевского района, поскольку решением Собрания представителей МО Киреевский район Тульской области от 29.01.2008 г. № было дано согласие на передачу МО Приупское Киреевского района безвозмездно в собственность жилищного фонда, расположенного на территории МО Приупское Киреевского района. Несмотря на то, что администрация МО Приупское не подписала акт приема-передачи указанного имущества, фактически она осуществляет распоряжение жильем, поскольку предоставляет его гражданам по договорам социального найма.
Представитель соответчика администрации МО Приупское Киреевского района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался в установленном порядке, о причине неявки в суд не сообщил, возражений по иску не представил.
На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя соответчика – администрации МО Приупское Киреевского района.
Выслушав пояснения истицы, а также ее представителя, возражения представителя ответчика администрации МО Киреевский район Тульской области, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 21.11.1978 г. истице Петровой (Шаповаловой) Г.Г. исполкомом Приупского поселкового совета депутатов был выдан ордер на право получения двух комнат жилой площадью 25,8 кв.м., расположенных в <адрес> в <адрес>, на семью из четырех человек.
Из поквартирной карточки усматривается, что жилая площадь занимаемой нанимателем Петровой Г.Г. и членами ее семьи <адрес> составляет 62,3 кв.м.
Как следует из справки МО Приупское Киреевского района от 14.05.2010 г., документы, подтверждающие факт расширения выделенной Петровой Г.Г. жилплощади, не сохранились.
Между тем, из выписки из лицевого счета, открытого управляющей жилищной организацией – ООО «Управляющая компания КомСервис», следует, что площадь занимаемых в настоящее время истицей Петровой Г.Г. жилых помещений – квартир №№ 5 и 6 в <адрес> в <адрес>, составляет 111,7 кв.м.
В соответствии со ст.ст.50, 51 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в различных редакциях в период с 24.06.1983 г. по 01.03.2005 г., пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения между наймодателем и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер.
01.03.2005 г. вступил в силу действующий в настоящее время Жилищный кодекс (ЖК) РФ, которым предусмотрено право предоставления жилых помещений по договору социального найма.
На основании ст.ст.49, 60 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.12.2010 г., за Петровой Г.Г. зарегистрировано право собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
По данному адресу Петрова Г.Г. временно зарегистрирована по месту пребывания на срок с 30.01.2008 г. по 30.01.2011 г.
Таким образом, истица имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес>, при этом право собственности на указанное жилое помещение за ней не зарегистрировано, в связи с чем она пользуется данным жилым помещением на условиях договора социального найма (найма).
Постановлением администрации МО <адрес> от 10.09.2001 г. №, жилой <адрес> был признан ветхим и непригодным для проживания.
Согласно ст.51 Жилищного кодекса (ЖК) РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Приведенной нормой закона установлены основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Имеющееся в собственности истицы жилое помещение – двухкомнатная <адрес> также была признана ветхой, непригодной для проживания на основании постановления и.о.главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, Петрова Г.Г. не имеет в собственности какого-либо жилья, пригодного для проживания, не является нанимателем иного жилья по договору социального найма либо членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При таких обстоятельствах, истица действительно является лицом, нуждающимся согласно ст.51 ЖК РФ в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, при этом как усматривается из справки администрации МО Приупское Киреевского района от 22.12.2010 г., Петрова Г.Г. состоит на очереди на получение жилья в МО Приупское Киреевского района на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ
Между тем, в силу ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне.
Приведенная норма закона на ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в списки граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
При таких обстоятельствах, истица приобрела право именно на внеочередное предоставление жилого помещения, в связи с чем ее включение в общую очередь лиц, претендующих на предоставление жилья, либо предоставление жилья в зависимости от реализации такого права иными лицами равной категории, не соответствует требованиям закона, нарушает права и законные интересы Петровой Г.Г., в связи с чем суд полагает ее исковые требования подлежащими удовлетворению.
При этом законом установлены определенные требования к жилому помещению, предоставляемому в связи с признанием дома непригодным для проживания.
Так ст.87 ЖК РФ предусмотрено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Исходя из положений ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
При таких обстоятельствах, с момента признания занимаемого истицей жилого помещения непригодным для проживания, у Петровой Г.Г. возникло право именно на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому жилью.
В соответствии со ст.55 ЖК РФ граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете.
Решением Собрания представителей МО Киреевский район от 29.01.2008 г. № было дано согласие на передачу муниципальному образованию Приупское Киреевского района безвозмездно в собственность жилищного фонда, расположенного на территории МО Приупское Киреевского района.
Из данных в судебном заседании показаний свидетеля ФИО6, являющейся <данные изъяты> <адрес>, следует, что муниципальный жилищный фонд, находящийся на территории МО Приупское Киреевского района, был фактически передан в ведение данного муниципального образования, осуществляющего в настоящее время полномочия по его распоряжению, в том числе по предоставлению жилья гражданам на основании договоров социального найма.
По смыслу ст.60 ЖК РФ наймодателем жилого помещения по договору социального найма может выступать исключительно собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо.
Вместе с тем, порядок передачи муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Тульской области, установлен Законом Тульской области от 09.06.2008 г. № 1014-ЗТО «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами» (в редакции от 10.11.2010 г. № 1494-ЗТО).
Согласно ст.1 данного Закона разграничение муниципального имущества между муниципальными образованиями осуществляется постановлением администрации Тульской области, принятым по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В силу ст.5 Закона право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Законом, возникает у принимающей стороны с момента подписания сторонами акта приема-передачи.
Между тем, из пояснений представителя ответчика – администрации МО Киреевский район Тульской области следует, что акт приема-передачи от администрации МО Киреевский район в собственность МО Приупское Киреевского района муниципального жилого фонда, расположенного на территории МО Приупское Киреевского района, сторонами не подписывался.
Также судом не установлено каких-либо сведений, подтверждающих надлежащую передачу указанного имущества в собственность МО Приупское Киреевского района, до вступления в силу Закона Тульской области от 09.06.2008 г. № 1014-ЗТО.
Как предусмотрено ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) полномочия по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, относятся к компетенции муниципальных поселений.
В то же время полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к компетенции муниципальных районов (ст.15 Закона).
Принимая во внимание затруднительность определения муниципального образования, в ведении которого в настоящее время находится жилой фонд, расположенный на территории МО Приупское Киреевского района, суд полагает возможным возложить обязанность по предоставлению Петровой Г.Г. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на обоих ответчиков, что позволит устранить правовую неопределенность при реализации истицей принадлежащих ей жилищных прав.
Исходя из положений ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 настоящего Кодекса.
Учитывая удовлетворение исковых требований в полном объеме к обоим ответчикам, а также то обстоятельство, что взыскание судебных расходов в солидарном порядке с нескольких ответчиков, законом не предусмотрено, суд полагает возможным взыскать в пользу истицы Петровой Г.Г. расходы по оплате государственной пошлины за подачу искового заявления в суд, в равных долях с обоих ответчиков, что составит 200 рублей/ 2 = 100 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Петровой Глюсы Гарифуловны удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Киреевский район Тульской области и администрацию муниципального образования Приупское Киреевского района вне очереди предоставить Петровой Глюсе Гарифуловне благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому.
Взыскать с администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области в пользу Петровой Глюсы Гарифуловны расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 рублей.
Взыскать с администрации муниципального образования Приупское Киреевского района в пользу Петровой Глюсы Гарифуловны расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней.
Судья