Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 марта 2011 годагород Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Феоктистова Д.Н.,
при секретаре Тарасовой О.С.,
с участием:
истицы Косовой Н.А.,
представителя ответчика государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» Корявцевой Н.Е.,
представителя третьего лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области Поповой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-250/2011 по иску Косовой Н.А. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение указанного звания,
у с т а н о в и л :
Косова Н.А. обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным решение государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» (далее ГУ ТО «УСЗН Киреевского района») об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда», признать её право на присвоение указанного звания и обязать ответчика принять решение о присвоении ей данного звания со дня обращения с заявлением о присвоении данного звания, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований истицей Косовой Н.А. в иске указано, что она начала свою трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Киреевском отделении Пенсионного фонда России по Тульской области, а с ДД.ММ.ГГГГ – в государственном учреждении – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Киреевскому району Тульской области (впоследствии Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области. В ДД.ММ.ГГГГ года она была награждена знаком «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» в связи с наличием у неё трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по возрасту и награждением ведомственным знаком отличия в труде, представила для этого необходимые документы. Однако получила письменный отказ за подписью директора ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» Буланкиной Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ № со ссылкой на то, что Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, а награды Пенсионного фонда не могут рассматриваться как ведомственные знаки отличия в труде.
Третье лицо – департамент социального развития Тульской области, будучи надлежащим образом извещённым о времени месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил. Представил в суд письменные возражения, из которых усматривается, что поскольку памятный знак «20 лет Пенсионному фонду России» не является ведомственным, отсутствуют основания для присвоения истице звания «ветеран труда».
В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного выше третьего лица.
В судебном заседании Косова Н.А. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить иск по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» согласно доверенности Корявцева Н.Е. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что Пенсионный Фонд России образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения Российской Федерации. Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, учреждённым вышеуказанным постановлением. Учитывая, что указанные правовые акты не предусматривают осуществление каких-либо полномочий от имени Российской Федерации, награды Пенсионного фонда не могут приниматься при рассмотрении вопросов о присвоении звания «Ветеран труда», что подтверждается решением Комиссии при департаменте социального развития Тульской области по вопросам присвоения звания «Ветеран труда» от 26 августа 2009 года. Следовательно, знак «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации», представленный Косовой Н.А. для присвоения ей звания «Ветеран труда», как ведомственный знак отличия в труде рассматриваться не может, так как учреждён и выдан не органом государственного управления.
Представитель третьего лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области согласно доверенности Попова И.В в судебном заседании пояснила, что требования Косовой Н.А. законны.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из трудовой книжки Косовой Н.А. следует, что она начала свою трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ работала в государственном учреждении – Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Киреевскому району Тульской области (впоследствии в Управлении пенсионного фонда Российской (государственном учреждении) в Киреевском районе Тульской области) – по ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Правления Пенсионного фонда России от ДД.ММ.ГГГГ № Косова Н.А. была награждена памятным знаком «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации», что подтверждается представленным удостоверением, запись о данной награде занесена в трудовую книжку.
ДД.ММ.ГГГГ Косова Н.А. обратилась в ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» с заявлением о принятии документов для рассмотрения вопроса о присвоении ей звания «Ветеран труда».
Как следует из письма ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» от ДД.ММ.ГГГГ №, Косовой Н.А. было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что знак «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации» не является ведомственным знаком отличия в труде, поскольку учреждён и выдан не органом государственного управления.
При разрешении вопроса о соответствии данного отказа требованиям закона, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются, в том числе, лица, награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Согласно изменениям, внесённым в приведённую норму Закона 19 декабря 2005 года (статья 7 дополнена частью 4). Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» должны определяться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из положений части 1 статьи 1 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», такими условиями являются, в том числе, наличие документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Постановлением Администрации Тульской области от 8 мая 2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда», лицу, которому присвоено указанное звание, выдаётся удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.
При этом отсутствуют какие-либо нормативные акты, содержащие определение понятий «ведомство» и «ведомственный знак отличия в труде», а также содержащие перечень таких знаков, учитываемых при разрешении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда».
Исходя из указанного обстоятельства, определение ответчиком понятия «ведомство» как относящегося исключительно к органам государственной власти, суд находит ошибочным, противоречащим цели принятия Федерального закона «О ветеранах», заключающейся в создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения.
Как следует из статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную системы органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчётны вышестоящим. Государство несёт субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании настоящего Федерального закона. Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации создаются по решению правления Пенсионного фонда Российской Федерации и являются юридическими лицами.
Изложенное свидетельствует о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность территориальных органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. Вышестоящей организацией в данной системе является Правление Пенсионного фонда Российской Федерации.
Данные признаки характеризуют Пенсионный фонд Российской Федерации как ведомство, то есть орган, возглавляющий и обслуживающий определённую отрасль экономики по управлению средствами обязательного пенсионного страхования на территории всей Российской Федерации.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гласит о том, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом; поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Таким образом, Конституция Российской Федерации признаёт право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. Для реализации указанных конституционных прав граждан на социальное обеспечение и было сформировано отдельное особое ведомство – Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из пунктов 1-3 Положения о пенсионном фонде Российской Федерации, утверждённого постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2288; Федерального закона от 5 мая 1997 года № 77-Ф), Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации..
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 октября 2010 года № 297р утверждено положение о памятном знаке «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации», в соответствии с которым указанным знаком награждаются работники пенсионного фонда Российской Федерации, внесшие значительный вклад в решение возложенных на пенсионный фонд Российской Федерации задач.
Решение о награждении памятным знаком оформляется распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.
О вручении памятного знака вносится соответствующая запись в трудовую книжку работника.
Таким образом, памятный знак «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации» присваивается за заслуги и достижения в труде.
В первоначальной редакции Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», под ведомственными знаками отличия в труде понимались знаки, выданные руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органами государственной власти Российской Федерации; уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций (пункт 3 статьи 3).
Пенсионный фонд Российской Федерации может рассматриваться как ведомство, наделённое государственными полномочиями в области государственного социального обеспечения.
Принятие указанного Закона № 797-ЗТО не изменило оснований и порядка присвоения звания «Ветеран труда», установленных Федеральным законом «О ветеранах».
Значит, изменение порядка применения пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования носит дискриминационный характер по отношению к лицам, обращающимся в органы социальной защиты в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время, поскольку ставит их в неравное положение с лицами, ранее уже получившими данное звание по тем же основаниям.
Статьями 2 и 18 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Исходя из положений части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом, а также положений части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах», закона Тульской области от 28 февраля 2007 года «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведённым нормам Конституции Российской Федерации, в связи с чем оно не является правомерным.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 мая 2001 года №8-п, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретённого ими в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 часть 1, 2, 18, 54 часть 1, 55 часть 2, 57 Конституции Российской Федерации.
Косова Н.А. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости (5 лет, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), что подтверждается записями в её трудовой книжке.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Косова Н.А., награждённая знаком «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации», при наличии трудового стажа, необходимого для назначения пенсии, имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с чем отказ ответчика в его присвоении является незаконным, а иск Косовой Н.А. подлежит удовлетворению в части следующих требований: о признании незаконным отказа государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в присвоении ей звания «Ветеран труда»; о признании за истицей права на присвоение указанного звания; о возложении на ответчика обязанности принять решение о присвоении Косовой Н.А. данного звания.
Конкретный срок возникновения звания «Ветеран труда» действующим законодательством не предусмотрен.
Согласно части 9 статьи 2 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», решение о присвоении звания «Ветеран труда» либо об отказе в присвоении этого звания принимается государственным учреждением Тульской области, осуществляющим функции в сфере социальной защиты населения, в пятнадцатидневный срок со дня поступления заявления с приложением документов, указанных в частях 3 или 4 настоящей статьи.
При таких обстоятельствах, а также с учётом положений административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утверждённого постановлением администрации Тульской области от 14 мая 2009 года № 309 следует обязать ответчика принять решение о присвоении истице звания «Ветеран труда» без указания даты, с которой, по мнению истицы, следует принять такое решение – с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в удовлетворении иска в данной части Косовой Н.А. следует отказать.
По приведённым выше основаниям суд находит неправильными доводы ответчика – ГУ ТО «УСЗН Киреевского района», а также третьего лица – департамента социального развития Тульской области в обоснование своих возражений относительно иска Косовой Н.А.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Косовой Н.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в присвоении Косовой Н.А. звания «Ветеран труда».
Признать за Косовой Н.А. право на присвоение ей звания «Ветеран труда».
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» принять решение о присвоении Косовой Н.А. звания «Ветеран труда».
В удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности принять вышеуказанное решение с ДД.ММ.ГГГГ Косовой Н.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий:Д.Н.Феоктистов