Решение от 25.01.2011. о признании бездействия незаконным, о постановке бесхозяйных гидротехнических сооружений на учет



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2011 годагород Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Назарова В.В.,

при секретаре Синяевой И.А.,

с участием представителя истца помощника Киреевского межрайонного прокурора Крицыной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киреевского межрайонного прокурора Тульской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования город Киреевск Тульской области о признании бездействия незаконным, о постановке бесхозяйных гидротехнических сооружений на учет,

у с т а н о в и л:

Киреевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО г.Киреевск Тульской области, в котором просит признать незаконным бездействие ответчика в постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений: плотины пруда, расположенного на восточной окраине <адрес> и плотины пруда, расположенного на юго-западной окраине <адрес>, и обязать ответчика в срок до 01.07.2011 г. принять меры к постановке данных ГТС на учет в Управлении Росреестра по Тульской области.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Киреевской межрайонной прокуратурой Тульской области с привлечением специалиста Приокского управления Ростехнадзора была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления обязанности по постановке гидротехнических сооружений (ГТС) на учет в качестве бесхозяйных. В ходе проверки было установлено, что на территории <адрес> находятся бесхозяйные, не имеющие собственника гидротехнические сооружения, – плотины прудов, расположенных на восточной и юго-западной окраине <адрес>. Состояние безопасности данных ГТС не соответствует установленным требованиям: при обследовании ГТС пруда на восточной окраине <адрес> установлено разрушение плотины в нижнем и верхнем бьефе у сбросного канала и самого канала в нижнем бьефе; при обследовании ГТС пруда на юго-западной окраине <адрес> установлено, что на плотине расположены гаражи и сараи, построенные без согласования, в нижнем бьефе в зоне сбросного сооружения – стихийная свалка, состояние ГТС неудовлетворительное. Тем не менее, ответчиком до настоящего времени не приняты меры к постановке данных бесхозяйных ГТС на учет, в связи с чем имеется потенциальная опасность для жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных сооружений.

В судебном заседании помощник Киреевского межрайонного прокурора Крицына Л.Н. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, приведенным в иске.

Представитель ответчика администрации МО г.Киреевск Тульской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица, привлеченного к участию в деле определением судьи, – Управления Росреестра по Тульской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица, привлеченного к участию в деле определением судьи, – администрации МО Киреевский район Тульской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие., исковые требования поддержал.

На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения помощника Киреевского межрайонного прокурора Крицыной Л.Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса (ГК) РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как усматривается из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.11.2010 г., а также справки Киреевского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 03.11.2010 г., какие-либо права на объекты ГТС, расположенные на восточной окраине <адрес> (<данные изъяты> и юго-западной окраине <адрес> (<данные изъяты>) ни за кем не зарегистрированы.

По сообщениям Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области от 11.11.2010 г., указанные ГТС в реестре федерального имущества по Тульской области не числятся.

По сообщениям администрации МО Киреевский район Тульской области от 02.12.2010 г. и администрации МО г.Киреевск Тульской области от 30.11.2010 г., указанные ГТС в реестре муниципального имущества не числятся.

Таким образом, данные гидротехнические сооружения действительно являются бесхозяйными, не имеющими собственника.

Согласно Положению о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580, принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляет Федеральная регистрационная служба – в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа (п.1). На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст.225 и ст.236 ГК РФ.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (п.5).

В силу ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с последующими изменениями и дополнениями) к компетенции федерального органа в области государственной регистрации и органов по государственной регистрации относится, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей;

Исходя из положений ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (с последующими изменениями и дополнениями), плотины относятся к гидротехническим сооружениям.

Как предусмотрено ст.9 Данного Закона собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта – население и организации в зоне возможного затопления;

содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Таким образом, эксплуатация ГТС должна осуществляться в соответствии с определенными требованиями, при этом смыслу приведенной нормы права, ответственность за безопасность гидротехнического сооружения возложена на собственника ГТС либо эксплуатирующую организацию.

С учетом изложенного, отсутствие собственника либо эксплуатирующей организации действительно препятствует соблюдению требований безопасности, что может создать угрозу жизни и здоровью людей, опасность для окружающей среды и хозяйственных объектов.

В соответствии со ст.13 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», органы государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляют надзор и контроль за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, за исключением гидротехнических сооружений, полномочия на осуществление надзора за которыми переданы органам местного самоуправления.

Как следует из справки по проверке гидротехнических сооружений, расположенных на территории Киреевского района, составленной 29.11.2010 г. ст.государственным инспектором Приокского управления Ростехнадзора, в ходе проверки ГТС пруда, расположенного на восточной окраине <адрес> (нижний пруд), было установлено следующее. В состав ГТС входит земляная насыпная плотина. По гребню плотины проходит автодорога «Тула-Киреевск». Наблюдается разрушение плотины в нижнем и верхнем бьефе у сбросного канала и самого канала в нижнем бьефе. Скопление мусора в нижнем бьефе. Состояние ГТС предаварийное, в зоне затопления имеются жилые дома.

В ходе проверки ГТС пруда, расположенного на юго-западной окраине <адрес> установлено следующее. В состав ГТС входит земляная насыпная плотина. Верхний откос закреплен плитами. По гребню плотины проходит асфальтированная дорога местного значения. На плотине имеются гаражи и сараи, построенные без согласования, что влияет на безопасность ГТС. В нижнем бьефе в зоне сбросного сооружения – несанкционированная свалка мусора. Состояние ГТС неудовлетворительное.

Таким образом, в ходе проведенной проверки было установлено, что эксплуатация указанных ГТС осуществляется с нарушением требований безопасности, при этом бесхозяйность данных сооружений препятствует определению лица, на которого должна быть возложена ответственность за соблюдение требований безопасности.

Учитывая вышеприведенные положения закона, обязанность по постановке данных ГТС на учет в качестве бесхозяйных должна быть возложена на орган местного самоуправления, а бездействие последнего по такой постановке, не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем суд полагает возможным удовлетворить исковые требования прокурора в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Киреевского межрайонного прокурора удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Киреевск Тульской области по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений.

Обязать администрацию муниципального образования город Киреевск Тульской области в срок до 01 июля 2011 года принять меры к постановке на учет в государственном регистрирующем органе бесхозяйных гидротехнических сооружений: плотины пруда, расположенного на восточной окраине <адрес> и плотины пруда, расположенного на юго-западной окраине <адрес>

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы, либо кассационного представления в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней.

Судья