РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 февраля 2011 годаг.Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего А.Г.Пахомова,
при секретаре Петуховой Д.А.,
с участием истца Бенкс Н.П.,
представителя ответчика, ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района», Корявцевой Н.Е.,
представителя третьего лица, Управления Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе, Виноградовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бенкс Натальи Петровны к ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,
у с т а н о в и л:
Бенкс Н.П. обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным решение ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда», признать её право на присвоение указанного звания и обязать ответчика принять решение о присвоении ей данного звания и о предоставлении ей соответствующих мер социальной поддержки со дня обращения с заявлением о присвоении данного звания, то есть с 17.01.2011 года.
В обоснование заявленных требований истцом Бенкс Н.П. в иске указано, что она начала свою трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ по переводу принята на работу в <данные изъяты> (реорганизованного с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ она была награждена знаком «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации». 17.01.2011 года она обратилась в ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» в связи с наличием у неё трудового стажа для назначения пенсии по возрасту и награждением ведомственным знаком отличия в труде, представила для этого необходимые документы. Однако получила письменный отказ за подписью директора ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» Н.И. Буланкиной от ДД.ММ.ГГГГ № со ссылкой на то, что ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, а награды Пенсионного фонда не могут рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде.
В судебном заседании Бенкс Н.П. в части требования обязать ответчика принять решение о предоставлении ей соответствующих мер социальной поддержки со дня обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» отказалась, в остальной части поддержала заявленные требования, просила удовлетворить иск по указанным в нём основаниям.
Представитель ответчика, ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района», Корявцева Н.Е. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что Пенсионный фонд РФ образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения РФ. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, учрежденным вышеуказанным постановлением. Учитывая, что указанные правовые акты не предусматривают осуществление каких-либо полномочий от имени Российской Федерации, награды Пенсионного фонда не могут приниматься при рассмотрении вопросов о присвоении звания «Ветеран труда», что подтверждается решением Комиссии при департаменте социального развития Тульской области по вопросам рассмотрения присвоения звания «Ветеран труда» от 26.08.2009г. Следовательно, знак «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации», представленный Бенкс Н.П. для присвоения ей звания «Ветеран труда», как ведомственный знак отличия в труде рассматриваться не может, так как учрежден и выдан не органом государственного управления.
Представитель третьего лица, Управления Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе, Виноградова Е.Н в судебном заседании пояснила, что требование Бенкс Н.П. законно.
Выслушав объяснения истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из трудовой книжки Бенкс Н.П. следует, что она начала свою трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ работает в <данные изъяты> (с ДД.ММ.ГГГГ – в <данные изъяты>) по настоящее время.
Распоряжением Правления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ № Бенкс Н.П. была награждена памятным знаком «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации», что подтверждается представленным удостоверением, запись о данной награде занесена в трудовую книжку.
17.01.2010 года Бенкс Н.П. обратилась в ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» с заявлением о принятии документов для рассмотрения вопроса о присвоении ей звания «Ветеран труда».
Как следует из письма ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» от ДД.ММ.ГГГГ №, Бенкс Н.П. было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что знак «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации» не является ведомственным знаком отличия в труде, поскольку учрежден и выдан не органом государственного управления.
При разрешении вопроса о соответствии данного отказа требованиям закона, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются, в том числе, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Согласно изменениям, внесенным в приведенную норму Закона 19.12.2005 г. (ст.7 дополнена ч.4), порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» должны определяться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Как следует из положений ч.1 ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», такими условиями являются, в том числе, наличие документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Постановлением Администрации Тульской области от 08.05.2007 г. № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда», лицу, которому присвоено указанное звание, выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.
При этом отсутствуют какие-либо нормативные акты, содержащие определение понятий «ведомство» и «ведомственный знак отличия в труде», а также содержащие перечень таких знаков, учитываемых при разрешении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда».
Исходя из указанного обстоятельства, определение ответчиком понятия «ведомство» как относящегося исключительно к органам государственной власти, суд находит ошибочным, противоречащим цели принятия ФЗ «О ветеранах», заключающейся в создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения.
Как следует из ст.5 Федерального закона №167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ.
Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы действуют на основании настоящего Федерального закона. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ создаются по решению правления Пенсионного фонда РФ и являются юридическими лицами.
Изложенное свидетельствует о том, что Пенсионный фонд РФ является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность территориальных органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ. Вышестоящей организацией в данной системе является Правление Пенсионного фонда РФ.
Данные признаки характеризуют Пенсионный фонд РФ, как ведомство, то есть орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики по управлению средствами обязательного пенсионного страхования на территории всей Российской Федерации.
Статья 39 Конституции РФ гласит, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом; поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Таким образом, Конституция РФ признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. Для реализации указанных конституционных прав граждан на социальное обеспечение и было сформировано отдельное особое ведомство – Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из п.п.1-3 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. №2122-1 (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993г. №2288; ФЗ от 05.05.1997г. №77-ФЗ), Пенсионный фонд РФ (далее – ПФР) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 12.10.2010 года №297р утверждено Положение о памятном знаке «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации», в соответствии с которым указанным знаком награждаются работники Пенсионного Фонда РФ, внесшие значительный вклад в решение возложенных на ПФР задач.
Решение о награждении памятным знаком оформляется распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ.
О вручении памятного знака вноситься соответствующая запись в трудовую книжку работника.
Таким образом, памятный знак «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации», присваивается за заслуги и достижения в труде.
В первоначальной редакции Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797 ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», под ведомственными знаками отличия в труде понимались знаки, выданные руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органами государственной власти РФ; уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций (п.3 ст.3).
Пенсионный фонд РФ может рассматриваться как ведомство, наделенное государственными полномочиями в области государственного социального обеспечения.
Принятие указанного Закона № 797-ЗТО не изменило оснований и порядка присвоения звания «Ветеран труда», установленных Федеральным законом «О ветеранах».
Значит, изменение порядка применения п.1 ст.7 ФЗ «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования носит дискриминационный характер по отношению к лицам, обращающимся в органы социальной защиты в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время, поскольку ставит их в неравное положение с лицами, ранее уже получившими данное звание по тем же основаниям.
Статьями 2 и 18 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Исходя из положений ч.1 ст.19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, а также положений ч.2 ст.55 Конституции РФ о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 г. «О ветеранах», закона Тульской области от 28.01.2007 «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, в связи с чем, оно не является правомерным.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 24.05.2001 г. № 8-п, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст.ст.1 ч.1, 2, 18, 54 ч.1, 55 ч.2, 57 Конституции РФ.
Бенкс Н.П. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости (5 лет, в соответствии с п.2 ст.7 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), что подтверждается записями в трудовой книжке (вкладыш №).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Бенкс Н.П., награжденная знаком «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации», при наличии трудового стажа, необходимого для назначения пенсии, дает ей право на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с чем, отказ органа социальной защиты в его присвоении является незаконным, а иск Бенкс Н.П. подлежит удовлетворению в части следующих требований: признать незаконным решение ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признать право Бенкс Н.П. на присвоение указанного звания и обязать ответчика принять решение о присвоении ей данного звания.
Конкретный срок возникновения звания «Ветеран труда» действующим законодательством не предусмотрен.
Согласно ч..9 ст.2 закона Тульской области от 28.02.2007 года №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», решение о присвоении звания "Ветеран труда" либо об отказе в присвоении этого звания принимается государственным учреждением Тульской области, осуществляющим функции в сфере социальной защиты населения, в пятнадцатидневный срок со дня поступления заявления с приложением документов, указанных в частях 3 или 4 настоящей статьи.
Таким образом, в части возложения на ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» обязанности принять решение о присвоении Бенкс Л.П. звания «Ветеран труда» с 17.01.2011 года иск удовлетворению не подлежит.
В силу положений подпункта 3 п.1 ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего соответствующие гражданские права и обязанности.
В данном случае, обязанность ответчика принять соответствующее решение возникнет с момента вступления судебного решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Бенкс Н.П. удовлетворить частично.
Признать решение от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» об отказе в присвоении Бенкс Наталье Петровне звания «Ветеран труда» незаконным.
Признать за Бенкс Натальей Петровной право на присвоение звания «Ветеран труда» и обязать ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» принять решение о присвоении Бенкс Наталье Петровне звания «Ветеран труда» со дня вступления данного решения в законную силу.
В части иска о возложении на ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» обязанности принять решение о присвоении Бенкс Л.П. звания «Ветеран труда» с 17.01.2011 года отказать.
На решение может быть подана жалоба в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий