решение от 16.02.2011 о возложении обязанности по выплате пенсии с учетом повышенного соотношения заработков



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2011 года, г. Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Пахомова А.Г.,

при секретаре Петуховой Д.А.,

с участием истца Клушиной Н.А.,

представителя ответчика, Управления Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе, Виноградовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клушиной Н.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе о возложении обязанности по выплате пенсии с учетом повышенного соотношения заработков,

у с т а н о в и л:

Клушина Н.А. обратилась в суд с иском, в котором она просит установить её право на установление повышенного соотношения заработков при расчете размера пенсии и обязать Управление Пенсионного фонда в Киреевском районе выплачивать ей пенсию в повышенном размере с момента достижения возраста 50 лет.

В обоснование заявленных требований истец Клушина Н.А. указывает следующее. По достижении возраста 48 лет Клушиной Н.А. назначена пенсия по старости. После достижения возраста 50 лет, 31.03.2010 года, Клушина Н.А. обратилась в пенсионный фонд с заявлением о применении надбавки за работу в условиях Крайнего Севера, но ей было отказано в этом, поскольку стаж работы на Крайнем Севере, по мнению Пенсионного фонда, составляет только 13 лет, 3 месяца и 8 дней. Клушина Н.А. считает, что она имеет стаж работы в условиях Крайнего Севера более 15 лет, и, соответственно, размер базовой части её пенсии должен быть исчислен с учетом повышенного соотношения заработков.

В судебном заседании истец Клушина Н.А. просила удовлетворить иск по указанным в нём основаниям, пояснила, что в стаж её работы в условиях Крайнего Севера должно быть включено время её службы в Вооруженных Силах России в части, расположенной на территории <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, с сентября 2000 года она постоянно проживает на территории Киреевского района Тульской области.

Представитель ответчика, Управления Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе, Виноградова Е.Н. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что перерасчет пенсии Клушиной Н.А. невозможен, поскольку она ошибочно трактует положения закона о трудовых пенсиях относительно периодов времени, включаемых в стаж работы в условиях Крайнего Севера. Военная служба на территориях Крайнего Севера не относится к таковым, и, соответственно, при расчете пенсии повышенное соотношение заработков не применяется.

Заслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов личного дела №, представленного Управлением Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе суд устанавливает следующие обстоятельства.

По заявлению от 05.09.2008 года Клушиной Н.А. решением от 11.09.2008 года Управления Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе назначена пенсия по старости с 05.09.2008 года на основании подпункта 2 п.1 ст.28 закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее, - базовый Закон).

По данному основанию пенсия по старости назначается женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Клушиной Н.А. для назначения пенсии представлены трудовая книжка №, свидетельство о рождении ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно записям в трудовой книжке, Клушина Н.А. начала работать ДД.ММ.ГГГГ санитаркой-няней <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Клушина Н.А. без перерыва работала в различных организациях, расположенных на территории <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проходила военную службу в войсковой части в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Клушина Н.А. вновь без перерыва работала в различных организациях, расположенных на территории <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ Клушина Н.А. работает в организациях на территории <адрес>, уволена с последнего места работы 01.09.2009 года.

Таким образом, стаж работы Клушиной Н.А. в районах Крайнего Севера составляет 13 лет, 3 месяца и 8 дней (периоды работы с 06.12.1983 года по 28.05.1993 года – 9 лет, 5 месяцев и 22 дня, с 17.10.1996 года по 01.08.2000 года – 3 года, 9 месяцев и 16 дней), то есть более 12 лет.

Клушина Н.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, с 04.09.2000 года проживает по адресу: <адрес> (паспорт № выдан ДД.ММ.ГГГГ Болоховским отделением милиции ОВД Киреевского р-на Тульской области).

Значит, пенсия Клушиной Н.А. с 05.09.2008 года назначена именно по подпункту 2 п.1 ст.28 базового Закона с учетом уменьшения возраста на 2 года в связи с проживанием Клушиной Н.А. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом (ст.34 закона от 15.05.1991 года №1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Назначение пенсии по указанному основанию и размер назначенной пенсии не оспаривались Клушиной Н.А.

Порядок расчета размера пенсии по старости установлен:

в ст.14 базового Закона - размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

СЧ = ПК / Т + Б, где

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 базового закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);

Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости;

а при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал – в ст.30 базового Закона по формуле:

ПК = (РП - 450 рублей) x T, где

ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;

450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;

T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).

В первом случае, возможность применения «северных надбавок» (в соответствии с формулировкой истца) предусмотрена в п.6 ст.14 базового Закона - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). Однако,как установлено, судом к моменту назначения пенсии Клушина Н.А. не проживала в районах Крайнего Севера.

Во втором случае, расчетный размер трудовой пенсии (входит в формулу расчета пенсионного капитала) определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле (п.3 ст.30 базового Закона):

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Более высокое отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) предусмотрено в следующих случаях:

для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 базового Закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате,

лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 базового Закона (по данному основанию пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет), в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 базового Закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Ни один из этих случаев не распространяется на Клушину Н.А., поскольку она по состоянию на 01.01.2002 года не проживала в районах Крайнего Севера, она проработала менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера.

Единственным разногласием между сторонами является вопрос о том, подлежит ли включению в стаж работы в районах Крайнего Севера период военной службы Клушиной Н.А. с 28.05.1993 года по 21.04.1996 года.

Истец Клушина Н.А. считает, что этот период подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера, ссылаясь на положения ст.30 базового Закона.

Суд считает, что такое толкование закона является неправильным.

Согласно пункту 3 ст.30 базового Закона, в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включается, в том числе, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.

Таким образом, данная норма означает, что период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (определение Верховного Суда РФ от 19.01.2007 года по делу №38-В06-6). Такое толкование дано и в определении Конституционного Суда РФ от 10.03.2005 года №14-О и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года №25.

По состоянию на 31.03.2010 года (к моменту исполнения Клушиной Н.А. 50 лет и подачи ею заявления о перерасчете пенсии с применением повышенного отношения заработков) продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера не изменилась, следовательно, соответствующий отказ Управления Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе (протокол № от 31.03.2010 года заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в Киреевском районе) является обоснованным, а исковые требования Клушиной Н.А. не основаны на законе и потому не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска Клушиной Н.А. отказать.

На решение может быть подана жалоба в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение 10 дней со дня составления данного решения в окончательной форме.

Председательствующий