решение от 20.01.2011 о взыскании сумм ежемесячных денежных выплат



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2011 годагород Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Назарова В.В.,

при секретаре Синяевой И.А.,

с участием истца Самсонова Е.Н., а также представителя ответчика УПФ (ГУ) РФ в Киреевском районе Тульской области – Околоты Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самсонова Евгения Николаевича к Управлению Пенсионного Фонда (ГУ) РФ в Киреевском районе Тульской области о взыскании сумм ежемесячных денежных выплат,

у с т а н о в и л:

Самсонов Е.Н. обратился в суд с иском к УПФ (ГУ) РФ в Киреевском районе Тульской области, в котором просит взыскать с ответчика сумму единовременных денежных выплат (далее – ЕДВ) в связи с проживанием (работой) в зоне со льготным социально-экономическим статусом в размере 5634 рублей 45 копеек за период с 01.06.2008 г. по 17.01.2010 г.

В обоснование заявленных требований истец указал, что с 2005 г. он являлся получателем ЕДВ в связи с проживанием (работой) в зоне со льготным социально-экономическим статусом. В январе 2010 г. он обратился в УПФ (ГУ) РФ в Киреевском районе Тульской области с заявлением, в котором просил выплатить ему ЕДВ за проживание и работу в зоне со льготным социально-экономическим статусом за период с 01.06.2008 г. по 17.01.2010 г., поскольку ему стало известно, что данные выплаты были прекращены в мае 2008 г. Однако в выплате ЕДВ ему было отказано. Из письма Пенсионного Фонда следует, что он утратил право на получение ЕДВ в связи с тем, что был снят с регистрационного учета в г.Киреевске в апреле 2008 г. Между тем, законом предусмотрена утрата права на получение ЕДВ только в том случае, если получатель денежных средств выехал из местности, проживание в которой дает право на получение указанной льготы, в местность, не подвергшуюся воздействию радиации. Он снялся с регистрационного учета в <адрес> и зарегистрировался по месту жительства в <адрес>, то есть в зоне проживания с правом на отселение, что также является основанием для получения единовременной денежной выплаты. Кроме того, в указанный период он не менял место работы в ОАО «<данные изъяты> также расположенный в зоне со льготным социально-экономическим статусом. При этом ответчик не мог не располагать сведениями о месте его работы, поскольку регулярно получает пенсионные отчисления от его работодателя.

Представитель ответчика УПФ (ГУ) РФ по Киреевскому району Тульской области по доверенности – Околота Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Самсонова Е.Н., пояснила, что с 01.01.2005 г. Самсонов Е.Н. является получателем ЕДВ по категории «096», как лицо постоянно проживающее (работающие) на территории со льготным социально-экономическим статусом на основании п. 6 ч.1 ст.13 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Указанные выплаты носят заявительный характер. В соответствии с п.16 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 г. № 294 (далее – Порядок осуществления ЕДВ), единовременная денежная выплата назначается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на единовременную денежную выплату, в соответствии с законодательством РФ. 04.05.2008 г. в Пенсионный фонд поступили сведения из <данные изъяты> о лицах, снятых с регистрационного учета за апрель 2008 г., из которых следовало, что Самсонов Е.Н. изменил место своей регистрации с <адрес>. Документального подтверждения факта регистрации истца по новому месту жительства, а также факта его работы на территории со льготным социально-экономическим статусом в распоряжении пенсионного фонда не имелось. Снятие с регистрационного учета по месту жительства на территории зоны радиоактивного загрязнения в силу п.29 Порядка осуществления ЕДВ относится к числу обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ЕДВ. Кроме того, одновременно с переменой места жительства у Самсонова Е.Н. изменился статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, поскольку <адрес> относится к зоне с правом на отселение. Начисление сумм ЕДВ производится на основании документов выплатного дела и иных документов, поступивших в распоряжение территориального органа Пенсионного Фонда. Таким образом, в связи с утратой истцом права на получение ЕДВ по категории «096», выплата денежных средств была приостановлена. Продление выплаты ЕДВ производится путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. 18.01.2010 г. Самсонов Е.Н. обратился в Пенсионный Фонд с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории «095», как гражданин, постоянно проживающий (работающий) в зоне с правом на отселение. В настоящее время Самсоновым Е.Н. были представлены документы, подтверждающие факт работы на территории со льготным социально-экономическим статусом в период с мая 2008 г. по январь 2010 г., а именно: копия трудовой книжки, заверенная работодателем; справка из администрации предприятия. Однако, истец не реализовал свое право на получение ЕДВ по категории «096» в связи с работой на территории со льготным социально-экономическим статусом за период с мая 2008 г. по январь 2010 г.

Выслушав пояснения истца Самсонова Е.Н., а также возражения представителя ответчика УПФ (ГУ) РФ по Тульской области – Околоты Е.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Самсонов Е.Н. с 01.01.2005 г. являлся получателем единовременной денежной выплаты (ЕДВ), осуществляемой УПФ (ГУ) РФ по Тульской области, что подтверждается документами выплатного дела, в частности заявлением Самсонова Е.Н. о выплате и доставке ЕДВ от 22.11.2004 г. и платежными документами – распоряжениями о перечислении денежных средств на счет получателя с момента назначения выплаты до мая 2008 г. включительно.

В соответствии со ст.3 Закона РФ (далее – Базовый Закон) от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями), гражданам РФ гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на ЧАЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

При наличии у гражданина РФ права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину РФ только по одному из оснований по его выбору.

Согласно ст.7 действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на ЧАЭС: из которых в 1986 г. и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 г. среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 г. плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.

Таким образом, основанием для получения мер социальной поддержки на основании указанного нормативно-правового акта, является постоянное нахождение граждан на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Из пояснений сторон, а также материалов выплатного дела следует, что выплата денежных средств Самсонову Е.Н. была прекращена в июне 2008 г. в связи с изменением места его регистрации.

Из справки управляющей жилищной организации <данные изъяты>» усматривается, что Самсонов Е.Н. был зарегистрирован по адресу: <адрес> в период с 26.04.1986 г. по 29.04.2008 г.

04.05.2008 г. Самсонов Е.Н. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается соответствующей отметкой о регистрации в паспорте истца, а также справкой администрации МО <адрес>.

В силу п.7 и п.8 ст.13 Базового Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение; граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Исходя из Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582, г.Киреевск Тульской области расположен в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, а <адрес> расположено в зоне проживания с правом на отселение.

Таким образом, в период с момента назначения ЕДВ и до 29.04.2008 г. истец Самсонов Е.Н. был зарегистрирован в населенном пункте, расположенном в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, а в период с 04.05.2008 г. по настоящее время – в населенном пункте, расположенном в зоне проживания с правом на отселение.

Как предусмотрено ст.ст.18, 19 Базового Закона, одной из мер социальной поддержки граждан проживающих (работающих) в зоне проживания с правом на отселение и в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом является ежемесячная денежная компенсация, при этом размер данной компенсации в данном случае был бы одинаков для Самсонова Е.Н., независимо от изменения зоны проживания.

Кроме того, судом установлено, что в период с 18.07.1993 г. до настоящего времени Самсонов Е.Н. работает в <данные изъяты> расположенном в <адрес>, что подтверждается записями в трудовой книжке.

В соответствии с п.2 Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 907, для получения компенсации получатель компенсации подает по месту постоянного проживания в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ, заявление (с указанием почтового адреса или реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации), к которому прилагаются следующие документы:

а) заверенная копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки;

б) заверенная копия свидетельства о рождении (для лиц, находившихся на территориях зоны проживания с правом на отселение, зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом и зоны отселения до их переселения в другие районы в состоянии внутриутробного развития и родившихся до 1 апреля 1987 г.);

в) справка с места постоянного проживания с указанием периода проживания в зоне радиоактивного загрязнения (справка с места работы с указанием периода работы в зоне радиоактивного загрязнения).

Таким образом, реализация гражданами, имеющими право на получение ЕДВ в связи с проживанием в зонах радиоактивного загрязнения, действительно носит заявительный характер.

Между тем, истец Самсонов Е.Н. реализовал указанное право, обратившись в уполномоченный орган Пенсионного Фонда РФ с заявлением от 22.11.2004 г. о назначении ему ЕДВ, и являлся получателем денежных средств до мая 2008 г., то есть до момента прекращения выплат в связи с изменением места регистрации.

Согласно Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденному Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 г. № 294, граждане могут обращаться за ежемесячной денежной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.12).

Ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами (п.14).

Ежемесячная денежная выплата назначается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством РФ (п.16).

При таких обстоятельствах, в случае реализации истцом права на получение ЕДВ путем обращения в уполномоченный орган с соответствующими документами, и признания за ним указанного права, оно должно быть сохранено на весь период, в который льготополучатель отнесен к категории лиц, предусмотренной Базовым Законом.

В силу п.38 Порядка осуществления ЕДВ, граждане, имеющие право на получение ежемесячной денежной выплаты, обязаны безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда РФ об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.

Со ссылкой на приведенную норму, представитель ответчика полагал, что истец Самсонов Е.Н. утратил право на получение ЕДВ в связи с изменением места регистрации без уведомления уполномоченного органа Пенсионного фонда.

Между тем, снятие истца с регистрационного учета в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом и его регистрация в зоне проживания с правом на отселение, фактически не повлекли бы за собой изменение размера ЕДВ, поскольку в данном случае размер указанных выплат был бы одинаков для обеих категорий льготополучателей и не является основанием для прекращения выплат.

Кроме того, из материалов выплатного дела следует, что в справке о снятии Самсонова Е.Н. с регистрационного учета в <адрес>, поступившей в УПФР (ГУ) РФ по Киреевскому району Тульской области 04.05.2008 г., одновременно было указано новое место регистрации в <адрес>, что позволяло уполномоченному органу установить изменение оснований для выплаты истцу ЕДВ (на категорию «095»), без изменения размера самой выплаты. Поскольку содержащиеся в данной справке сведения о снятии истца с регистрационного учета в <адрес> послужили основанием для прекращения перечисления ЕДВ, то сведения о регистрации Самсонова Е.Н. по иному адресу в <адрес> также могли быть учтены уполномоченным органом на основании того же документа.

При этом п.8 ст.13 Базового Закона относит к числу лиц, имеющих право на получение ЕДВ, не только граждан, проживающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом, но и граждан, работающих в указанной зоне, не дифференцируя при этом правовые основания для назначения соответствующих выплат, либо размер указанных выплат.

В распоряжениях о перечислении истцу денежных средств по категории «096», льготополучатель указан именно как лицо, проживающее (работающее) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, при этом судом был установлен, а ответчиком не оспаривался факт работы Самсонова Е.Н. на территории с льготным социально-экономическим статусом, в том числе в период с мая 2008 г. по январь 2010 г. включительно.

При таких обстоятельствах, суд полагает несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что при изменении места регистрации, истец утратил право на ЕДВ как лицо, не реализовавшее свое право на получение данных выплат.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 11.07.2006 г. № 403-О, а также Постановлениях от 01.12.1997 г. № 18-П и от 19.06.2002 г. № 11-П, не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

С учетом изложенного, Самсонов Е.Н. сохранил право на получение ЕДВ в период с 01.06.2008 г. по 17.01.2010 г., при этом представленный истцом расчет указанных денежных средств в размере 5634 рублей 45 копеек является обоснованным, проверен судом и соответствует положениям ст.ст.5, 19 Базового Закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Самсонова Евгения Николаевича удовлетворить.

Взыскать с Управления Пенсионного Фонда (ГУ) РФ в Киреевском районе Тульской области в пользу Самсонова Евгения Николаевича ежемесячные денежные выплаты за период с 01 июня 2008 года по 17 января 2010 года в сумме 5634 рублей 45 копеек.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульский области в течение 10 дней.

Судья