РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2011годаг.Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Ткаченко И.С.,
при секретаре Афанасьевой Т.Г.,
с участием помощника Киреевского межрайонного прокурора Сергеевой Н.С.,
представителя истца Ильинова С.М. по доверенности Ильиновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-156/11 по иску Киреевского межрайонного прокурора в интересах Ильинова С.М. к администрации муниципального образования г.Киреевск Киреевского района Тульской области о признании незаконным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и возложении обязанности по постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
установил:
Киреевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Ильинова С.М. к администрации муниципального образования г.Киреевск Киреевского района Тульской области о признании незаконным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и возложении обязанностей по постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что Киреевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования г.Киреевск Киреевского района Тульской области жилищного законодательства РФ и законодательства о ветеранах. В ходе проверки было установлено, что Ильинов С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном – участником Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст.14 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ. 04.12.2010 г. Ильиновым С.М. подано заявление на имя главы администрации муниципального образования г.Киреевск Киреевского района Тульской области об улучшении жилищных условий. Ильинов С.М. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Собственником данного жилого помещения он не является, а также не имеет в собственности какое-либо иное жилое помещение. Согласно ответу администрации муниципального образования г.Киреевск Киреевского района Тульской области Ильинову С.М. отказано в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с превышением установленной муниципальным правовым актом учётной нормы площади жилого помещения, то есть выше 9,5 кв.м. Между тем, при вынесении вышеуказанного решения об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, администрацией муниципального образования г.Киреевск Киреевского района Тульской области были нарушены требования п.1 ст.51 Жилищного Кодекса РФ, поскольку Ильинов С.М. не является нанимателем жилого помещения по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника такого жилого помещения. Также, ответчиком нарушены положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. №131-ФЗ. Принимая во внимание, что в собственности ветерана-участника Великой Отечественной войны Ильинова С.М. не имеется благоустроенного жилого помещения, отказ органа местного самоуправления в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является незаконным и препятствует реализации конституционных прав на жилище. За защитой нарушенных прав Ильинов С.М. обратился в Киреевскую межрайонную прокуратуру. На основании изложенного просит признать отказ администрации муниципального образования г.Киреевск Киреевского района Тульской области в постановке Ильинова С.М. на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, обязать администрацию муниципального образования г.Киреевск Киреевского района Тульской области осуществить постановку Ильинова С.М. на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании помощник Киреевского межрайонного прокурора Сергеева Н.С. заявленные требования поддержала в полном объёме, подтвердив вышеизложенное, просила их удовлетворить, поскольку являются законными и обоснованными.
Представитель Ильинова С.М. по доверенности Ильинова Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила признать незаконным отказ администрации муниципального образования г.Киреевск Киреевского района Тульской области в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Ильинова С.М. и возложить на администрацию муниципального образования г.Киреевск Киреевского района Тульской области обязанность по постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Ильинова С.М. Полагала, что имеются все законные основания для удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика администрации муниципального образования г.Киреевск Киреевского района Тульской области по доверенности Подгайская К.А. в судебном заседании исковые требования Киреевского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Ильинова С.М. признала в полном объёме.
Заслушав объяснения помощника Киреевского межрайонного прокурора Сергеевой Н.С., представителя Ильинова С.М. по доверенности Ильиновой Н.А., представителя ответчика администрации муниципального образования г.Киреевск Киреевского района Тульской области по доверенности Подгайской К.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.1 ЖК РФ Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
На основании ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу п.6 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одним из вопросов местного значения является обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии с пп.3 п.1 ст.13 и пп.4 п.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено оказание социальной поддержки ветеранов, включающей получение жилых помещений.
Согласно ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Объём средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильём исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильём может осуществляться путём предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Постановлением администрации Тульской области от 07.08.2006 г. № 387 утверждено временное положение о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки и обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктами 6, 7 указанного положения установлено, что для приобретения жилья за счёт субсидий из федерального бюджета гражданин подает заявление в орган местного самоуправления муниципального района. К заявлению прилагаются: документ, подтверждающий право гражданина на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём за счет федерального бюджета; документ, подтверждающий постановку на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; выписка из лицевого счёта и справка о составе семьи; паспорт гражданина и паспорта или иные документы, удостоверяющие личность членов его семьи; выписка из домовой книги по месту регистрации; документы, подтверждающие родственные отношения гражданина и лиц, указанных им в качестве членов его семьи.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ильинов С.М. состоит на регистрационном учёте по месту жительства по адресу: <адрес> один. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из домовой книги, справкой с места жительства, выданной администрацией муниципального образования г.Киреевск Киреевского района Тульской области от 10.02.2011г., паспортом Ильинова С.М.
Как усматривается из сообщения Киреевского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» собственником домовладения № по <адрес> в <адрес> является Ильинов С.М. на основании договора купли-продажи от 08.03.1958 г., по данным до 15.09.1998 г.
Между тем, указанное выше домовладение вместе с земельным участком, на котором оно расположено, было продано Ильиновым С.М. в 2003 г., что подтверждается имеющимся в материалах дела договором купли - продажи от 13.01.2003 г. Согласно данному договору общая площадь <адрес> в <адрес> составляет 48,3 кв.м., жилая – 31,8 кв.м.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Тульской области № от 09.02.2011г. сведения о зарегистрированных правах Ильинова С.М. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними отсутствуют.
Ильинов С.М. является ветераном – участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии ВВ №, выданным Комитетом социальной защиты населения Киреевского района Тульской области 25.08.2006 г.
В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются в том числе, следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз, при этом обеспечение жильём осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в ред. от 09.01.2010 г.) должно быть завершено обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах».
Таким образом, право на обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны находится в непосредственной правовой связи с признанием лиц указанной категории нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учёт) на основании заявлений. Как предусмотрено ст.50 ЖК РФ учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Собрания представителей муниципального образования Киреевский район Тульской области учётная норма жилого помещения на территории Киреевского района Тульской области была установлена в размере 9,5 кв.м. на одного члена семьи.
Как следует из письма администрации муниципального образования г.Киреевск Киреевского района Тульской области от 21.04.2010 г. за № № Ильинову С.М. было отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что он обеспечен жилой площадью выше установленной муниципальным правовым актом учётной нормы.
Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учёт и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учёт, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (ч.3 ст.52 ЖК РФ).
Статьей 54 ЖК РФ установлено, что отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истёк предусмотренный ст.53 настоящего Кодекса срок.
Решение об отказе в принятии на учёт должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Решение об отказе в принятии на учёт выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учёт, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Администрация муниципального образования г.Киреевск Киреевского района Тульской области, приняв решение об отказе Ильинову С.М. в принятии на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, должна была оформить данный отказ в виде постановления с указанием оснований такого отказа, предусмотренных ч.1 ст. 54 Жилищного Кодекса РФ. Однако такого акта – решения в виде постановления или иного документа, предусмотренного Уставом муниципального образования г. Киреевск Киреевского района Тульской области не было принято; отказ оформлен в виде письменного сообщения, что не соответствует вышеуказанным требованиям закона.
Кроме того, ответчиком нарушены требования ч.1 ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. №131-ФЗ, согласно которой по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Таким образом, Ильинову С.М. было отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий как лицу, не подтвердившему своё право на признание нуждающимся в таком улучшении, однако, не были проверены доводы Ильинова С.М. о том, что он нуждается в улучшении жилищных условий и предоставлении благоустроенного жилого помещения как ветеран-участник Великой Отечественной войны и в связи с тем, что не имеет в собственности жилья, а фактически проживает у вдовы своего сына по адресу: <адрес>, членом семьи которой он (Ильинов С.М.) не является.
В соответствии с п.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Таким образом, проанализировав установленные по делу обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследовав собранные по делу доказательства, каждое в отдельности и в совокупности с другими доказательствами, оценив их относимость, допустимость и достоверность в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования Киреевского межрайонного прокурора в интересах Ильинова С.М. к администрации муниципального образования г.Киреевск Киреевского района Тульской области о признании незаконным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и возложении обязанности по постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий законны и обоснованны, а потому подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
признать отказ администрации муниципального образования г.Киреевск Киреевского района Тульской области в постановке Ильинова С.М. на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования г.Киреевск Киреевского района Тульской области осуществить постановку Ильинова С.М. на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий