РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2011 года, г. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Пахомова А.Г.,
при секретаре Петуховой Д.А.,
с участием истца Шнайдер Е.В., представителя истца – Комарова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-273/11 по иску Шнайдер Е.В. к Межрайонной инспекции №7 ФНС РФ по Тульской области о признании права собственности в порядке наследования,
установил:
Шнайдер Е.В. обратилась с иском, в котором просит установить факт принятия наследства после смерти своих родителей ФИО17 и ФИО18 и признать за ней право собственности в порядке наследования по закону на наследство, открывшееся после смерти ФИО19, а именно, на жилой дом, расположенный по адресу: п. Октябрьский Киреевского района Тульской области, ул. Полевая, д.10; на наследство, открывшееся после смерти ФИО4 – земельный участок площадью 900 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: п. Октябрьский Киреевского района Тульской области, ул. Полевая, д.10.
Иск обосновывается следующим. ДД.ММ.ГГГГ умер отец Шнайдер Е.В. – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ умерла мать Шнайдер Е.В. – ФИО3. Истец Шнайдер Е.В. является наследником по закону первой очереди, как дочь наследодателей. ФИО2 принадлежал на праве собственности жилой дом по адресу: п. Октябрьский Киреевского района Тульской области, ул. Полевая, д.10, ФИО4 принадлежал земельный участок площадью 900 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: п. Октябрьский Киреевского района Тульской области, ул. Полевая, д.10. Истец Шнайдер Е.В. фактически приняла наследство, открывшееся после смерти родителей, поскольку несет расходы по содержанию имущества, распорядилась их вещами. Шнайдер Е.В. вынуждена обратиться в суд, поскольку пропущен срок для обращения к нотариусу.
В судебном заседании истец Шнайдер Е.В. иск поддержала, пояснила, что после смерти своего отца ФИО2 она взяла себе телевизор, принадлежавший ФИО2, после смерти своей матери ФИО4 она пользуется земельным участком, принадлежавшим ей, несет расходы по содержанию дома.
Представитель истца Комаров В.Н. в судебном заседании иск просил удовлетворить по указанным в нём основаниям.
Ответчик, МРИ №7 ФНС РФ по Тульской области, в судебное заседание не явился, возражений относительно иска не представил.
Определением, занесенным в протокол судебного заседания, постановлено рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Заслушав объяснения истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (повторное свидетельство о смерти №).
На момент открытия наследства правоотношения по поводу наследования регулировались нормами ГК РСФСР. Согласно ст.532 ГК РСФСР, наследниками первой очереди по закону являются супруг (супруга), дети наследодателя.
То обстоятельство, что истец Шнайдер Е.В. относится к таким наследникам, подтверждается свидетельством о рождении №, в котором отцом Моталкиной Е.В. указан ФИО2; Моталкина Е.В. заключила брак с ФИО9 с присвоением жене фамилии Шнайдер Е.В. (свидетельство о заключении брака №).
Как было предусмотрено ст.546 ГК РСФСР, для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
Исходя из положений данной нормы закона, одним из способов приобретения наследства является его фактическое принятие.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.1991 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании», под фактическим вступлением во владение наследственным имуществом, подтверждающим принятие наследства (ст.546 ГК РСФСР), следует иметь в виду любые действия наследника по управлению, распоряжению и пользованию этим имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии или уплату налогов, страховых взносов, других платежей, взимания квартплаты с жильцов, проживающих в наследственном доме по договору жилищного найма, производство за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 549 ГК РСФСР, или погашение долгов наследодателя и т.п. При этом следует иметь в виду, что указанные действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Из представленных нотариусами Киреевского нотариального округа сообщений следует, что с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО2 никто не обращался.
Из объяснения истца следует, что Шнайдер Е.В. фактически приняла наследство, открывшееся после отца, поскольку владела частью имущества наследодателя, что также подтверждается показаниями свидетелей ФИО10 и ФИО11, данными в судебном заседании.
Следовательно, Шнайдер Е.В. приняла наследство, открывшееся после смерти своего отца.
ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти №).
В соответствии с п.1 ст.1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону признаются дети, супруг наследодателя (с 01.03.2002 года правоотношения по поводу наследования регулируются нормами части третьей ГК РФ).
То обстоятельство, что Шнайдер Е.В. относится к таким наследникам, подтверждается свидетельством о рождении №, в котором матерью Моталкиной Е.В. указана ФИО3; Моталкина Е.В. заключила брак с ФИО9 с присвоением жене фамилии Шнайдер Е.В. (свидетельство о заключении брака №).
В силу правил ст.1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Из представленных нотариусами Киреевского нотариального округа сообщений следует, что с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО4 никто не обращался.
Согласно п.2 ст.1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Из объяснений истца Шнайдер Е.В. следует, что она совершила указанные действия, поскольку владеет и пользуется имуществом наследодателя, в том числе земельным участком, который принадлежит наследодателю на праве собственности. Пояснения истца подтверждаются показаниями свидетелей ФИО10 и ФИО11, квитанциями об оплате электроэнергии и газа, поставляемых в жилой дом по адресу: п. Октябрьский Киреевского района Тульской области, ул. Полевая, д.10, в котором проживали ФИО2 и ФИО3 Иного не доказано.
Следовательно, после смерти ФИО4 её дочь Шнайдер Е.В. приняла наследство, требование об установлении факта принятия наследства подлежит удовлетворению.
Право собственности ФИО2 на жилой дом по адресу: п. Октябрьский Киреевского района Тульской области, ул. Полевая, д.10, подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО2 в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности по указанному адресу.
Согласно техническому паспорту, составленному Киреевским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу: п. Октябрьский Киреевского района Тульской области, ул. Полевая, д.10 (инвентарный номер №), имеет общую площадь 38,8 кв.м, в том числе жилую площадь - 29,7 кв.м, с надворной постройкой – сарай лит «Г».
Право собственности наследодателя ФИО4 на земельный участок площадью 900 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: п. Октябрьский Киреевского района Тульской области, ул. Полевая, д.10, подтверждается свидетельством на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ № и кадастровой выпиской от ДД.ММ.ГГГГ №.
Значит, указанное имущество может быть включено в наследственную массу, в соответствии со ст.1112 ГК РФ.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению полностью.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Шнайдер Е.В. удовлетворить.
Установить, что Шнайдер.Е.В. приняла наследство, открывшееся после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, и наследство, открывшееся после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО4.
Признать за Шнайдер Е.В. право собственности в порядке наследования по закону на жилой дом, расположенный по адресу: п. Октябрьский Киреевского района Тульской области, ул. Полевая, д.10, общей площадью 38,8 кв.м, в том числе жилой площадью 29,7 кв.м, с надворной постройкой - сараем лит «Г», указанные в техническом паспорте, составленном Киреевским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на объект с инвентарным номером №.
Признать за Шнайдер Е.В. право собственности в порядке наследования по закону на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 900 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: п. Октябрьский Киреевского района Тульской области, ул. Полевая, д.10.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путём подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней.
Председательствующий