решение от 10.03.2011 о возмещении морального вреда



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2011 года, г. Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Пахомова А.Г.,

при секретаре Петуховой Д.А.,

с участием истца Филипповой В.А.,

помощника Киреевского межрайонного прокурора Бабушкина А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филипповой В.А. к Министерству финансов РФ, ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района», Федеральной службе по труду и занятости, Департаменту социального развития Тульской области, Управлению Федерального казначейства по г. Москве и Управлению Федерального казначейства по Тульской области о возмещении морального вреда,

у с т а н о в и л:

Филиппова В.А. обратилась с иском, в котором просит взыскать с Министерства финансов РФ компенсацию морального вреда, причиненного ей вследствие длительного неисполнения судебных решений в размере 250000 рублей.

В обоснование заявленных требований Филиппова В.А. указала следующее. Истец Филиппова В.А. получает ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью её сына ФИО3 в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, умершего ДД.ММ.ГГГГ

Решениями Киреевского районного суда Тульской области от 30.01.2004г., от 28.04.2006г., от 13.12.2006г. и от 17.02.2009 года Филипповой В.А. производился перерасчет размера денежной компенсации и присуждались к выплате суммы задолженности. Однако присужденные суммы выплачивались через продолжительное время. По решению суда от 30.01.2004 года присужденная сумма получена фактически 22.04.2005 года, по решениям от 28 апреля и 13 декабря 2006 года – 30.11.2007 года, по решению от 17.02.2009 года – в ноябре 2009 года. Филиппова В.А. считает, что в результате длительного неисполнения судебных решений ей был причинен моральный вред, так как она испытывала нравственные и физические страдания. Свои требования истец обосновывает тем, что длительное исполнение судебных решений нарушает неимущественное право на правосудие, что следует из положений Конституции РФ, ст.2 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст.151 ГК РФ.

Истец Филиппова В.А. в судебном заседании просила удовлетворить иск по указанным в нём основаниям, пояснила, что она испытывала чувство обиды, огорчения, поскольку государственные органы, призванные исполнять судебные решения, длительное время задерживали выплаты присужденных ей сумм, что ухудшало состояние её здоровья. Инвалидом она не является.

Представителем ответчиков - Министерства финансов РФ и Управления Федерального казначейства РФ по Тульской области - Кувшинкиной Т.Н. представлены письменные возражения на иск, в которых содержится просьба рассмотреть дела без её участия и отказать в удовлетворении иска, поскольку компенсация морального вреда возможна только в случаях, предусмотренных законом, в соответствии со ст.1100 ГК РФ. В данной статье отсутствует такое основание компенсации морального вреда, как несвоевременная индексация сумм возмещения вреда здоровью и несвоевременное исполнение судебных решений. Считает, что сумма морального вреда, определенная ответчиком в размере 250000 рублей, является завышенной и не отвечающей критерию разумности и справедливости.

Ответчиком, Департаментом социального развития Тульской области, представлены письменные возражения, аналогичные возражениям представителя Министерства финансов РФ и Управления Федерального казначейства РФ по Тульской области, с просьбой рассмотреть дело без его участия. Кроме того, указывается, что главным распорядителем средств федерального бюджета, за счет которого осуществляются выплаты по судебным решениям, является Министерство финансов РФ, которое перечисляет денежные средства на основании данных, предоставленных Федеральной службой по труду и занятости.

Ответчики ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района», Федеральная служба по труду и занятости, Управление Федерального казначейства по г. Москве в судебное заседание не явились.

Определением, занесенным в протокол судебного заседания, постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Помощник Киреевского межрайонного прокурора Бабушкин А.О. в судебном заседании в своём заключении заявил, что основание для компенсации морального вреда, причиненного Филипповой В.А., имеется, но при определении размера компенсации морального вреда суд должен руководствоваться требованиями разумности и справедливости.

Заслушав объяснения истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Решением Киреевского районного суда Тульской области от 30.01.2004г. было установлено, что Филиппова В.А. получает ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью её сына ФИО3 в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, умершего ДД.ММ.ГГГГ, и постановлено взыскать с комитета социальной защиты населения администрации м.о. Киреевский район единовременно недополученную сумму возмещения вреда за период с 1.01.2002 года по 31.12.2003 года в размере 38844руб., обязать комитет социальной защиты населения администрации м.о. Киреевский район выплачивать Филипповой В.А. с января 2004 года ежемесячно 8514руб. 44 коп. с последующей индексацией.

Исполнительные листы, выданные на основании данного судебного решения, вступившего в законную силу 10.02.2004 года, получены Филипповой В.А. 16.02.2004 года, что следует из материалов дела №2-188/04.

Решением Киреевского районного суда Тульской области от 28.04.2006г. постановлено взыскать с Киреевского комитета социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области за счет средств федерального бюджета в пользу Филипповой В.А. единовременно недополученную сумму возмещения вреда за период с января 2001 года по декабрь 2005 года в размере 581138,13руб., обязать Киреевский комитет социальной защиты населения выплачивать Филипповой В.А. с 1 января 2006 года ежемесячно 20872,91руб.

Исполнительные листы, выданные на основании данного судебного решения, вступившего в законную силу 09.05.2006 года, получены Филипповой В.А. 11.05.2006 года, что следует из материалов дела №2-404/06.

Решением Киреевского районного суда Тульской области от 13.12.2006г. постановлено взыскать с Киреевского комитета социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области за счет средств федерального бюджета в пользу Филипповой В.А. единовременно недополученную сумму возмещения вреда за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2006 года в размере 339380,97руб., обязать Киреевский комитет социальной защиты населения выплачивать Филипповой В.А. с 1 января 2007 года ежемесячно 30607,58руб. с последующей индексацией.

Исполнительные листы, выданные на основании данного судебного решения, вступившего в законную силу 29.12.2006 года, получены Филипповой В.А. 29.12.2006 года, что следует из материалов дела №2-1140/06.

Решением Киреевского районного суда Тульской области от 17.02.2009г. постановлено взыскать с Киреевского комитета социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области за счет средств федерального бюджета в пользу Филипповой В.А. индексацию ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000 года по 30 ноября 2007 года в размере 599824,68руб.

Исполнительный лист, выданный на основании данного судебного решения, вступившего в законную силу 05.03.2009 года, получены Филипповой В.А. 20.03.2009 года, что следует из материалов дела №2-226/09.

По своей сути, согласно ст.5 закона от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее, - базовый Закон), предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Следовательно, лицом, обязанным осуществлять соответствующие меры социальной поддержки и возмещение вреда, является публично-правовое образование – государство Российская Федерация.

Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой ст.14 базового Закона, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержден постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 года №607. В соответствии с п.4 данного Порядка, выплата денежной компенсации инвалидам, а в случае смерти инвалида выплата денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации.

Судебные решения по искам Филипповой В.А. постановлялись в 2004, 2006 и 2009 годам.

В законе «О федеральном бюджете на 2004 год» расходы бюджета Российской Федерации на выплаты, связанные с расходами на выплату компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляются Министерством финансов РФ (строка 092 18 02 395 250 приложения 7 «Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2004 год» к закону о бюджете), а расходы по возмещению вреда таким гражданам осуществляются Министерством труда и социального развития РФ (строка 148 18 02 353 250). Иных органов власти либо учреждений в законе не указано.

Взыскание по исполнительным листам регулировалось нормами ст.ст.133-135 закона о бюджете на 2004 год, в которых установлено следующее.

Обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета осуществляется на основании исполнительных листов судебных органов со счетов должников, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и (или) кредитных организациях, а также с их лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства, исключительно в пределах целевых назначений в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации. Взыскание средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета, с лицевых счетов, открытых им в органах федерального казначейства, производится органами федерального казначейства в соответствии с предъявленными им исполнительными листами судебных органов и на основании расчетных документов получателей средств федерального бюджета исключительно в пределах целевых назначений в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов федерального бюджета. При недостаточности указанных средств на лицевых счетах должников главный распорядитель средств федерального бюджета осуществляет финансирование расходов в сумме, необходимой для исполнения требований по исполнительному листу, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст.133 закона о бюджете). Значит, в исполнительном производстве участвуют: по обязательствам получателя средств федерального бюджета – должник, имеющий счет в Центральном банке РФ или в иной кредитной организации либо лицевой счет в органах федерального казначейства, в последнем случае, взыскание за счет средств бюджета производится органами федерального казначейства на основании расчетных документов получателя средств бюджета.

Исполнительные листы судебных органов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, направляются в Министерство финансов Российской Федерации для исполнения им в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исполнение судебных решений по искам к Российской Федерации осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели настоящим Федеральным законом. При этом допускается исполнение судебных решений в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные настоящим Федеральным законом на эти цели (ст.134 закона о бюджете).

Иного порядка исполнения судебных решений не установлено.

В возражениях представителя Министерства финансов РФ и Управления Федеральной казначейства по Тульской области имеется ссылка на то, что порядок исполнения решений судов предусмотрен в письме Минфина России от 10.07.2007 года №12-05-11/3457. Однако к моменту постановления первого из судебных решений – решения от 30.01.2004 года – указанный порядок не действовал. Кроме того, в указанном порядке исполняются судебные решения по искам получателей компенсаций, предусмотренных в постановлении Правительства РФ от 31.12.2004 года №907 (данным постановлением утверждены Правила выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, в частности, ежемесячная компенсация семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренная частями первой и второй статьи 41 базового Закона, но не п.15 ч.1 ст.14 базового Закона); компенсаций, предусмотренных Правилами выплат, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; выплат, предусмотренных Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности), предусмотренной в п.3 ч.1 ст.13 базового Закона.

Законом от 27.12.2005 года №197-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ введена глава 24.1, анализ которой позволяет сделать вывод о том, что во всех случаях исполнение судебных решений в 2006 году должно осуществляться в порядке, установленном статьёй 242.2 или ст.242.3 данного кодекса.

Для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации исполнительные листы направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации (п.2 ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ).

Для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, исполнительные листы направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации (данное положение к рассматриваемому случаю не относится).

Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (п.6 ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии со ст.242.3 Бюджетного кодекса РФ, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (п.1 данной статьи).

Орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата (п.2 данной статьи).

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации (п.3 данной статьи).

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (п.6 данной статьи).

Должник обязан представить в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (п.7 данной статьи).

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

Орган Федерального казначейства при полном исполнении исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ (п.11 данной статьи) и ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в порядке, установленном Федеральным казначейством (п.12 данной статьи).

В соответствии с п.4 ст.214 ГК РФ, средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Следовательно, федеральный бюджет РФ является составной частью казны Российской Федерации, а значит, исполнение судебных решений по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации исполнительные листы должны направляться для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.242 Бюджетного кодекса РФ, а статья 243 Бюджетного кодекса РФ, в данном случае, не применима, поскольку какое-либо федеральное бюджетное учреждение не являлось должником по рассмотренным судом делам.

Выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС производится в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 года №607. Компенсации, указанные в п.15 ч.1 ст.14 базового Закона, что следует из содержания пунктов 2 и 3 указанного Порядка. Выплата денежной компенсации производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение (п.4 Порядка) до 31.12.2004 года, а с 01.01.2005 года - органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации (изменение внесено постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года №819).

Финансирование расходов, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1996 г. N 506 "О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" – далее, - Порядок финансирования (п.2 Порядка, утратившим силу с 01.01.2005 года).

Согласно п.2 Порядка финансирования, Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации производит ежемесячно авансовые перечисления средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с предоставлением предусмотренных базовым Законом льгот и компенсаций, в распоряжение органов федерального казначейства в субъектах Российской Федерации. Средства на следующий месяц перечисляются в размере фактических выплат, произведенных за предыдущий месяц, с последующим уточнением. В субъектах Российской Федерации, где органы федерального казначейства не созданы, финансирование расходов производится ежемесячно авансовым перечислением средств в распоряжение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на открываемые ими в банках специальные счета по учету таких средств. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, где органы федерального казначейства не созданы, осуществляют контроль за целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социальную защиту граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и представляют отчет об их использовании в Министерство финансов Российской Федерации по установленной форме.

Таким образом, в 2004 году в финансировании расходов участвовали лишь Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и органы федерального казначейства в субъектах РФ, а в случае, если таковые не созданы, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

С 2007 года действуют Правила финансового обеспечения в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее, - Правила финансирования), утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года №872, которые действовали и в 2008-2010 годах (постановления Правительства РФ от 12.12.2007г. №866, от 10.12.2008г. №946, от 31.10.2009г. №868).

В соответствии с Правилами финансирования, выплата денежной компенсации осуществляется путем перечисления в установленном порядке соответствующих средств со счета Управления Федерального казначейства по г. Москве, в котором Федеральной службе по труду и занятости открыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета, на счета по вкладам, открытые получателями денежной компенсации в организациях Сберегательного банка Российской Федерации, или по желанию получателей денежной компенсации - через организации федеральной почтовой связи на основании соглашений, заключаемых Службой со Сберегательным банком Российской Федерации и федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" (далее - плательщики) – п.3 Правил.

Органы в сфере социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации), на основании информации органов социальной защиты населения, принимающих решения о выплате денежной компенсации в соответствии с Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 607, либо на основании вступившего в законную силу решения судебного органа об изменении размера денежной компенсации ежемесячно составляют реестры. В реестрах указываются потребность субъекта Российской Федерации в средствах федерального бюджета, подлежащих перечислению каждому плательщику в соответствующем месяце, и сведения о каждом получателе денежной компенсации.

Реестры подписываются руководителем органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, заверяются печатью и ежемесячно, не позднее 10-го числа, представляются в Федеральную службу по труду и занятости. Форма и способ представления реестров определяются Федеральной службой по труду и занятости.

Федеральная служба по труду и занятости в соответствии с указанными реестрами:

а) формирует базу данных получателей денежной компенсации;

б) определяет итоговую потребность в средствах федерального бюджета на соответствующий месяц, включая расходы на банковское (почтовое) обслуживание операций, связанных с доставкой денежной компенсации, в соответствии с соглашениями, предусмотренными пунктом 3 настоящих Правил;

в) осуществляет распределение средств между плательщиками;

г) направляет каждому из плательщиков сводные реестры, содержащие следующие сведения:

размер средств федерального бюджета, предназначенных для перечисления получателям денежной компенсации в соответствующем месяце по каждому субъекту Российской Федерации;

размер средств на банковское (почтовое) обслуживание операций, связанных с доставкой денежной компенсации, в соответствии с соглашениями, предусмотренными пунктом 3 настоящих Правил;

сведения о получателях денежной компенсации, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил;

д) представляет ежемесячно, не позднее 25-го числа, в Управление Федерального казначейства по г. Москве платежные поручения на перечисление средств с лицевого счета Федеральной службы по труду и занятости в соответствии с учтенными на этом лицевом счете лимитами бюджетных обязательств и объемами финансирования денежной компенсации на счета плательщиков для доставки денежной компенсации, а также для банковского (почтового) обслуживания операций, связанных с доставкой денежной компенсации (п.6 Правил).

Плательщики (Сбербанк и Почта России) осуществляют доставку денежной компенсации в размере, указанном в соответствующем реестре. Порядок и сроки доставки денежной компенсации, а также форма соответствующей отчетности и порядок ее представления определяются соглашениями, предусмотренными пунктом 3 настоящих Правил.

Следовательно, в организации выплат участвуют Федеральная служба по труду и занятости, Управление Федерального казначейства по г. Москве, органы социальной защиты населения субъекта РФ и плательщики – Сбербанк России и ФГУП «Почта России»

Таким образом, в период с 2005 года по 2006 год включительно порядок финансирования расходов бюджета на указанные цели в нормативных актах Правительства РФ урегулирован не был.

Федеральным законом от 26.12.2005 года №189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» предусмотрено, что расходы на ежемесячные денежные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации производятся Министерством финансов РФ (строка 092 11 04 6910000 708 в приложении 10 «Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2006 год» к закону о бюджете), средства бюджета на расходы по компенсациям в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации, переданы Федеральной службе по труду и занятости (строка 150 10 03 5050000 470 в приложении 10).

Федеральным законом от 24.07.2007 года №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» расходы на компенсацию в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, осуществляются Федеральной службой по труду и занятости (строки 150 10 03 5050105 и 150 10 03 5050705 в приложении 28 «Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2006 год» к закону о бюджете).

Как следует из вышеуказанных судебных решений, все присужденные Филипповой В.А. денежные суммы взыскивались с комитета социальной защиты населения администрации м.о. Киреевский район (по решению от 30.01.2004 года), то есть с муниципального органа, с Киреевского комитета социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области (по судебным решениям от 28 апреля и 13 декабря 2006 года, от 17.02.2009 года), то есть территориального подразделения органа социальной защиты населения субъекта РФ, но всегда за счет федерального бюджета, соответственно, должником в исполнительных листах, выданных на основании судебных решений по искам Филипповой В.А., указаны именно данные органы социальной защиты населения, принимавшие решение о выплате компенсации Филипповой В.А.

Из возражений ответчиков – Министерства финансов РФ, Управления Федерального казначейства по Тульской области и департамента социального развития Тульской области – следует, что при исполнении указанных судебных решений органы государственной власти и органы социальной защиты населения Тульской области фактически руководствовались вышеуказанными Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации и Правилами финансирования расходов: в 2004 году орган социальной защиты населения направлял заявку в Управление Федерального казначейства по Тульской области, Управление Федерального казначейства по Тульской области – в Федеральное казначейство, которое, в свою очередь, направляет сведения в Министерство финансов, после чего средства бюджета поступают через органы федерального казначейства в организации Сбербанка РФ или Почты России для получателей ежемесячной денежной компенсации, с 2006 года, поскольку получателем средств бюджета на указанную цель становится Федеральная служба по труду и занятости, в процессе осуществления выплат участвуют данная Федеральная служба и Управление Федерального казначейства по г. Москве, в котором открыт лицевой счет Федеральной службы по труду и занятости.

Из справки Киреевского комитета социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что сумма 38844руб. по решению суда от 30.01.2004 года выплачена Филипповой В.А. 22.04.2005 года; сумма 581138,13руб. по решению суда от 28.04.2006 года и сумма 339380,97руб. по решению суда от 13.12.2006 года выплачены Филипповой В.А. 30.11.2007 года. Сумма 599824,68руб. по судебному решению от 17.02.2009 года выплачена Филипповой В.А. 27.10.2009 года, что подтверждается справкой ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» от ДД.ММ.ГГГГ №.

В соответствии с сообщением ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» от ДД.ММ.ГГГГ №, заявки на суммы для выплаты Филипповой В.А. направлялись по мере поступления исполнительных листов, сами выплаты производились Министерством финансов РФ.

Из представленных заявок на выделение средств, необходимых для исполнения исполнительных листов в пользу граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, следует, что заявка о выплате Филипповой В.А. суммы 38844руб. по решению от 30.01.2004 года направлена комитетом социальной защиты населения администрации м.о. Киреевский район 19.02.2004 года; заявка о выплате Филипповой В.А. суммы 581138,13руб. по решению от 28.04.2006 года направлена Киреевским комитетом социальной защиты населения 12.05.2006 года; заявка о выплате Филипповой В.А. суммы 339380,97руб. по решению от 13.12.2006 года направлена Киреевским комитетом социальной защиты населения 29.12.2006 года; заявка о выплате Филипповой В.А. суммы 599824,68руб. по решению от 17.02.2009 года направлена Киреевским комитетом социальной защиты населения 10.03.2009 года.

Суд приходит к выводу о том, что орган социальной защиты населения направлял заявки о потребности в бюджетных средствах, за счет которых подлежали исполнению судебные решения, сразу после поступления исполнительных листов, и его вины в длительном неисполнении судебных решений не имеется.

Ответчиками, являющимися органами исполнительной власти Российской Федерации, доказательств наличия обстоятельств, препятствующих исполнению судебных решений, не представлено.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2). Право на судебную защиту, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а закрепляющая данное право статья 46 Конституции Российской Федерации находится в неразрывном системном единстве с ее статьей 21, согласно которой государство обязано охранять достоинство личности во всех сферах, чем утверждается приоритет личности и ее прав (часть 2 ст.17 и ст.18 Конституции Российской Федерации).

Наряду с правом на свободу и личную неприкосновенность право на судебную защиту - как по буквальному смыслу закрепляющих названные права статей 22 и 46 Конституции Российской Федерации (с учетом употребления в них терминов "каждый" и "лицо"), так и по смыслу, вытекающему из взаимосвязи этих статей с другими положениями главы 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, - является личным неотчуждаемым правом каждого человека (Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 года N 6-П).

Гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту предполагает как неотъемлемый элемент обязательность исполнения судебных решений. Соответственно, Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" устанавливает, что вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (части 1 и 2 статьи 6).

Эти требования корреспондируют положениям статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, который в своей практике также исходит из понимания исполнения судебного решения как неотъемлемого элемента права на суд и признает, что нарушение этого права может приобрести форму задержки исполнения решения.

При регулировании механизма исполнения судебных решений как неотъемлемой составляющей права на судебную защиту и самого правосудия федеральный законодатель устанавливает специальный порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выделяя, таким образом, в качестве особых субъектов, в отношении которых может осуществляться исполнение судебных решений, публичные образования. К последним, согласно практике Европейского Суда по правам человека, следует относить любые органы власти, осуществляющие общественно значимые функции.

Поскольку эффективное выполнение государством в лице государственных органов возложенных на него публичных функций, в том числе связанных с гарантированием и защитой прав и свобод граждан, предполагает должный уровень материально-финансовой обеспеченности этих органов за счет денежных средств, предоставляемых им из публично-правовых фондов - бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает в качестве общего правила принудительное обращение взыскания на бюджетные средства: согласно части 2 его статьи 239 обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных данным Кодексом. Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на бюджетные средства урегулирован в главе 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации уже указывал на то, что законодатель, предусматривая особенности исполнения судебных решений по искам к Российской Федерации и по взысканию денежных средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета, вместе с тем обязан обеспечить для взыскателя реализацию в полном объеме его конституционных прав на судебную защиту и на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц (Постановление от 14 июля 2005 года N 8-П).

Исходя из того, что в Российской Федерации как демократическом правовом государстве недопустимо злоупотребление со стороны публичной власти таким порядком исполнения судебных решений, вынесенных по искам к публичным образованиям, в том числе к самой Российской Федерации, который не предусматривает возможность принудительного взыскания бюджетных средств, предполагается, что обязанность надлежащей организации исполнения этих судебных решений должна обеспечиваться другими институтами, включая институт ответственности. Виды ответственности определяются положениями гражданского законодательства Российской Федерации, а также международными обязательствами Российской Федерации, в том числе вытекающими из Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ее статьи 13 о праве каждого на эффективное средство правовой защиты, которому корреспондирует обязанность государства обеспечить соответствующие правовые инструменты, гарантирующие эффективную защиту в случае нарушения признанных в Конвенции прав и свобод. При этом, по смыслу данной статьи, установление соответствующих механизмов в национальном законодательстве должно предусматривать такой же уровень правовой защиты, как и при обращении в межгосударственные органы по защите прав человека, в частности в Европейский Суд по правам человека.

Согласно статье 151 ГК Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Названная норма, как направленная на защиту прав граждан при регулировании частноправовых отношений в установленных законом случаях, по своему буквальному смыслу не может рассматриваться как нарушающая какие-либо конституционные права и свободы и, следовательно, не соответствующая Конституции Российской Федерации.

Возможность применения статьи 151 ГК Российской Федерации в отношениях, имеющих публично-правовую природу, в том числе при неисполнении публичными образованиями - Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями вынесенных в отношении них судебных решений о взыскании бюджетных средств, связана с вытекающей из статьи 46 Конституции Российской Федерации обязанностью государства по созданию обеспечивающих реализацию права на судебную защиту конкретных процедур, в том числе по исполнению судебных решений, и, следовательно, компенсационных механизмов в случае, если эти процедуры не привели к защите нарушенных прав.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ.

Согласно п.2 ст.1101 ГК РФ, при определении размера компенсации морального вреда суд учитывает характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальные особенности потерпевшего, требования разумности и справедливости.

Поскольку суд пришел к выводу о том, что в нарушении неимущественного права Филипповой В.А. - права на исполнение судебных решений, виновны органы исполнительной власти Российской Федерации, и в силу позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в определении от 03.07.2008 года №734-0-П, о публично-правовом характере данного права, которое может быть реализовано лишь с помощью государства, создающего для этого необходимые условия, и, соответственно, нарушение данного права, исходя из его природы, возможно лишь со стороны государства как субъекта, призванного гарантировать и обеспечивать его реализацию посредством установления конкретных процедур, включая установление системы мер, позволяющих в своей совокупности организовать и обеспечить эффективное и своевременное исполнение судебных решений, в данном случае, причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.

В силу правил ст.125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии с ч.1 ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ, обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, возложена на Министерство финансов Российской Федерации (постановление Президиума Верховного Суда РФ от 12.09.2007 года №287-П07).

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает следующие обстоятельства.

Решения суда, постановленные по искам Филипповой В.А., исполнялись несвоевременно: как установлено судом выше, сумма 38844руб. по решению суда от 30.01.2004 года выплачена Филипповой В.А. 22.04.2005 года; сумма 581138,13руб. по решению суда от 28.04.2006 года и сумма 339380,97руб. по решению суда от 13.12.2006 года выплачены Филипповой В.А. 30.11.2007 года, сумма 599824,68руб. по судебному решению от 17.02.2009 года выплачена Филипповой В.А. 27.10.2009 года.

Два из указанных судебных решений исполнялись в сроки, превышающие один год, одно судебное решение исполнялось 11 месяцев, последнее судебное решение исполнено в течение восьми месяцев, в то время, как Бюджетным кодексом РФ предусмотрено исполнение судебного решения в течение 3 месяцев, а Правила финансирования предусматривают ежемесячную корректировку сумм выплат.

Таким образом, судом устанавливается, что Филиппова В.А. испытывала нравственные страдания, выражающиеся в переживаниях, чувствах обиды, связанных с неоправданно длительным исполнением судебных решений государственными органами, призванными обеспечить эффективное и своевременное исполнение судебных решений, что умаляет авторитет государственной власти. Данные переживания являются естественными, поскольку каждый гражданин РФ рассчитывает на эффективную защиту своих прав со стороны Российской Федерации, определенного в Конституции РФ, как социальное, в лице органов власти государства.

Истцом не представлено доказательств (медицинских заключений) того, что из-за длительного исполнения судебных решений наступили какие-либо последствия для её здоровья.

Изложенное позволяет суду придти к выводу о том, что действия (бездействие) органов государственной власти РФ, выразившиеся в несвоевременном исполнении судебных решений, не могли повлечь страдания Филипповой В.А. в такой степени, которая может выражаться в компенсации морального вреда в размере, заявленном истцом, - 250000руб.

На основании изложенного, а также с учетом фактически установленных обстоятельств и индивидуальных особенностей Филипповой В.А., которая не является инвалидом, но достигла преклонного возраста (Филиппова В.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ), Филиппова В.А. получает денежную компенсации не в связи с повреждением её здоровья, а как иждивенец умершего инвалида, исходя из принципов разумности и справедливости, суд считает возможным определить компенсацию морального вреда в размере пяти тысяч рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 П1К РФ, суд

р е ш и л:

иск Филипповой В.А. удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Филипповой В.А. с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В части взыскания компенсации морального вреда в размере 245000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение 10 дней со дня составления данного решения в окончательной форме.

Председательствующий